• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Формирование умения решать задачи у детей дошкольного возраста

Опубликовано: 19 мая 2024 Автор:

Именно в детском саду дети делают первые шаги на пути к умению решать задачи. И задача воспитателей направить это движение в нужном направлении. Иногда кажется, что дошкольники очень легко справляются с решением задач. И это приводит к неоправданному рассматриванию этой темы на занятиях по развитию элементарных математических представлений уже в средней группе детского сада.
Действительно, нередко дети могут получить правильный ответ простой арифметической задачи в одно действие наглядно представленной. Ребенок решает задачи, опираясь на умение считать. Фактически он и не решает их, а именно считает, потому что предметы или их изображения находятся перед ним. А ведь ребенок, решая задачи, должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия. Ему следует понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что можно сложить, а что можно и нужно вычесть. И в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой решение простых арифметических задач рекомендуется начинать только в подготовительной к школе группе.
Что значит «решить задачу»? На этот вопрос даже взрослые иногда отвечают следующим образом: «Решить задачу – это найти к ней правильный ответ». Но это не совсем так. Решить задачу – это значит: разобраться в ее условии, выделить, какие величины известны, какую надо найти, как они между собой взаимосвязаны, на основе этого правильно выбрать арифметическое действие, записать соответствующий пример (используя карточки с цифрами и знаками), вычислить его и записать ответ, сформулировав его в полном, развернутом виде.
Учитывая, что в методической литературе недостаточно полно рассмотрена проблема формирования умения решать задачи, мною был разработан курс занятий по развитию элементарных математических представлений. Конспект одного из занятий по данной теме представлен далее.
Программное содержание

Прививать интерес к занятиям по математике.


Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи по иллюстрации, записывать решение с помощью карточек с цифрами и знаками.



Закреплять умение сравнивать числа. Закрепить состав числа 10.


Развивать внимание, речь, память, воображение, мышление.

Материал к занятию

Плоскостное изображение звездочета.


Наглядный материал «Воздушный змей», «Воздушный шар».


Иллюстрация к задаче «Аэродром».



Дидактическая игра «Волшебный круг».


Кассы цифр.

Ход занятия
Дети, какой сегодня день недели?
Сегодня мы с вами будем продолжать учиться составлять и решать задачи.

Детям предлагается послушать сказку.
Жил да был Звездочет (на доске картинка). Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду – Солнце, пытаясь разгадать тайну рождения жизни и смерти звезд. Однажды он решил отправить воздушного змея, чтобы получить более точные сведения.
Давайте поможем Звездочету.

Игровое упражнение «Назовите соседей чисел» (см. Рис.1)
Змей улетел и не вернулся.

Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочет решил полететь к Солнцу: «Возьму-ка я воздушный шар, да и полечу!»
Игровое упражнение «Воздушный шар» (см. Рис.2).
Детям предлагается назвать число, которое надо прибавить к данному числу, чтобы получилось 10.
– Что ты! Что ты! – заскрипел воздушный шар. – Мне не выдержать такого длинного путешествия. Ведь оно продлится не менее 50 лет. Возьми уж лучше самолет.
Детям предлагается рассмотреть картинку, понять происходящее на ней и определить, численность каких предметов требуется сопоставить (см. Рис.3).

Что здесь нарисовано?


Сколько самолетов стоит на аэродроме?



Сколько самолетов летает?


Если они приземляться, больше или меньше самолетов станет на аэродроме?


Что мы знаем? Составьте условие задачи.


О чем можно спросить?

Детям предлагается составить задачу, повторить условие и вопрос. Затем устанавливается обратная связь:

Что показывает число 7?



Что показывает число 3?


Что нужно узнать (о чем спрашивается в задаче, какой вопрос в задаче)?

Затем определяется, с помощью какого арифметического действия следует решать задачу, что именно нужно складывать. Дети записывают решение задачи в кассах цифр, а затем одному ребенку предлагается записать решение, используя карточки с цифрами и знаками на доске. Остальным детям предлагается правильность своего решения. После решения дети дают полный ответ: «На аэродроме стало десять самолетов».
Физкультминутка
Далее предлагается детям самостоятельно составить задачу на вычитание по этой же иллюстрации. Работа по анализу и решению задачи проводится аналогично.
Отправился звездочет к самолету, но самолет отказался выполнять его просьбу: «В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опереться. Только ракета может летать в безвоздушном пространстве». Детям предлагается с помощью элементов игры «Волшебный круг» построить ракету (см. Рис.4).
– Я самая выносливая, самая быстрая, я довезу тебя за один год – сказала ракета.
Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетим?»

Итог занятия
Подводится итог занятия.

Приложения к занятию
Игра «Волшебный круг»
Цель игры: способствовать развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности, воображения.
Круг, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление.
Правила игры:

Использовать для составления каждой фигуры все части круга.



Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.


Не допускать наложения одной части на другую.


Физкультминутка


Один, два – стоит ракета.
Три, четыре – самолет.
Один, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Один, два, три, четыре –
Руки выше, плечи шире.
Один, два, три, четыре –
И на месте походили.


Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению