ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

О необходимости внесения изменений в Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Категория: 

Предлагаемый вашему вниманию документ был подготовлен группой авторитетных представителей педагогической общественности, озабоченных проблемами, проявившимися в ходе обсуждения и попыток реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ).

Мы публикуем вводную часть документа, а также список его авторов и деятелей из области образования, выразивших свою поддержку. Полный текст письма вы можете загрузить по ссылке в конце этой записи.

ФГТ, утверждённые в ноябре 2009 г., с тех пор активно обсуждались в большинстве регионов России педагогами и руководителями ДОУ, анализировались авторами действующих дошкольных программ, специалистами управлений образования и системы повышения квалификации.

В ходе этого анализа и обсуждений, попыток частичного внедрения стали понятны как определённые конструктивные стороны ФГТ, так и очевидные на сегодняшний день их проблемные стороны и явные недостатки, часть из которых принципиально неприемлема в сфере нормирования дошкольного образования.

Среди достоинств ФГТ можно выделить раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», представленный как перечень интегративных качеств ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Хотя отдельные формулировки нуждаются в уточнении или исправлении, под подобными итоговыми ориентирами могли бы подписаться сторонники различных программ при всём разнообразии форм и методов их работы, научно-психологических оснований, различий профессиональных установок воспитателей.

Большинство же других разделов ФГТ настоятельно требуют переработки, некоторые – радикальных изменений.

Авторы письма:

  • Кравцова Е.Е., директор Института психологии РГГУ, соавтор программы «Золотой ключик», д-р психол. наук.
  • Крылова Н.М., автор программы «Детский сад – Дом радости», доцент Пермского педагогического университета, преподаватель СПбАППО, канд. пед. наук
  • Парамонова Л.А., руководитель авторского коллектива программы «Истоки», д-р пед.наук, директор НИИ Дошкольного образования им. А.В.Запорожца, председатель Российского комитета Международной организации по дошкольному воспитанию (ОМЕП) при ЮНЕСКО.
  • Русаков А.С., редактор газеты «Детский сад со всех сторон», директор издательства «Образовательные проекты».
  • Свирская Л.В., координатор программы «Сообщество», доцент кафедры дошкольного образования Новгородского центра развития образования, канд. пед. наук

Положения данного Письма полностью поддерживают:

  • Буренина А.И., зав.кафедрой психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, автор программ по музыкально-ритмическому воспитанию, гл. редактор журнала «Музыкальная палитра», канд. пед. наук
  • Денякина Л.М., доцент кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, д-р пед.наук. (Особое мнение: принципиально возможна единая основная общеобразовательная программа дошкольного образования, на основе которой разрабатываются вариативные комплексные программы. Так первоначально и задумывалось. При этом вариативные программы переносят акцент на разнообразные технологии предоставления дошкольникам того программного материала, который уже имеется в типовой программы.)
  • Загвоздкин В.К., рук. отд. региональной и межд. образовательной политики Центра стратегии развития образования ФГУ ФИРО, зав. лаб. комплексной оценки и повышения качества образования МИОО, канд. пед. наук (Особое мнение: несогласие с самим принципом рассмотрения итоговых показателей детского развития как «результатов освоения программы».)
  • Кравцов Г.Г., соавтор программы «Золотой ключик», зав. кафедрой психологии личности Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, д-р психол. наук
  • Кушнир А.М., редактор журнала «Народное образование», канд. психол. наук
  • Соловейчик А.С., ген. директор издательского дома «Первое сентября»
  • Тарунтаева Т.В., соавтор программ «Истоки» и «Обновление и самообразование», канд. пед. наук
  • Тютюнникова Т.Э., муз. руководитель Центра образования № 1679 г. Москвы, лауреат пед. премии «Грант Москвы», канд. искусствоведческих наук
  • Цветкова Т.В., издатель журнала «Управление ДОУ», ген. директор «Творческого центра СФЕРА», канд. пед. наук
  • Цирульников А.М., член-корреспондент РАО, зав. лабораторией Социо-культурных и региональных проблем Института управления образованием РАО, советник ФИРО Министерства образования и науки РФ, д-р пед. наук. (Особое мнение: ФГТ совершенно не учитывают изменившуюся социальную и социокультурную ситуацию в стране. В них не учтена позиция семьи, альтернативных и частных форм дошкольного воспитания. Отсутствует само понимание детского сада как способа преодоления семейной замкнутости, места встречи людей разных поколений, развития не только детей, но и взрослых. Характер предписываемой в ФГТ системы мониторинга не учитывает ни возможные риски его проведения, ни мировой опыт; но, главное, не учтён сам факт того, что наблюдение, изучение детства является не формой контроля освоения программы, а фундаментальным основанием самого дошкольного воспитания.)
  • Эпштейн М.М., редактор «Газеты для родителей», председатель Санкт-Петербургского отделения ОМЕП, канд. пед. наук.

Загрузить полный текст документа