ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Адаптация к детскому саду детей раннего возраста

Категория: 
Малоподвижные игры в период адаптации для детей раннего возраста

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Россиянка" города Обнинска Калужской области.

Автор: Старосельская В.В., воспитатель первой квалификационной категории.

Когда ребенок поступает в детский сад, начинается новая, более самостоятельная жизнь ребенка. Малыш попадает не просто в новые условия, а новую психологическую атмосферу. Нельзя сказать, что существует единый подход ко всем детям во время адаптации. Каждый ребенок своеобразен. Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. У кого-то адаптация проходит быстро и легко, а у кого-то долго и тяжело.

Для того, чтобы удачно провести адаптацию детей в ДОУ нужно провести предварительную работу с родителями. Объяснить родителям, что у ребенка начинается важный период жизни. Он входит в социальное общество – Детское дошкольное образовательное учреждение. Что для этого нужно?

В первую очередь, соблюдение тех правил и норм, которые уже есть в данном учреждении. Это, прежде всего, режим дня. Он одинаков для всех. Соблюдение режима дня облегчает адаптацию ребенка (привыкание ребенка к режиму в группе).

Второе – это регулярное посещение. Ребенок четко знает, что посещать детский сад надо ежедневно. Это тоже облегчает адаптацию.

И третья составляющая успеха – это положительный настрой родителей. Без этого положительная адаптация ребенка нереальна. Если родители настроены настороженно, чего-то опасаются, это отрицательно сказывается на эмоциональном фоне ребенка.

Отсюда вытекает наша основная задача – создание положительного эмоционального фона и доверительных отношений с родителями детей.

Есть еще один нюанс для проведения более легкой адаптации. Если ребенок очень сильно привязан к матери и тяжело с ней расстается, то лучше, чтобы в садик малыша привел папа или кто-нибудь из родственников (бабушка, дедушка).

Перед началом адаптации необходимо повести с родителями беседу. Узнать об их представлении о детском садике, что они думают об адаптации. Что думают об образовательном процессе в детском саду и в частности в ясельной группе.

А также узнать о привычках малыша, о его режиме дня дома. Спросить, как любит малыш укладываться спать: нужно его покачать или он просто сам засыпает с любимой игрушкой. Любит ли колыбельные песенки.

Как дома малыш кушает? Сам ложкой или любит, чтобы его кормили, и при этом с удовольствием открывает рот. Либо он еще не приучен к обычной пище и питается еще из бутылочки. Какие продукты предпочтительнее. Есть ли аллергические реакции на какие-либо продукты. Попросить родителей принести справку от врача, на какие продукты есть аллергия.

Попросить родителей рассказать, как они проводять прогулку с малышом. Ходят играть с другими детьми во двор или идут на городскую детскую площадку. Уточнить, как ребенок идет на контакт с другими детьми. Как общается со своими сверстниками. Проявляет инициативу в играх или нет.

Также необходимо уточнить, как ребенок идет на контакт со взрослыми. Опасается нового контакта, либо открыт в общении.

Узнать, как успокоить малыша, если он расплакался. Какие его любимые игрушки, может лучше песенки – потешки, или что-то еще. Все эти особенности необходимо уточнить у родителей.

Рассказать родителям о режиме дня, о плане проведения адаптации и о дальнейшем посещении детского садика, о той непосредственной образовательной деятельности, которая проходит в их группе в течении года.

Теперь непосредственно о самом процессе адаптации.

Адаптация начинается с беседы. Рассказываем о том, как будет проходить адаптация.

Первое знакомство воспитателя и ребенка должно происходить в присутствии родителя (мамы или папы) ребенка. Пребывание ребенка в первый день должно быть кратковременным. Желательно если они придут на прогулку. Не надо навязывать ребенку свое присутствие. Просто подойти к ребенку поздороваться и познакомиться. Предложить поиграть вместе. Если ребенок не согласен, стесняется или опасается чего-либо, не настаивать. Отойти в сторонку и продолжить игру с другими детьми. В этой ситуации хорошо работают народные песенки и потешки. Играя в песок или делая куличики из песка можно что-нибудь напевать. Певучесть слов народного фольклора завораживает и заинтересовывает детей. Они сами подходят к воспитателю. И как бы между прочим воспитатель предлагает играть вместе. Чаще всего ребенок соглашается. Можно провести подвижную игру. Хорошо сближают малыша и воспитателя подвижные игры. Дети любят играть вместе. «Дети, покажите, как летают птички!», «Полетели на самолетах!», «Кто любит кататься на поезде?» - все подвижные игры желательно сопровождать стихотворениями или песенками. Так начинается первый контакт.

Первый положительный контакт очень важная и хрупкая вещь. Нужно быть очень осторожной, чтобы, не разрушить его. Необходимо закрепить этот контакт новыми играми. Чем больше вы увлекаете детей игрой, тем больше они к вам привязываются, больше доверяют вам, и идут в группу с большей охотой.

Если ребенок сам не подходит к воспитателю, тогда нужно предложить маме поиграть вместе с ребенком на участке. Очень хорошо если это будет совместная игра вместе с воспитателем (ребенок, мама, воспитатель). Можно покатать машину за веревочку напевая при этом песенку. Например: «Машина, машина ревет гудит…», или какую-нибудь другую песенку. Можно напечь куличиков из песка: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку!» Певучесть слов привлекает детей. Они любят играть вместе.

Через несколько дней совместных прогулок можно предложить маме уходить с прогулки на некоторое время (15-20 минут).

На этом этапе ребенок учится находиться без родителей. Воспитатель отвлекает ребенка, завлекает игрой. В этой ситуации тоже очень хорошо помогают песенки и потешки.

Теперь о третьем этапе адаптации. Вход в группу.

Как правило - этот этап проходит без эмоциональных всплесков. Дети с удовольствием идут в группу. Их завлекает обилие игрушек и развивающих пособий. Яркая и просторная группа нравится детям.

В первое посещение группы провести экскурсию по группе. Если приходят впервые несколько детей можно провести НОД «Знакомство с группой». На другой день знакомство с «Сухой зоной» Монтессори. С этого дня можно начинать презентации работ в сухой зоне. Не нужно торопиться и проводить презентации работ не удостоверившись, что предыдущая работа усвоена на должном уровне. Дети растут, познают мир, развиваются. Им нравится узнавать что-то новое, что-то особенное. Это касается мокрой зоны Монтессори. Вода влечет детей. Дома не разрешают играть с водой, а в садике это одна из образовательных зон. Самое любимое занятие у всех без исключения детей.

Один очень важный момент из составляющих успешной адаптации наличие  Монтессори зон (сухой и мокрой).

Основной девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Именно самостоятельность, которую они получают в группе, придает значимость ребенку. Ему нравится все делать самому. Чувствовать себя большим, самостоятельным.

Из опыта работы рациональнее всего следовать такой схеме:

  • прогулки на улице;
  • вход в группу и пребывание в ней до обеда;
  • обед (принятие пищи);
  • знакомство со спальней, знакомство с кроваткой;
  • привыкание к кроватке;
  • сон, пребывание ребенка до полдника;
  • пребывание ребенка целый  день.

Каждый из этих этапов очень важен. Нельзя думать, что если ребенок идет радостно в группу, остается на прогулке, также с удовольствием останется на сон. Это большое заблуждение. Даже взрослые приезжая в гости плохо спят на чужих кроватях. Тем более дети с тонкой душевной организацией. Он впервые остается на сон без мамы. Для него это очень страшно и опасно. Здесь нельзя заставлять. Только по доброй воле. Можно покачать ребенка в кроватке, спеть ему колыбельную песенку, предложить какую-нибудь понравившуюся игрушку. Лучше если родители принесут из дома любимую игрушку малыша. Эта маленькая частичка дома успокоит ребенка, поможет заснуть.

Когда ребенок проснется – может испугаться. Ведь он первый раз проснулся вне дома. Успокоить малыша. Можно первые один-два раза пригласить  родителей. Если малыш не нервничает – предложить ему игрушки или книжки. Можно отвести в групповую комнату – там он выберет себе игру или занятие по желанию. Чаще всего через несколько дней (1-2 дня) малыш привыкает к кроватке и обстановке в спальне. В этом также помогает спокойная классическая музыка или детские колыбельные песенки. Детям очень нравится, когда воспитатель сам поет колыбельную песенку. В таких условиях дети лучше засыпают и спокойнее спят, просыпаются отдохнувшими и в хорошем расположении духа.

Теперь поговорим о принятии пищи.

Детям нравится, что в группе мебель подобрана по возрасту. Они с удовольствием садятся на стульчики. Нравится сервировка стола. Их это привлекает.

Но вот принесли обед. Начали разливать по тарелкам. Воспитатель акцентирует этот момент: «Нам принесли обед! Как вкусно пахнет! Давайте сядем за столы и узнаем, что же такое вкусное в наших тарелочках!»

Даже если новенький ребенок не хотел кушать или опасался сесть за стол, теперь точно захочет узнать – что же там такое в тарелочках. Детское любопытство берет верх. Ни в коем случае нельзя заставлять кушать малыша. Пусть сам немного попробует. Можно предложить покормить его, если согласится – покормить. Приговаривая: «Какой вкусный супчик!» Либо что-то похожее. В этом случае тоже очень хорошо работают потешки и песенки.

Теперь знакомство со спальней. Позвольте малышу самостоятельно исследовать новое помещение. Пусть он побудет в роли исследователя. Покажите ему его кроватку. Предложите посидеть на кроватке. Дети опасаются всего нового. Не настаивайте. Если не получилось сегодня – получится завтра. Одни дети быстро и без опаски познают и привыкают к новому, а другие проходят этот этап более медленно. Увидев, что все дети лежат на кроватках – новенькому малышу тоже захочется. Пусть он сам ляжет на кроватку. Если малыш сам не хочет – завлеките его. «Посмотри, какая красивая кроватка! Что это такое нарисовано у тебя на простынке? Какая интересная подушка! Кто это нарисован у тебя на подушке?» Это обязательно заинтересует малыша. Дети очень любопытны.

Если малыш после сна чувствует себя спокойно, не переживает – можно оставить его до ужина или на целый день.

Нельзя думать, что если ребенок не плачет, не капризничает – значит можно успокоиться. Ребенок может переживать в себе. Это может отражаться в поведении, сказывается на аппетите, сне и даже на иммунитете малыша. Это одна из причин частых заболеваний детей в период адаптации.

Отметим еще один нюанс. Многие родители одевают детей красиво и модно, не задумываясь о том, удобно ли детям в такой одежде. Не говоря уже о том, что эта одежда должна быть легкой и свободного кроя. В беседе с родителями необходимо уделить этому моменту особое внимание. Это не только здоровье детей, но и их эмоциональный настрой. Одежда не должна сковывать движения, давить, натирать. В тоже время одежда не должна быть на два-три размера больше. Это тоже доставляет неудобства. Ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно. Одежда должна дышать, свободного покроя из натуральных тканей.

Подводим итог.

Для успешной и плодотворной адаптации детей необходимо использовать несколько взаимодополняющих исследовательских  методов:

  • «теоретический» - анализ психолого-педагогической литературы по адаптации;
  • «эмпирический» - наблюдение, анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта;
  • методы количественной и качественной обработки данных с их последующей интерпретацией.

Теперь переведем все это на разговорный язык. Что нам нужно сделать?

Провести:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • перевод ребенка на режим близкий к режиму ДОУ;
  • ведение адаптационных листов;
  • наблюдение за детьми;
  • игры с детьми в период адаптации;
  • при необходимости консультация психолога.

С приходом ребенка в детский сад его жизнь резко меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, другие требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Отсюда появляются капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни. Снять все тревоги и помочь ребенку адаптироваться  поможет игра. В этот период игра - это самая важная часть в адаптационном процессе. Играя, дети знакомятся с окружающим их миром, расположением предметов в нем. Так, например, игра «Найди игрушку» помогает ориентироваться в групповой комнате и в спальне. Также помогать найти игрушку через подсказки – «Там моют посуду» или «Лежит тихо, закрыв глаза».

Игры направленные на сближение: «Раздувайся пузырь», «Карусель» и другие игры.