Топ прошедших вебинаров

Вебинар:
«Нарушения звукопроизношения у детей»

Скидка на курс:
«Особенности организации работы по развитию речи дошкольников»

Подробнее →


Вебинар:
«Диагностика: методики и индивидуальный маршрут развития детей с ОВЗ»

Скидка на курс:
«Организационно-методические подходы к образованию детей с ОВЗ на современном этапе»

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

День за днем говорим и растем: Предисловие

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

Из книги «День за днем говорим и растем»

Каждый из нас проходит свой путь, проживает свою единственную жизнь. И то, как она складывается, во многом определяется нашей индивидуальностью, характером, задатками и способностями, отношением к окружающим — словом, качествами, основы которых закладываются в детстве.

Когда в семье появляется ребенок, родители, как правило, начинают выяснять, на кого он похож. Малыш подрастает, и этот вопрос обретает новый смысл: теперь взрослые ищут схожесть с родственниками уже не во внешности ребенка, а в чертах характера, наклонностях и т.д.

“В кого наш ребенок?” - интересуются родители, и этот вопрос вполне правомерен, поскольку многие признаки, свойства организма человек действительно принимает от родителей. Он как будто становится их продолжением. Наследственным путем передаются черты лица, особенности телосложения, тип нервной системы. К сожалению, могут передаваться и некоторые заболевания.

Давайте попытаемся выяснить, что мы можем и должны формировать в ребенке, а что изменить не в нашей власти. Да, дети многое наследуют от предшествующих поколений, но это не значит, что при этом они становятся копией отца или матери, бабушки или дедушки. Генотип (наследственная основа организма) каждого человека уникален, он несет в себе сочетание самых разнообразных признаков, обусловливая его биологические особенности и своеобразие. Разумеется, среди наследственных признаков есть такие, которые мы изменить не в силах, например группа крови, цвет глаз и ряд других. Однако есть наследственные признаки, которые мы вправе (а подчас и обязаны) “исправить”. А еще лучше - предупредить до рождения ребенка.

Предположим, ребенок родился ослабленным, с определенной предрасположенностью к тому или иному заболеванию. Что делать в этом случае? Прежде всего — не опускать руки. Усиление защитных функций организма — важная и вполне достижимая задача. Делать это нужно постепенно, планомерно и настойчиво. Правильная организация режима дня, специальные процедуры по закаливанию, занятия спортом — это и есть то самое средство, которое даже при неблагоприятной наследственности дает положительный результат, укрепляет детский организм, делает его более жизнеспособным. Известно, что закаленные дети реже болеют и быстрее приспосабливаются к новым условиям. Их потенциальные возможности - как физические, так и умственные - значительно увеличиваются. Улучшается и наследственный фонд. Таким образом, закаливая ребенка, мы заботимся не только о его здоровье, но и о здоровье его будущих детей, способствуем укреплению жизнеспособности следующих поколений.

Поговорим немного о том, как биологические, а точнее физиологические, особенности влияют на взаимодействие ребенка с окружающим его миром. В процессе развития все дети проходят определенные возрастные этапы. Тем не менее темп этого развития у каждого ребенка индивидуален. Возраст, в котором должны появиться важные новые навыки, например ходьба и речь, нельзя назвать абсолютно точно — установлен лишь определенный возрастной диапазон.

Темп развития зависит от многих факторов. Приблизительно трое из ста детей имеют те или иные отклонения, связанные с наследственностью или врожденными заболеваниями. Иногда к замедлению развития приводят тяжелые заболевания или травмы. В период серьезной болезни может наступить временная задержка развития, которая после выздоровления будет устранена. Некоторые наследственные или врожденные заболевания выявляются еще во внутриутробном периоде, поэтому в ряде случаев родители заранее знают, что за ребенком потребуется особый уход.

Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение могут ослабить влияние болезни на развитие ребенка. Однако бывает, что задержка развития становится очевидной только в школьном возрасте, в процессе общения ребенка со сверстниками.

Как вовремя определить, что малышу необходима помощь специалиста? На что стоит обратить внимание? Если в 2 месяца мышцы ребенка слишком напряжены или, наоборот, вялые, он не держит голову, когда его поднимают на руки; если в 6 месяцев ребенок всегда тянется к предмету только одной рукой, а другая при этом сжата в кулак; если в 10 месяцев ребенок ползет, отталкиваясь только левыми или правыми рукой и ногой, а противоположные конечности приволакивает - значит, родителям следует обратиться к педиатру. Причин подобных проявлений может быть несколько: задержка развития; детский церебральный паралич (иногда он развивается в результате заболевания, возникшего внутриутробно, а иногда является следствием болезни, перенесенной в грудном возрасте). Педиатр осмотрит ребенка и решит, требуется ли консультация другого специалиста.

Если ребенок утрачивает уже приобретенные навыки, произносит меньше слов, чем раньше, отказывается играть, замыкается в себе, родителям тоже следует обратиться к педиатру. Причинами таких нарушений могут быть задержка развития, аутизм, нарушение обмена веществ.

Если ребенку трудно ходить и координировать движения, причем симптомы эти прогрессируют, у него может обнаружиться неврологическое расстройство и/или болезнь мышечной системы. Установить причину может только врач!

Случается, что ребенку уже более 2-х лет, и он понимает обращенную к нему речь, но сам ясно произносит лишь несколько слов. Скорее всего, расстройства речи нет (если ребенок хорошо произносит слова). Врачи это явление называют “ленивая речь”, но все-таки стоит обратиться к педиатру, который осмотрит малыша и назначит полное обследование, в том числе слуха, и решит, требуется ли консультация другого специалиста.

Если же ребенку более 2-х лет, он очень поздно начал ползать, ходить, говорить и теперь произносит менее 5 слов, да и те невнятно, у него может быть задержка развития или нарушение слуха. Вполне возможно, что малышу уделяется недостаточно внимания. Его обязательно должен осмотреть педиатр. Он назначит полное обследование, в первую очередь - слуха. И, как и в остальных случаях, решит, требуется ли консультация другого специалиста.

Таким образом, при любом подозрении на задержку развития необходимо провести полное медицинское и психологическое обследование ребенка. В зависимости от результатов тестирования детский психолог и педиатр составят программу лечения, направленную на решение проблем, связанных с физическими, речевыми и психологическими аспектами развития. Возможно, ребенку придется обучаться в специальном образовательном учреждении. (Кстати, современные методы тестирования способны не только выявить отклонения в развитии, но и дать представление о сильных сторонах ребенка.) Как правило, родителей очень волнует, какого уровня образования сможет достичь их сын или дочь. Но даже специалисты затрудняются дать долгосрочный прогноз на основании тестов, проведенных в возрасте 1-2-х лет.

Исследования показали, что, независимо от наличия и характера врожденного заболевания ребенка, очень большую роль в том, насколько разовьются его физические и интеллектуальные способности, играют окружающая среда и воспитание. Следовательно, родители могут оказать значительное влияние на развитие своего ребенка.

Наверное, все родители знают: чем больше они будут разговаривать со своим малышом, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта и творческих способностей. Иными словами, любовь и разумная забота близких людей способствуют правильному формированию мозга ребенка.

Обнаружены два важнейших фактора. Во-первых, выяснилось, что обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте от рождения до 3-х лет, особенно в первый год жизни. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, буквально определяет его будущий интеллектуальный уровень, успехи в образовании и т.д. Причем слова эти должны исходить от тех, кто ухаживает за малышом, а не доноситься из радиоприемника или телевизора — эффект в том и в другом случае абсолютно различен. Некоторые ученые считают, что интеллект формируется еще во внутриутробном периоде. Ребенок узнает голос матери с очень раннего возраста, поэтому врачи советуют женщинам уже во время беременности разговаривать со своими детьми. Считается также, что беременной женщине полезно слушать музыку — это развивает мозг ребенка.

Для того чтобы грамотно воспитывать и обучать ребенка, направляя его природные возможности в нужное русло и разумно нагружая его физически, нужно знать тип его темперамента, который проявляется в скорости двигательных реакций и силе эмоциональных проявлений. Ведь в типе темперамента находит непосредственное выражение тип нервной системы человека.

Известный советский физиолог И.П. Павлов в основу классификации типов нервной системы положил три признака: силу основных нервных процессов — возбуждения и торможения; равновесие между этими процессами; подвижность этих процессов, то есть способность их быстро сменять друг друга. Согласно этому учению, сильному, уравновешенному, подвижному типу центральной нервной системы соответствует сангвинический темперамент; сильному, но неуравновешенному типу, у которого возбуждение преобладает над торможением, — холерический; сильному, уравновешенному, но малоподвижному — флегматический; слабому — меланхолический тип темперамента.

Родители нередко задают вопросы: хорошо или плохо, что ребенок, скажем, холерик, и можно ли изменить его темперамент? Во-первых, напомним, что тип темперамента наследуется и остается неизменным на протяжении длительного промежутка времени, а часто и всей жизни, поэтому не стоит пытаться изменить его. Во-вторых, поясним: нет “плохих” и “хороших” типов, каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Например, холерик быстр, подвижен, легко, с азартом берется за все новое, однако быстро и охладевает к тому, чем только что увлекся. Флегматик же медлителен, с трудом включается в деятельность, зато доводит начатое до конца. Он пунктуален и настойчив. В-третьих, заметим: некоторые “отрицательные” стороны темперамента можно компенсировать, воспитывая у ребенка соответствующие черты личности. Практика показывает, что у холерика можно выработать выдержку, у меланхолика — уверенность в себе и т.д. Воспитание ребенка с учетом его природных особенностей должно создавать такие условия, которые способствовали бы сглаживанию негативных и развитию положительных качеств личности.

Родители вовсе не должны ставить себе цель воспитать вундеркинда, постоянно и помногу занимаясь с ребенком. Это может быть опасно для малыша: ни в каком возрасте не следует требовать от ребенка выдающихся достижений. Надо лишь обеспечить ему спокойствие, безопасность и разумно поощрять его. Способности ребенка должны развиваться в свойственном ему темпе. Мозг готов к каждому виду деятельности в свое время, и это надо обязательно учитывать при выборе занятия для ребенка. Но в любом возрасте ребенку необходимо общение с родителями и другими взрослыми.