Анонс мероприятий

22.08.2018 г.

Форсайт сессия:
«Молодой воспитатель: особенности и трудности адаптации в детском саду»

Ведущий:

  • Белая К. Ю., кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, лауреат премии правительства РФ в области образования.
  • Молодчая Т. В. методист дошкольного отделения школы № 1381
  • Сапожникова О. Б. учитель-логопед, Обладатель Гранта г.Москвы в области образования, автор методических пособий и публикаций.
  • Зимонина В. Н. автор книг и методических пособий по физическому развитию, ст.преподаватель, методист кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГОУ ВПО МИОО.

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Категория: 

1. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Итак: что же это такое РДА? (синдром Каннера) (от греч. аутос – «сам»)

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10),определены основные признаки дизонтогенеза аутизма: детский аутизм - это дефицитарное, дисгармоничное, искаженное общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения.
По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (в переводе с английского - первазиве - проникающий, распространяющийся повсюду, т.е. охватывающий все области психики, нарушено что-то глубоко внутри и что это затрагивает человека в целом.

Причиной этому по всей видимости являются наличие различных экзо- и эндогенных факторов, о которых часто пишут в специальной литературе.

2. Актуальность (противоречия)

Проблема РДА существует давно, но особенно остро она обозначилась в последние годы, когда наблюдается все большее количество детей, с проявлением аутизма, или расстройством аутического спектра (РАС). В 2000 году распространенность РДА составляла от 5 до 26 случаев на 10 000 детей. Число детей с аномальным развитием неуклонно растет, в том числе наблюдается все большее количество детей с проявлением аутизма, или расстройством аутического спектра (РАС).

Внедрение в практику современного образования России ФГОС отражает изменения вектора развития. Выделены цели образования, акцентирующие внимание на детях, с особыми образовательными потребностями. Проблема развития речевых и коммуникативных навыков у данной категории детей на сегодняшний день является одной из важнейших, растущей тенденции к инклюзивному образованию. Значительные изменения произошли в общем характере и стиле всего пед. процесса (все большее распространение приобретает вариативность программ методов и средств обучения и коррекции). Введение ФГОС детей дошкольного возраста с РАС имеет большое значение.

В психолого- педагогической и дефектологической литературе большое внимание уделяется разработке и апробации на практике различных способов и приемов обучения детей с РАС предметным и социальным умениям ( В.М. Астапов, Н.Л. Белопольская, В.Е. Каган, В.В. Ковалев и многие другие.

Проблемой сложных речевых нарушений, в том числе и у детей с ранним детским аутизмом занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые. О существенном значении влияния взрослых, нормального социального окружения на общее и особенно речевое развитие ребенка с первых дней жизни, излагали в своих научных трудах известные ученые: А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин , В. И. Мухина и др. Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому ребенку [1,с. 126 ].

Большой интерес вызывает концепция Л.С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений, из которых следует, что при достаточном, раннем начале целенаправленной коррекционной работе не только в наибольшей мере используется пластичность нервной системы, но и обеспечивается предупреждение многих вторичных нарушений в общем и речевом развитии.
Не менее важное значение в современной логопедической практике получило исследование Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой об использовании в коррекционной работе основных принципов дидактики и теории воспитания: индивидуального подхода и учета индивидуальных особенностей ребенка, наглядности, доступности, сознательности.

3. Теоретическая база

Проблемой сложных речевых нарушений, в том числе и у детей с ранним детским аутизмом занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые: (Л. Каннер, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Т.И. Морозова и др.).

Характерные специфические, отличающиеся от нормальных детей особенности речи, у детей с аутическими проявлениями представляли ученые К. Гилберг и Т. Питерс. и др.

4. Ранние признаки Аутизма

Синдром РДА оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте специалисты уже точно могут определить выраженные черты искаженности развития ребенка.

Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Детям с аутизмом трудно идти на контакт, социализироваться. У детей с РДА отмечается стремление к стереотипной игровой деятельности,манипулирование предметами сортировка предмета по ему одному понятному признаку и т.д. У детей данной категории сверхсенсорная чувствительность наиболее характерная черта- это нарушение речи, резкое ограничение речевого контакта, вплоть до мутизма. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности; они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

Характерные проявления синдрома раннего детского аутизма описывали в своих научных трудах многие отечественные и зарубежные авторы.
(Л. Каннер, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Т.И. Морозова и др.)

5. Сферы нарушений проявления РАС

Английский исследователь доктор Лорна Винг сформулировала «Триаду нарушений», раскрывающую основные характеристики и сферы проявления аутизма:

  1. нарушение социального взаимодействия (от полной отрешенности, до активного, но нелепого общения);
  2. нарушение речи и коммуникации;
  3. нарушение воображения и эмоциональной сферы.

6. 7 фактов

Учитывая специфику поведения детей с аутизмом, ошибочно считать, что дети с аутизмом обязательно умственно отсталые, они не желают общаться, но однозначно, им очень нужно внимание других. Дети с РАС бывают гипервозбудимы, у них проявляются вспышки эмоциональных всплесков, но нельзя считать это избалованностью и упрямством, поэтому все эти проявления – это сигнал к тому, « что с ребенком что-то не так».

7. Направления коррекции по обучению навыкам коммуникации с РАС

Как было уже сказано ранее, у аутичных детей нарушены три основные области ( язык и коммуникация, воображение и эмоциональная сфера и социальное взаимодействие), поэтому по этим направлениям ведется коррекционная работа.

В подготовке к появлению речи играют решающую роль эмоциональный контакт ребенка со взрослым, формирование базовых коммуникативных функций, формирование элементарных социальных навыков, деловое сотрудничество с ним и насыщение опыта детей речевыми воздействиями взрослых, включенными в живое общение между собой.

8 . Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Приемы и способы формирования коммуникативных навыков у детей с аутическим спектром планируются поэтапно.

Вначале проводится наблюдение за уровнем общего эмоционального состояния, оценивается поведение ребенка, проводится беседа с родителями о поведении ребенка в различных сферах его жизни. Затем устанавливают тактильный и вербальный контакт, формируют учебное поведение, как предпосылку к дальнейшему обучению ребенка навыкам для его развития и социальной адаптации.

9. Этап 2

Предметно - действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка со взрослым. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Приближаясь ко взрослому, принимая позу, в которой взрослый берет его на руки, протягивая игрушку или другой предмет, ребенок как бы изображает эпизод желательной для него совместной деятельности и использует его как адресованный взрослому знак – приглашение к такой деятельности.

10. Этап 3

Наиболее эффективной, по мнению многих зарубежных ученых, является методика «сопровождающего обучения», которая позволяет обучать детей коммуникативным навыкам в рамках естественно возникающих ситуаций. Таким образом, процесс педагогической коррекции базируется на личных интересах и потребностях ребенка, что приводит к повышению результативности обучения.

11.Выводы

Таким образом, обзор и изучение специальной литературы позволило нам убедиться в том, что методик коррекционной работы с детьми с РДА в целом существует немало, но тем не менее, проблема развития речевых и коммуникативных навыков у данной категории детей на сегодняшний день является одной из важнейших.

Прикрепленные файлы: 

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы