ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Формирование временных представлений дошкольников в средней группе

Категория: 

Конспект НОД

Тема: «Формирование временных представлений дошкольников в средней группе»

Подготовила:

Котельникова Ж.И.

Воспитатель 1 категории

Цель:  формирование временных  представлений в средней группе.

Задачи:

  • формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, времени);
  • закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 5;
  • формировать пространственные представления через построение упорядоченного ряда по длине на основе зрительного сопоставления и сравнения;
  • развивать умения различать объекты по свойствам (форма, размер);
  • развивать умения сравнивать, соотносить, обобщать группы предметов;
  • закреплять понятие «времена года»; названий всех времён года, их последовательность, их различия, признаки времени года;
  • формировать основы безопасного поведения в природе, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям;
  • развивать общение и взаимодействие  ребёнка со взрослыми;

Речевые задачи:

  • обогащать активный  словарь антонимами (толстый – тонкий, большой – маленький);
  • упражнять в практическом согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже;
  • формировать умение строить простые распространённые предложения с помощью предлогов ПЕРЕД, ЗА;
  • стимулировать развитие самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми, через формирование речи – доказательства.

Материалы:

- картинки с изображением времени года;

- одна четвёртая круга белого, жёлтого, красного, зелёного цветов;

- макет сосулек на магнитах  разной длины в количестве 5 штук;

- модель «Времена года»;

- карточки - схемы к блокам Дьенеша;

- три ведёрка

Ход:

Сюрпризный момент: Воспитатель обращает внимание детей на Карлсона, прилетевшего в гости. (Закрепить на магнит к информационному полю) Он принёс задания,  написанные на разноцветных шарах. Дети приветствуют Карлсона.

- Здравствуйте, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?

- Здравствуй, Карлсон!

Карлсон: Я к вам прилетел с   шарами, а на них написаны задания.

  1. Шар белый. Загадки о времени года.

Методические рекомендации:  воспитатель берёт  щарик белого цвета, на котором написаны загадки, загадывает их, дети отгадывают.

В щедром поле колосится
Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчёлы прячут мёд по кельям.
Много и тепла, и света,
Таким бывает только... ЛЕТО

Жёлтой краской крашу я 
Поле, лес, долины. 
И люблю я шум дождя, 
Назови-ка ты меня! ОСЕНЬ

Запорошила дорожки, 
Разукрасила окошки. 
Радость детям подарила 

И на санках прокатила.  ЗИМА
 

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт —
В лесу подснежник расцветёт. ВЕСНА
 

  1. Шар зелёный.  Д/и «Назови время года»

Методические рекомендации: воспитатель выясняет у детей, каким цветом можно обозначить те или иные времена года. Дети отвечают, что зима – белым, т.к. снег белый, весна – зелёным, т.к. появляется первая зелень, лето – красным, т.к. всё красивое и цветёт, осень – жёлтым, т.к. листья жёлтого цвета. Воспитатель достаёт ¼ разноцветные части и предлагает детям назвать те цвета, которые соответствуют времени года. Затем воспитатель предлагает разложить цветные карточки в порядке следования времён года, затем читает стихотворение «Времена года». Предлагает детям посчитать, в каком порядке следуют друг за другом времена года. Задаёт вопросы о порядке следования времён года.

Воспитатель:

- Каким цветом мы обозначим зиму? (Зиму обозначим белым цветом)

- Каким цветом обозначим весну? (Весну обозначим зелёным цветом)

- Каким цветом обозначим лето? (Лето обозначим красным цветом)

- Каким цветом обозначим осень? (Осень обозначим жёлтым цветом)

 

Воспитатель задаёт вопросы детям:

- А сейчас у нас какое время года? (Сейчас весна)

- Какое время года наступает после зимы? (После зимы наступает весна)

- Какое время года наступает после лета? (После лета наступает осень)

- Какое  время года было перед весной? (Перед весной была зима)

 

Воспитатель: Все времена года идут друг за другом в определённом порядке и составляют год. (ЧАСТИ ПОЛОЖИТЬ НА СТОЛ) Давайте, вспомним, в каком порядке идут времена года, начиная с зимы.

Воспитатель читает стихотворение:

Первой к нам ЗИМА идёт,          
Новый год она ведёт

За зимой – второй – ВЕСНА.

Говорят: «Весна – красна».
 

Третьим – ЛЕТО всё в цветах     
И с малиной на кустах

 А четвёртой ОСЕНЬ….     

 Лес наряд свой сбросил.

 

- Воспитатель: Что у нас получилось?

- Карлсон и дети: Получился разноцветный круг.

- Воспитатель: Это у нас модель года. В нём живут времена года.

        Приложение   рис 1.  

Карлсон: Какое время года сейчас наступило? (Наступила весна)

Карлсон:  Как вы узнали, что наступила весна? (Дети называют приметы весны - тает снег, солнце греет теплее, прилетают птицы из тёплых краёв, бегут ручейки, день становится длиннее и пр)

Карлсон: Около моего  домика  скользко, он чуть-чуть не упал.

Дети: Опасно гулять по крыше и можно упасть, а по улице надо ходить осторожно.

Воспитатель: Ребята, давайте, поможем Карлсону разобраться с приметами наступления времён года и на нашей модели  расположим соответствующие карточки.

 

  1. Шар красный.  Д/и «Сравни сосульки»

Методические рекомендации: На мольберте прикреплены картинки с изображением сосулек разной длины. Детям необходимо определить какая сосулька длиннее, какая короче, выстроить сосульки в порядке возрастания. Сосульки пронумерованы от 1 до 5. Детям предлагается ответить на вопросы: какая сосулька по порядку самая длинная, самая короткая,  сколько всего сосулек. Карлсон говорит, что наверно сосульки вкусные и похожи на конфеты. Он хочет попробовать  их. Дети отвечают, что это опасно для здоровья и может заболеть горлышко.

 Приложение рис. 2.

Карлсон: У меня на крыше выросли сосульки, они похожи на леденцы. Я сильно  хочу попробовать  одну сосулечку.

Дети: - Что ты, Карлсон,  у тебя заболит горлышко и животик.

 

Воспитатель: - Ребята, давайте посчитаем, сколько сосулек? (Одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек. Всего 5 сосулек) 

- Какие они? (Сосульки разные по длине)

- Какая по порядку сосулька самая длинная? (2 сосулька)

- Какая по порядку сосулька самая короткая? (5 сосулька)

- Ребята, постройте сосульки в порядке возрастания, начиная с самой маленькой.

- Ребятки, вы устали? Давайте немного отдохнём и разомнёмся.

 

  1. Физминутка «Ярко светит солнце»

Методические рекомендации: проводится для смены видов деятельности

 

Ярко светит солнце, землю нагревает --- поднять руки вверх

Снег и лёд на реках под лучами тает. ---  присесть, дотронуться руками до пола.

Мы увидим травку, первые цветочки. --- поднимать вверх согнутые в локтях руки, растопыривать пальчики

И на ветках скоро уж набухнут почки. --- развести руки в стороны.

 

5. Шар жёлтый. Д/и  «Собери льдинки» (с блоками Дьенеша)

Методические рекомендации:  Карлсон говорит, что когда он пролетал недавно, то увидел  большую замёрзшую лужу, он наступил на неё, и лёд разломился на разные по форме и размеру льдинки.  Дети предостерегают Карлсона, что по льду надо ходить осторожно, можно упасть.   Карлсон предлагает детям разделить льдинки по двум признакам: толщине и размеру; форме и размеру; толщине и форме. Воспитатель показывает блоки Дьенеша (льдинки), дети выполняют задание. Карлсон благодарит за помощь.

 

Воспитатель:  - На какие геометрические фигуры похожи льдинки? (Они похожи на квадраты, треугольники, прямоугольники, круги)

  - Ребята, давайте для Карлсона соберём цветные льдинки в три ведёрка в соответствии со схемами, нарисованными на картинках. В первое ведёрко – толстые и маленькие; во второе ведёрко – тонкие и большие; в третье ведёрко – толстые и квадратные.

Приложение рис.3

 

Дети собирают блоки – льдинки. Затем проверяют правильность выполнения задания.

Дети выполняют задание, Карлсон благодарит.

6. Шар оранжевый.  Д/и «Заполни квадрат»

Методические рекомендации: Воспитатель предлагает детям заполнить пустые клеточки квадрата, найдя закономерность в их расположении. Вызывает  к мольберту того, кто первый справился с заданием.

Приложение рис. 4.

- Посмотрите, какой картинки не хватает в каждой строке?       Заполните пустые клетки.

Карлсон благодарит детей за то, что они справились с его заданиями, рассказали о весне, дарит им воздушные шары и прощается.

 

Литература:

  1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. - Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС,  2004, 244 с.
  2. Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
  3.  Логика и математика для дошкольников.  Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
  4. Игры, задания и упражнения математического содержания для детей 3-5 лет./ автор-составитель Л.И. Ермолаева. – Иркутск, 2005.
  5. Нищева Н.В. Игры и упражнения  - Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС,  2010,
  6. Куркова Л.П., Улитенко Е.В. Перспективный план по развитию речи.
  7. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «СФЕРА», 2013 – 304 С.
Прикрепленные файлы: