Анонс мероприятий

17.10.2018 г.

Семинар:
«Музыкальное воспитание детей»

Спикеры:

  • Радынова О. П. – доктор педагогических наук, зав.кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.

Подробнее →


17.10.2018 г.

Вебинар:
«Выполнение требований ФГОС дошкольного образования в программе "Математические ступеньки"»

Спикеры:

  • Колесникова Е. В. – педагог высшей квалификации, отличник народного просвещения.

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Инновации и сетевая форма реализации образовательных программ ДОО

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

7-го февраля состоялся вебинар Ксении Юрьевны Белой – кандидата педагогических наук, заслуженного учителя России, лауреата премии правительства РФ в области образования, — «Современный менеджмент – новая управленческая философия». Один из вопросов, который будет затронут на вебинаре, — сетевая форма реализации образовательных программ ДОО. Предлагаем вашему вниманию посвящённую этой проблеме главу из книги К. Ю. Белой «Организация инновационной деятельности в ДОО».

Многие ДОО, осуществляющие инновационную деятельность, еще до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на практике заключали договоры о сетевом взаимодействии с другими организациями. В то время действовал Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования», в соответствии с которым одно из направлений деятельности федеральных экспериментальных площадок — создание и развитие новых структур в системе образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций и образовательных систем (п. 2.1).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разъясняет вопросы, касающиеся реализации образовательных программ, в том числе в сетевой форме. И если раньше такая форма была возможна для дошкольных учреждений-лидеров, в которых педагогический коллектив обладал большим творческим потенциалом и имел статус экспериментальных площадок, то в настоящее время она может широко использоваться разными организациями.

В ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дано определение образовательных программ, а в ч. 1 ст. 13 говорится о двух формах реализации образовательных программ: самостоятельной и посредством сетевых форм.

В настоящее время в сфере дошкольного образования сетевой форме придается большое значение, и в реализации образовательных программ могут участвовать следующие организации:

  • осуществляющие образовательную деятельность;
  • научные;
  • медицинские;
  • организации культуры;
  • физкультурно-спортивные;
  • иные, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ — особого рода разновидность образовательной деятельности, при которой обеспечивается возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных, не образовательных организаций.

Руководители ДОО, определившие задачи развития своей организации, повышения качества образовательного процесса, стремятся к выстраиванию партнерских отношений с другими организациями с применением сетевой формы реализации образовательных программ. Если в образовательной программе детского сада выделено и реализуется приоритетное направление, например, художественно-эстетическое или физкультурно-оздоровительное, то сетевая форма взаимодействия выстраивается с той организацией, которая располагает соответствующими ресурсами (соответственно художественный музей или спортивная школа).

Следовательно, с применением сетевой формы реализации образовательной программы данная ДОО может решить несколько задач, в числе которых:

  • рационализация использования финансовых ресурсов за счет интеграции потенциала нескольких организаций для решения общей задачи, отвечающей интересам всех сторон договора;
  • более качественная реализация парциальной программы по выбранному направлению образовательной программы;
  • повышение качества образования;
  • создание разнообразной развивающей среды за счет использования имущества других организаций и др.

Если говорить о взаимодействии ДОО с музеями, то проведение экскурсий для дошкольников по темам, связанным с реализацией образовательной программы, в практике работы — наиболее часто встречающаяся форма взаимодействия. Приведем пример. Художественный музей как самостоятельный образовательный центр имеет задачи: воспитать у ребенка интерес к искусству — живому источнику духовного совершенства, источнику творческой мысли и деятельности; сформировать эстетическое отношение и активное восприятие культурных ценностей.

Возможность участия музеев в сетевой форме правомерно, поскольку в уставах большинства из них есть такая цель: «осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности». Конечно, до заключения договора о взаимодействии организаций должна быть проведена большая подготовительная работа, как в ДОО, так и в музее. Например, педагоги изучают азы музейной педагогики, знакомятся с содержанием и технологией реализации парциальной программы «Русский дом» (Г.Н. Пантелеева и Л.В. Пантелеевой), отбирают темы занятий в залах музея декоративно-прикладного искусства. В детском саду могут создаваться мини-музеи, в которых планируются тематические выставки, экспозиции и др.

В этой работе сотрудники музея могут помочь педагогам советами, а готовясь к проведению экскурсий для дошкольников, они изучают возрастные особенности и психолого-педагогические возможности детей этого возраста.

Например, совместная работа педагогов и сотрудников музея декоративно-прикладного и народного искусства Москвы показала, что дети могут воспринимать и в доступной для них форме оценивать реальное и воображаемое. Эти контакты стимулируют творческие потребности детей, расширяют их культурный диапазон. Вместе с тем взрослые обогащают эстетический интерес и педагогическое мастерство в общении с музейными сотрудниками, сокровищами художественных музеев, что помогает передать любовь к искусству, значимость культурного достояния своего народа дошкольникам.

Важно также сетевое взаимодействие с научными организациями и вузами, которые могут осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а также по образовательным программам дополнительного профессионального образования (ДПО). ДОО заключают договоры о сетевом взаимодействии с вузом или научной организацией о проведении для своих педагогов консультирования, совместных конференций, разнообразных методических мероприятий, а иногда и организации ДПО воспитателей.

Взаимодействуя с вузами, ДОО предоставляет возможность прохождения практики студентам. Детский сад, действующий в пределах своей компетенции, вправе выбирать те или иные меха-

низмы реализации образовательных программ и организовывать взаимодействие с различными партнерами. Например, взаимодействие с медицинской организацией может существенно улучшить деятельность ДОО при реализации адаптивных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 41), говорится, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:

  • текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в ДОО.

Эти направления деятельности можно эффективно реализовать при взаимодействии с медицинской организацией в рамках договора о сетевой форме реализации образовательных программ.

Важный момент в организации всей работы — документооборот.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

При этом участники договора совместно разрабатывают и утверждают образовательную программу (ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Руководители этих организаций составляют договор с учетом имеющихся ресурсов, которые будут использованы при сетевой форме реализации образовательной программы. Последняя отражается в документации ДОО: программе развития, тексте образовательной программы и методической документации. На заседаниях родительского совета разъясняются преимущества сетевой формы реализации образовательной программы. При необходимости родители дают согласие на проведение данной работы. Как правило, руководители ДОО руководствуются ст. 44, п. 1, ч. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где прописаны права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

При реализации образовательной программы в сетевой форме повышается качество деятельности каждого из участников сетевого взаимодействия.

Смотреть запись вебинара

 

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы