Топ прошедших вебинаров

Вебинар:
«Нарушения звукопроизношения у детей»

Скидка на курс:
«Особенности организации работы по развитию речи дошкольников»

Подробнее →


Вебинар:
«Диагностика: методики и индивидуальный маршрут развития детей с ОВЗ»

Скидка на курс:
«Организационно-методические подходы к образованию детей с ОВЗ на современном этапе»

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Использование игры для коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста

ольга соколова (янгуся)
Категория: 

Игра, по мнению Эльконина,- «это воображение ребенка над самим собой». Все мы знаем, что речевое развитие и игровая деятельность ребенка развиваются параллельно, и это не случайно. Возникновение «комплекса оживления», гуления, лепета, первых слов, расширение словарного запаса, овладение грамматическим строем происходит благодаря обыгрыванию обучающего воздействия.

Следует заметить, что речь детей дошкольного возраста, в период ее формирования, может отличаться недостатками звукопроизношения. Среди большого количества речевых нарушений особое внимание, многими исследователями, уделяется изучению, коррекции и отграничению друг от друга функциональной дислалии и стертой формы дизартрии, которые относятся к фонетико-фонематическому недоразвитию речи.

Две группы речевых нарушений по внешнему виду сходны между собой, так как и в том и в другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Однако имеются и существенные различия, которые проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

Этиология дислалии (в данном случае речь идет о функциональной форме) далеко не ясна, она не связана с грубыми утробными и природовыми травмами, мозговыми заболеваниями. Чаще наблюдаются ранние инфекции у детей, вызывающие общую задержку в развитии. В отдельных случаях дислалия возникает от неблагоприятного речевого окружения (диалекты, архаизмы).

Причинами возникновения дизартрии являются тяжелые поражения нервной системы на различных этапах развития - природовые травмы, мозговые заболевания, например, энцефалиты, интоксикации.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает только фонетическая сторона речи; дыхание, сердечная деятельность, моторика и голос, как правило, не нарушаются.

При дизартрии, как правило, выступает неврологическая симптоматика, с наличием парезов, гиперкинезов. Отмечаются: фонетические дефекты речи, неправильность дыхания, пульса, слюнотечения, жевания, а также голоса.

Исследования Хватцева, Собатович, Мартыновой показали, что отграничение данных двух нарушений основываются на выделении при стертой форме дизартрии трех выраженных отклонений: в фонематическом восприятии, артикуляционной моторике и звукопроизношении, в то время как при функциональной дислалии основным отклонением является нарушенное фонематическое восприятие. Поэтому особое внимание при коррекции этих двух нарушений следует уделять развитию этих сторон речи. Наиболее продуктивным методом коррекции данных нарушений вышеназванные авторы считают использование игровых упражнений.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

В игровом методе ведущая роль принадлежит логопеду, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные , творческие, драматизации, для решения определенных задач на разных этапах коррекционно-логопедической работы, с учетом характера и структуры дефекта, возрастными индивидуально-психологическими особенностями детей.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Ведь дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровые, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников.

Именно благодаря тому, что педагог общается в этот момент с ребенком «на равных», преодолевается часто встречающаяся скованность и застенчивость детей на первом этапе работы. Создание на каждом из этапов логопедического воздействия целенаправленных игровых ситуаций, формирует у детей навыки правильной, самостоятельной речи. В логопедической литературе таких авторов как В.И.Селиверстова, Фомичевой, Рождественской, Максаковой и Тумановой, отображено большое количество игровых упражнений, которые можно использовать для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.

Очень важно, что в каждом игровом упражнении помимо отработки самой техники речи, осуществляется развитие коммуникативных возможностей каждого ребенка. Благодаря этому, педагоги могут более успешно сформировать навык правильной речи.

Экспериментальное обучение проводилось с детьми двух подгрупп в течение 4-х месяцев. Логопедическое воздействие осуществлялось с использованием практических методов, к которым относится игра и игровые упражнения. Именно игровое построение занятия помогло вызвать эмоционально-положительную реакцию детей, снять напряжение и наладить контакт. В задачи обучения входило:

  1. развитие слухового внимания, речевого слуха и фонематического восприятия. С этой целью были проведены занятия с использованием таких игровых упражнений как, например:
    -«Где позвонили?»
    -«Кто что услышит?»
    -«Угадай, кто это?»
    -«Отстукивание слогов»
  2. развитие артикуляционной моторики, которое осуществлялось благодаря использованию игр артикуляционной гимнастики (статических и динамических подготовительных упражнений) таких как, например:
    «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Качели», «Вкусное варенье» и т.д.
  3. особое внимание было уделено развитию речевого дыхания и голоса. С использованием таких игр как «Узнай ягодку по запаху», «Волшебное зеркало», «Успокой куклу», «Эхо» дети обучались различать высоту, силу и тембр голоса, увеличился объем дыхания и нормализовался его ритм.
  4. коррекция звукопроизношения, которая началась с постановки неправильно произносимого или отсутствующего звука ( с помощью смешанного способа); автоматизация поставленного звука в слогах, словах, фразах, предложениях, тексте. Так как детям старшего дошкольного возраста свойственен интерес именно к ролевым играм, коррекционное воздействие осуществлялось с помощью набольших инсценировок и игр-драматизаций, которые способствовали не только закреплению навыка правильного произношения звука, но и способствовали осуществлению дифференциации смешиваемых звуков, схожих по тонким акустическим признакам.

Благодаря использованию в работе игровых методов, упражнений в значительной степени вырос уровень фонематического восприятия, артикуляционной моторики и звукопроизношения. Следует заметить, что выросли общие речевые возможности детей.

Результаты экспериментального обучения убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Игры можно рекомендовать родителям для занятий дома, в привычной обстановке, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: в учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми использованию игровых упражнений должно быть уделено особое внимание. Игра помогает наиболее эффективно осуществлять воздействие на речь и психику ребенка, побуждает его к свободному речевому общению, отвлекает внимание от речевого дефекта, она вызывает встречную активность, затрагивая интересы ребенка, его фантазию и воображение.

Литература:

  1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М,1973.
  2. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1971.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург,1998.
  4. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М.,1981.
  5. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.

  6. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983.
  7. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.
  8. Субботский Е.В.Ребенок открывает мир. М., 1991.
  9. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.
  10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.
  11. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.
  12. Хватцев М.Е. Логопедия. С.-П., 1996.
  13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.,1988
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология. УЧПЕДГИЗ, 1960.