• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
10 июня прошел вебинар "Обеспечение требований к развивающей предметно-пространственной среде, кадровым и материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы ДОО", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Михайловна Крылова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования СПб АППО.

Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Михайловны Крыловой):
10 июня прошел вебинар "Обеспечение требований к развивающей предметно-пространственной среде, кадровым и материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы ДОО", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Михайловна Крылова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования СПб АППО.

Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Михайловны Крыловой):

- Скажите, пожалуйста, обязаны ли воспитатели детского сада со специальностями "Учитель русского языка", "Учитель математики", "Учитель начального образования" и проработавшие в должности воспитатель от 20-30 лет (имеют высшее профессиональное образование, курсы повышения квалификации, аттестованы по должности воспитатель по 1 или высшей категории) проходить курсы переподготовки в объеме 250 и более часов? Ведь они обладают большими знаниями о работе с детьми и систематически проходили курсы повышения квалификации - зачем им переподготовка? Это требования Министерства Образования нашей области. Там ссылаются на Стандарт педагога, который начнет действовать с 01.01.2015 года. Говорят, мол, не если пройдут переподготовку, могут быть уволены? Это так? Подскажите, как быть?

Ответ. Уважаемая собеседница, я переадресовала Ваш вопрос моему коллеге – Людмиле Васильевне Тимошенко – доценту Омского педуниверситета, научному редактору Программы «Детский сад – Дом радости»:


«Уважаемая Наталья Михайловна, если руководствоваться ФГОС, то в 3 разделе "Требования к условиям реализации Программы", есть  статья 3.4.1. Там говорится, что Квалификация педагогических работников и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Новый документ, о котором Вы говорите, я не знаю еще. Скорее всего,  он будет являться продолжением ФГОС. Но у нас в Омске уже все пошли на годичные курсы переподготовки. Осенью делаем первый выпуск. Они учатся 2-3 раза в неделю. И получают диплом, где указана квалификация "Дошкольное образование". С одной стороны - зачем это таким опытным, о которых Вы говорите. А с другой, - я вот год с ними отработала и знаю, какие это приходят специалисты: учителя, психологи, социальные педагоги и т.д. Для них очевидные вещи – «открытие Америки». Они сейчас говорят: "Как мы работали? А ведь считали, что все  нормально". Уволить сразу их не уволят. Мне объясняли так,  если придет специалист-дошкольник, то руководитель должна взять его. На какой документ ссылаться - не знаю. Буду рада, если хоть немного смогла Вам помочь. С уважением, Тимошенко Л.В.»


В свою очередь, я могу добавить, что подобные же курсы переподготовки проводятся и в Санкт-Петербурге.

- Наталья Михайловна, по "Дому радости" воспитательский стол - лаборатория для экспериментов. Сегодня проверяющие говорят, что по ФГОС столы воспитателя - прошлый век, их нужно убрать из групп. Как быть?

Ответ. У каждой Программы есть свои требования к предметно-развивающей среде. Очевидно, проверяющие плохо знают особенности моей Программы. Действительно, стол в нашей системе – это лаборатория работы воспитателя с ребёнком и место охраны труда самого педагога. У него должно быть своё место с высоким стулом. Размер стола и формы его мы неоднократно показываем в наших фильмах. Ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Перми у представителей проверки претензий нет, и штрафов никто не платил. Очевидно, нужно объяснять особенности Программы. У нас нет зонирования (а в других оно есть), у нас вся площадка группы отдана для свободного двигательного режима (а в других программах много разных уголков и мебели) и т.д. Как у каждого режиссёра на сцене свои декорации, так и в каждой Программе – своя среда. У нас «МИРЫ». 

Уважаемый Александр Григорьевич Асмолов, академик,  настаивает на необходимости многообразия Программ и вариативности среды. Очевидно, ещё раз повторю, требования к Вашей среде в детском саду пытаются перенести из требований к другим Программам. Нужна разъяснительная работа.

- А зонирование есть в доме радости?

Ответ. В «Доме радости» другой принцип в организации среды – философский – «Миры». 

«Мир» – многозначное слово, оно обозначает и отношения между людьми, и странами. Оно обозначает и разные обобщения «Мир семьи», «Мир растений», «Мир транспорта», «Мир всего того, что летает», «Мир кукол», «Мир будущей постройки» и т.д. 



Условно можно определить основанием для создания МИРОВ – Закон деятельности: «Мир задумок», «Мир материалов», «Мир инструментов», «Мир изготовления предметов окружающего – представление о труде людей разных профессий», «Мир результатов труда»

 

 

 

- Каким образом решается вопрос с трудовым воспитанием в "Доме радости", ведь по ФГОС на это сейчас требуется разрешение родителей?

Ответ. Начнем с того, что, очевидно, нужно уточнить, что вкладывается в понятие «Труд», на что необходимо разрешение родителей.

Проблема трудового воспитания глубоко и разносторонне исследовалась в отечественной педагогике Г.Н. Годиной, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой, Г.М. Ляминой, А.Д. Шатовой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой и др. Прошли годы, появились новые интересные философские и психологические открытия.

Понятие «труд» было разработано К.Марксом, а в работах В.И. Логиновой понятие о трудовой деятельности было сформулировано для разработки Программы знаний для дошкольников: труд – это целенаправленная деятельность человека по преобразованию предмета труда с помощью средств труда и трудовых действий в результат труда, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. 

Это содержание я перевела для воспитателя и детей в модель на основе руки.

Для детей старшего дошкольного возраста это знание раскрывалось с помощью графической модели (см. ответ выше). Такие знания, соответствующие по своему содержанию научным знаниям, стали называться системными. Программу системных знаний для детей мы разработали с В.И. Логиновой, я защитила её в кандидатском исследовании в 1982. Она вошла базисной Программой в Программу «Детский сад – Дом радости».

Итак, Вера Иосифовна Логинова (доктор пед.наук, 1984 год) предложила три направления перестройки трудового воспитания в детском саду, а я в последующие годы внесла ряд корректирующих замечаний, которые уточняли для практики данные положения:

1. Содействовать трудовому воспитанию и самовоспитанию ребёнка на основе овладения ребёнком системными знаниями о труде взрослых как о деятельности человека.
2. Содействовать овладению ребёнком разными видами труда:
а) самообслуживанием; 
б) хозяйственно-бытовым трудом (уборка игрушек, мытье предметов, стирка платочков и т.д.); 
в) ручным (или художественным) трудом (оригами, прикладными видами народного творчества);
г) трудом в природе.
3. Содействовать превращению труда из предмета познания в форму самовыражения индивидуальностью своей неповторимости – т.е. стать «артистом», творчески выполняя трудовые виды деятельности.

Для объяснения 3-х направлений я использую разработанную мною  модель профессионализма педагога  «Лесенку успеха».

Но здесь нужно заметить удивительные открытия, например, П.В. Симонова.

Психолог объяснил, что у человека есть главная потребность, отличающая его от животного – потребность самоутверждаться! Чтобы эту потребность удовлетворить, человек одновременно должен удовлетворить три взаимосвязанные между собой потребности: играть, общаться и познавать, тогда только он испытывает эмоцию радости – удовольствия от жизни.

Заметьте, что у человека нет потребности трудиться. 

Однако в обществе именно отношение к труду определяется мерилом нравственной воспитанности. 

Как же это объяснить? 

Труд – это деятельность, которая является общественной обязанностью, принуждением для человека, результаты его труда обмениваются с результатами труда людей других профессий. Однако, если человек идёт на работу не для того, чтобы самоутверждаться, играя, общаясь и познавая, то он несчастный человек. Вот почему так важно выбрать такую профессию – общественную обязанность – в которой каждый может выразить свою индивидуальность и испытывать радость жизни.

Это общее рассуждение. Теперь о труде дошкольника.

I вид труда. Известно, что доктор нейрофизиологических наук, Тамара Петровна Хризман говорила: насилие при требованиях к самообслуживанию мальчика ведет к снижению его умственных возможностей. Видимо, поэтому в Лицее у каждого лицеиста был свой дядька Никита?!

Вместе с тем, наблюдения за развитием слепоглухих детей показали, что развитие человеческого мозга предопределяется овладением каждым воспитанником деятельностью по самообслуживанию. Оказалось, что ни одна обезьяна, не развила мозг человека, не научилась самообслуживанию?! 

Был сделан вывод о необходимости введения самообслуживания в методику содействия развитию из младенца человека.

В эти годы А.В. Запорожец сформулировал, что стержнем педагогического процесса в воспитании дошкольника являются три блока деятельностей: труд, игра, учение. Но и труд должен проводиться в форме игры, общения и познания.

Против чего предостерегают практиков сегодня? Против использования детского труда вместо труда няни – помощника воспитателя (аргументы для причин эксплуатации детского труда приводятся значимые для данных ситуаций, но этот подход безнравственный).

К сожалению, нет времени для более подробного ответа.

Итак, о чем нужно просить разрешения у родителей? О поддержке самообслуживания 3-4-летним ребёнком себя, которое проводит педагог и няня в форме игры, общения и познания, а малыш самоутверждается?! В нашей Технологии даны подробные разработки для всех возрастных групп (во время умывания, питания, одевания и т.д.). Все родители благодарят. Главное: нужно ждать, когда каждый из детей, особенно мальчик, захочет сам о себе позаботиться (кто-то уже в 3 года проявляет самостоятельность, а кто-то лишь к 5 годам). Но в группе есть няня, которая содействует каждому ребёнку в подготовке к прогулке, ко сну и т.д. Для этого нужно играть с ним, общаться и содействовать познанию в момент умывания, одевания и т.д.

II вид труда. Хозяйственно-бытовой труд, который тоже организуется в игровой форме, в общении и в познании, и всегда поддерживается родителями в группах «Дома радости», эти умения переносятся в семью (уборка игрушек, уборка посуды после еды, начиная с 5 лет – сервировка стола для друзей, мытьё игрушек, стирка тряпочек для клея и т.д.).

На основе этих видов труда в подготовительной группе ставится мною задача, опираясь на исследование Р.С. Буре, содействие в становлении ребёнка как лидера, менеджера бригады.

III вид труда. Художественный – исследования и разработки И.А Лыковой и её предшественников всегда показывали поддержку семьи.

IV вид труда – труд в природе. Вот здесь я соглашусь. Дошкольнику не доступен уход за животными и растениями. Познание потребностей живых организмов дошкольнику в отдельных ситуациях возможно, но кто доверит уход за кошкой, собакой ребёнку? Мы помним печальную историю японских игрушек, которые погибали. Мы отказались от рынка таких изобретений. В детском саду ребёнок – заложник ситуаций от родителей: он должен заботиться (он дежурный), а его не привели в детский сад. Он оказывается без вины виноватым. Поэтому охрана природы и забота о ней в детском саду – обязанность сотрудников. Дети же относятся к природе познавательно. Учатся главному – наблюдать и определять потребности живого организма (рыбки, птицы и т.д или растения), советовать взрослому известные способы ухода, проявлять любовь и сочувствие к заболевшему живому организму. 

Но ведь живое (как и техника) любит одни руки. Значит, не могут дети мыть растения (для овладения мытьем есть столы, игрушки и т.д.). Наверное, раньше в деревне детский труд использовался, детей привлекали к труду как к обязанности, но это уже – насилие, а не потребность. Поэтому в «Доме радости» нет дежурных по уголку природы. Посадки и уход осуществляют взрослые или дети вместе с родителями на участке.

На что ещё хочу обратить внимание: перестройка подхода к трудовому воспитанию связана с введением в Программу образования – системных знаний о труде (В.И. Логинова).

- Наталья Михайловна, планируете ли Вы дополнить Программу технологией для раннего возраста?

Ответ. Уважаемые коллеги, моя Программа опирается на то, что ребёнок к 3 годам овладевает самосознанием (самопознание себя – рефлексия и самооценка). Поэтому она только для детей дошкольного возраста.

Программа для детей раннего возраста уже разработана разными авторскими коллективами. На мой взгляд, как нельзя Программу школы вводить в детский сад, так и Специфическую программу развития детей раннего возраста заменять Программой «Дома радости». Важно, чтобы и домашний малыш и воспитанник 1 младшей группы полноценно прожили свои три года и пришли во 2-ю младшую группу к 1 сентября уже 3-х-летними детьми. Я так же считаю, что очень хорошо, что в Стандарте школьный возраст определен и 7 и 8-летними детьми. Это очень важно для детей, у которых осенние дни рождения («девы, весы, скорпионы»). Это особый тип детей – будущие организаторы, менеджеры. Они должны быть постарше своих сверстников, тогда они успешны и благополучны. Поэтому советую всегда родителям осенних детей оставлять их ещё на год в детском саду.

- Программу "Детский сад - Дом радости" 2014 г., которая выложена на сайте "Сферы", можно будет приобрести в скором времени?

Ответ. Программу должны утвердить в Министерстве образования, но сроки утверждения пока не определены, поэтому мы не спешим печатать её, чтобы никого не вводить в заблуждение. Сегодня ни у одной из представленных на Сайтах ФИРО или СФЕРЫ Программ нет подтверждения о соответствии их Стандарту.

- Наталья Михайловна, какие технологии можно использовать при реализации Вашей программы? 

Ответ. Моя Программа «Детский сад – Дом радости» уже 30 лет дополнена авторской Технологией Н.М. Крыловой (и соавтором сценариев В.Т. Ивановой), которая состоит из 64 томов сценариев работы воспитателя с группой детей и с одним ребёнком. В Технологию (прочтите паспорт Программы на Сайте Сферы или ФИРО) входят Маршрутные листы (перспективное планирование), Мониторинг, Требования к развивающей среде. 

Программа «Детский сад – Дом радости» инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.

В определении отмечено, что все известные технологии по каждому виду деятельности уже включены в целостную технологию – драматургию дня для каждого педагога. Творчество заключается не в разработке того, что делать, а в поиске индивидуального подхода к реализации сценария к каждому ребёнку и его родителям!  «Одинаковая мучка – неодинаковые ручки». Сравните метафору: пьеса А.П. Чехова играется по всему миру, но восприятие везде определяется игрой артистов и замыслом режиссера.

- Как Вы относитесь к технологии "Сообщество", которую сейчас активно применяют?

Ответ. У каждой Программы есть право на жизнь. Не буду обсуждать её. Программ должно быть много и разных. Я только против одного, чтобы авторы Программ отрицательно отзывались об авторах других Программ и более того уничтожали последователей других Программ. К сожалению, такие факты есть по отношению к последователям «Дома радости».

- Где и как можно приобрести методическое обеспечение к программе? Вы сказали, что существует 64 тома...

Ответ. У меня создана Научно-методическая система, состоящая из трёх проектов:

I – проект – «Программа «Детский сад – Дом радости» - ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕТЬМИ.

II - проект – Технология «Дом радости» - 64 тома, 22 видеофильма; 9 фотонаборов, 2 набора конструкторов с технологией обучения детей, 25 (32) куклы разного размера, одетые мальчиками и девочками и т.д. - разработка требований к содержанию предметно-развивающей среды, - КАК ПРОГРАММУ ВНЕДРИТЬ В ПРАКТИКУ.

III – проект «Инноватика» - «Лесенка успеха». – ЧЕМУ НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ПЕДАГОГУ, ЧТОБЫ ВНЕДРИТЬ ТЕХНОЛОГИЮ В ПРАКТИКУ СВОЕЙ РАБОТЫ И ВЗОЙТИ К ВЕРШИНЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

Поэтому для работы надо пройти обучение на курсах. Первый год – программа младшей группы, 2 год – средней группы, 3-й год – старшей и подготовительной. После первого выпуска детей в школу, воспитатель понимает, как многому научился, но ещё больше нужно вникнуть в специфику мальчика и девочки, и опять приезжает на курсы. А поскольку теперь необходима переподготовка каждые 3 года, так что удовольствия от обучения и роста мастерства будет много. 

Продажу книг в магазинах я считаю опасной и очень вредной для качества работы. Представьте себе, Вы купили в магазине ноты 2 концерта Рахманинова С., сможете его сыграть? Вряд ли, а ноты перед Вами будут лежать. Вспомните историю, как провалилось первое исполнение 1 Концерта Чайковского, первая постановка А.Чехова «Вишневого сада»?! Почему?! Потому что не сумели прочесть замысел авторов. А ведь мои 64 тома отражают огромный вклад отечественной и мировой науки, не случайно, многие воспитатели поступили учиться в ВУЗЫ.

- Наталья Михайловна, планируете ли вы электронные курсы для отдалённых областей?

Ответ. Я думаю, что курсы проводятся по всей стране ежегодно, откройте мой Сайт. Я пока не верю в качество обучения по электронной связи. Для меня преподаватель – это не озвученное радио, а его отношение, общение с аудиторией слушателей, вовлечение в смысл моего «Дома радости». А встреча, в которой Вы и я сегодня участвуем, лишь информационный канал. Подумайте, почему режиссер в кино репетирует с каждым артистом, ведь текст роли каждому дан? Только через личное общение появляются единомышленники, последователи.

Скоро мы все поймём, что нужно откладывать деньги на своё образование, чтобы потом создавать свои частные сады, частные группы, в которые родители будут стремиться записать детей, т.к. будут видеть успехи. Но ведь внедрение возможно только в том случае, если заведующая детским садом, методист, два воспитателя, няня хотят работать по-новому. А если только 1 человек захотел приобрести книги, - затея пустая, ехать за ними смысла нет.

- Программа "От рождения до школы" может быть основной?

Ответ. Вопрос о том, какие Программы будут основными, пока не решён. Идёт обсуждение в Министерстве. Ни одна Программа пока никаких приоритетов не имеет, даже если издатели и написали на обложке, что она соответствует Стандарту. Она весьма вероятно так и сделана, чтобы соответствовать Стандарту, но Министерство эту заявку пока не подтвердило. Желаю авторам удачи!

- В Программе "От рождения до школы" не прописаны финансовые расчеты материально-технического обеспечения, значит, она не соответствует Закону об образования, значит мы не можем ее использовать как комплексную?

Ответ. Пока ни одна Программа не имеет официального подтверждения, что она основная. Поэтому нужно терпеливо ждать решения Министерства образования. 

При разработке этого вопроса для «Дома радости» мы руководствовались следующими документами. Основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения кадрового состава, реализующего Программу, следует считать следующие документы:


    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 08-1408  «О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов российской Федерации». 


Вышеназванные требования не противоречат  ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО, Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 08-1408. 

- Когда следует начинать разрабатывать программу по ФГОС?

Ответ. Программу в соответствии ФГОС разрабатывают уже авторы. Она будет занимать 60% Программы дошкольной организации. Её даже на надо будет переписывать, а просто указать, что Вы положила в основу такую-то Программу.

А вот 40%, отражающих специфику Вашего учреждения, уже можете разрабатывать. Если Вы давно работаете по какой-то известной Программе-долгожительнице, то Вы уже знаете, что можно добавить в нее.

- Если у нас в детском саду есть группы раннего возраста, для них нам надо будет другую программу брать, если в качестве основной будет Дом радости?

Ответ. Да, для групп раннего возраста нужно брать и Программу Н.М. Аксариной, и Г.Г. Григорьевой, и многих других достойных разработчиков. Доказано, что дети, выросшие по материалам авторов, прекрасно адаптируются к второй младшей группе детского сада.

- Как можно приобрести методическое обеспечение?

Ответ. Только после обучения на авторских курсах, по каждой возрастной группе с оформлением расписок на охрану авторских прав (без права распечатки и передачи их третьим лицам. В этом случае – нарушение авторских прав, судебное разбирательство).

Я как Президент АНО «Дом радости» (С.-Петербург) и Индивидуальный предприниматель имею весь необходимый пакет юридических и экономических документов. Оплата производится и по безналичному, и наличному расчету с оформлением документов для налоговых органов.

- Если детский сад работает по "Дому радости", что можно включить в ООП ДО, в часть, формируемую участниками образовательного процесса?

Ответ. Этот вопрос я неоднократно обсуждала с опытными заведующими, работающими по моей Программе в разных регионах России.


    Отразить региональный компонент и особенности ознакомления с народными промыслами края.
    Добавить формы оздоровления детей: бассейн, ходьба на лыжах или коньках (велосипедах и т.д.).
    Балетмейстер (или оркестр).
    Логопед.
    Оригинальные формы работы с родителями, со школой .
    Пропедевтика работы с детьми, не посещающими детский сад, но готовящиеся к нему и т.д.
    Работа с музеями и т.д. (с учетом специфики края).


- А что если мы живём в Амурской области? К нам планируете приехать?

Ответ. Если 10 учреждений – заведующая, методист, 2 воспитателя и няня в каждом из них захотят под руководством Отдела образования включиться в эксперимент по созданию 10 элитарных детских садов – Национальная элита региона, значит, обучаться нужно сначала по младшей группе – 4 дня, на следующий год будем учить новых воспитателей по младшим группам, а тех, кто начнёт, продолжим по средней группе обучение. Потом будем искать среди умных людей тьютора, который будет  продолжать обучение новых педагогов по программе младших групп. Не сразу Москва строилась. Проект должен быть долгосрочным.

Если же один коллектив хочет учиться, то нужно приехать также – 5 человек в какой-то из ближних городов. Приведу пример: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» (краткое наименование: МБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка»), в дальнейшем Заказчик в лице заведующей Шориной Людмилы Васильевны. Адрес: 431722, Республика Мордовия, Чамзинский район, п. Комсомольский, микрорайон-1, д.17 «Б» учит уже несколько лет подряд, а начала заведующая несколько лет назад учиться в Москве, потом привезла методистов, а потом методист привезла воспитателей в Петербург. Очень довольны результатами. Намерены привезти следующую команду из 8 человек в Петербург весной 2015 года.

- Как Вы относитесь к ОС "Диалог"?

Ответ. Это новая Программа. Желаю авторскому коллективу успеха в прохождении в Список  на соответствие Стандарту. 

- Есть ли сады, работающие по вашей программе в Белгородской области и можно ли познакомиться с их работой поближе?

Ответ. В Белгородской области и в городе «Домов радости» пока не построено.

- Должны ли воспитатели разрабатывать рабочие программы?

Ответ. Это новое требование. Для воспитателей «Домов радости» оно не представляет проблему, потому что автором всё продумано, а им из Технологии нужно просто выписать всё в соответствии со структурой.

- Как быть с диагностикой? Должны быть утверждены педагогические методики?

Ответ. Слово «Диагностика» связано с тестированием. Оно запрещено из-за невысокой квалификации специалистов. Поэтому его могут проводить психологи при условии разрешения родителей. Очень поддерживаю это требование.

Мониторинг – это длительное наблюдение за динамикой овладения ребёнком программными видами деятельности. Именно такое определение мы дали в нашей книге о Мониторинге, изданной в издательстве «ТЦ Сфера». Мой соавтор Людмила Васильевна Тимошенко – доцент Омского педагогического университета. Основой для методики мониторинга является разработанное мною понятие «Лесенка успеха». В нашей технологии есть четыре этапа работы:

I (снизу) – воспитатель должен удивить, восхитить ребенка деятельностью, показанной для него, чтобы он сказал: «Научи меня, я тоже так хочу делать».
II – каждый ребенок любому делу учится в своём темпе. Нужна кропотливая тонкая работа воспитателя с каждым воспитанником:
а) Ребёнок хочет, но ещё не может, воспитатель повторно показывает театр выполнения деятельности. Но то, что ребёнок к нему пришёл сам – показатель успеха, доверия к взрослому. Отмечаем значком «+».
б) Ребенок с помощью педагога выполняет деятельность. Этот уровень может длиться не один день, поэтому у нас предлагается подготовка к занятию в течение 2-х недель; с ребёнком индивидуально и в подгруппе взрослый занимается столько раз, чтобы ребенок сказал: «Я сам хочу»;
в) Ребёнок сам выполняет деятельность под наблюдением взрослого. 

Как только 70% воспитанников достигнут уровня «в», - это показатель, что можно проводить фронтальное занятие.

Такую подготовку можно сравнить с подготовкой оркестра к исполнению партитуры. Эту идеи подготовки к занятию сформулировала Александра Платоновна Усова в пятидесятые годы прошлого века, а в 80-е годы ту же идею развил американский педагог Джеймс Боткин. Его подход назван «инновационным подходом к обучению детей в школе 21 века». Идеи обоих авторов идентичны, только А.П. Усова не оформила патент, но весь мир изучает и разделяет позиции Дж. Боткина.

III ступенька обозначает этап проведения занятия. Если сравнить с оркестром – то это ещё не спектакль, не концерт, а лишь репетиция, в которой опять-таки проходит мониторинг овладения каждым из воспитанником данным содержанием. Воспитатель обнаруживает, кто успешен, а кто отстаёт и опять возвращается к индивидуальному обучению тех, кто задержался или повышает уровень требований к тем, кто «побежал» вперёд.

IV ступенька – это восхождение каждым ребёнком в освоенной деятельности до уровня творчества. Деятельность превращается из предмета познания в форму самовыражения каждым своей индивидуальности.

Если сравнить с трудом взрослых – то это появление имен – Владимир Спиваков, Елена Образцова, Вячеслав Зайцев, А.В. Запорожец и т.д. Имя в истории – это признание его индивидуальности.

У детей дошкольного возраста, начиная со старшей группы обнаруживаются ДАРЫ, способности к разным видам деятельности. Эти возможности могут при содействии взрослых вырасти в талантливость, в профессию. В Японии очень озабочены ранним обнаружением ДАРОВ как основы для выбора профессии, которая будет не принуждением, а формой самоутверждения индивидуальности по жизни.

- Как вы смотрите на выявление "качества образования в ДОУ?

Ответ. Качество образования – обеспечивается выполнением Программы, на которую сегодня нас и ориентирует стандарт. Европейцы сегодня называют четыре компетентности (у нас пять областей). Все они в «Доме радости» уже заданы давно.

1. компетентность (знать и уметь это делать) – осознание себя неповторимой индивидуальностью.
Особенностью Программы «Дом радости» является то, что она базируется на основе теории В. С. Мерлина – выдающегося психолога, основателя Пермской научной Школы. Поэтому Программа и Технология направлены на то, чтобы содействовать овладению уже малышом 4-го года жизни  в «Доме радости» любить себя, уважать себя и заботиться о себе, чтобы самоутверждаться.

2 компетентность – осознание себя представителем общества, частью семьи, улицы, группы и т.д.
В теории В.С.  Мерлина это сознание приобретает ребёнок 5- го года жизни и определяется поэтому как личность интегральной индивидуальности. В этом контексте «личность» - это определение поведения человека, который способен к ВЫБОРУ поступка.  Наш воспитанник средней группы уже знает, что он живёт в городе, в России, воспитывается в группе «Название», он сын или дочь родителей и т.д. Он принимает на себя обязательства – дежурный по столовой, заботится о себе и о других и т.д. Он овладевает умением преодолевать случайные ошибки в поведении и овладевает нравственными нормами личности.

3 компетентность – умеет учиться каждому новому делу. В этом ему помогает овладение законом деятельности – законом «руки» (см. выше): сначала задумай, потом выбери то, из чего делать и т.д. Он овладевает умением задавать вопросы обучающему его и т.д.
Эта компетентность так же связана в «Доме радости» с разработкой Программы (Н.М. Крыловой) – Философия и философствование дошкольника, которая начинает внедряться с младшей группы.
Ребёнок 4-года жизни    уже четко отвечает: «Это я знаю, это умею, а это я не умею, хочу научиться». В этом ему помогает особая игровая технология, которая опирается на развитие самосознания у малыша и в последующих группах. Но этот подход требует особого разговора.

4-я компетентность, которую считают европейцы показателем качества образования – умение преодолевать стрессы. Эта задача как очень важная задана в работе с детьми старшего дошкольного возраста в «Доме радости».

- Каким образом мониторинг фиксируется?

Ответ. Фиксируется мониторинг в разных формах, например, записью рассказов ре бёнка на предложенную тему, или таблицей, в которой есть 5 граф:


    
        
            Имя ребенка
            Уровень "а"
            Уровень "б"
            Уровень "в"
            Уровень "г"
        
        
            Алеша
            
            -

            -

            +
            
            
            -

            -

            -

            +
            
            
            -

            +
            
            
            -

            +
            
        
        
            Боря
            +
            
            -

            +
            
            +
            +
        
    


 

а) уровень -  задача: определить, владеет ли малыш словом «чашка»? 
Если молчит, не называет предмет, то обозначается черточкой. Но главное ведь не мониторинг как таковой, а определение, чем дополнить знания малыша. Поэтому на этом же уровне, в то же время воспитательница сама всё рассказывает и показывает на чашке, просит ребёнка вместе действовать с этим предметов.

б) уровень – задача: определить может ли ребёнок с помощью вопросов и жестов взрослого, назвать части предмета. Если сразу назовет все части у чашки, тогда ставим +, а если какую-то часть не назвал, ставим «-» и опять для него показываем и называем каждую часть и её назначение. Он может приходить с этим уровнем и 2 и 3 раза.

в) уровень самостоятельности – ребёнок берёт предмет и сам всё рассказывает. Вы берёте тетрадь и точно за ним записываете. Рассказ ребёнка о предмете без Вашей помощи – показатель готовности его к занятию с Мишкой, которому нужно будет уже доказывать, какой предмет выбрать для решения его задачи. А в графе ставится +. И опять-таки кто-то может и 2-3 раза пробовать записывать рассказ.

г) уровень – ребенок может без предварительного рассматривания сам рассказать о новом предмете.
Итак, мониторинг может быть записан на листе бумаги, вложен в файл и в скоросшиватель. К каждому занятию файл. А приложением к файлу тетрадь с записью рассказа до занятия и после.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению