Не пропусти!

Вебинар:
«Комплексное обследование обучающихся с ОВЗ»

Скидка на курс:
«Использование педагогической песочницы в развитии речи детей с ОВЗ»

Подробнее →


Вебинар:
«Познавательная деятельность дошкольников»

Скидка на курс:
«Особенности организации работы по развитию речи дошкольников»

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

К истории педагогики раннего возраста

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

К истории педагогики раннего возраста
(обзор исследований по педагогике раннего возраста)

Кононова И.М., канд. пед. наук, профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, Москва

Раннее детство — особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

Научно обоснованная педагогика и система общественного воспитания детей раннего возраста были созданы Н.М. Щеловановым, Н.М. Аксариной и их последователями. Истоки же этого раздела педагогики лежат в научно-исследовательской работе, начатой в 1908 г. в Петербурге в Психоневрологическом институте, руководителем которого был В.М. Бехтерев.

Будучи по профессии неврологом, психиатром, психологом В.М. Бехтерев признавал необходимость комплексного подхода к изучению ребенка с момента рождения. Поэтому в созданном им институте работали физиологи, врачи, психологи, педагоги: Н.М. Щелованов, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Каптерев.
В 1919 г. исследовательская деятельность по изучению ребенка в онтогенезе была продолжена Н.М. Щеловановым и его коллегами в Институте Мозга, который также был создан В.М. Бехтеревым.

Из истории педагогики периода конца XVII — начала XX в. известно, что в России в силу тяжелых социально-экономических условий большое число детей разных возрастных периодов, включая раннее детство, находилось в тяжелом физическом состоянии. В целях сохранения жизни и здоровья детей государство пыталось открывать на благотворительные средства приюты, воспитательные дома для малолетних детей. Хотя приюты и ставили своей задачей сохранить жизнь и здоровье детей с ее решением они не справлялись: 68—80% детей погибали в первые месяцы жизни. (Медицинская энциклопедия. М., 1958. Т. 8.)
«Фабриками ангелов» называли в России детские приюты. Глубокая физическая и психическая отсталость детей были характерны для этих учреждений.
В середине XIX в. организуются ясли для детей раннего возраста. Инициатором первых яслей в большинстве случаев были частные благотворители или передовые земские врачи. Так первые ясли на 10 мест были организованы в 1845 году в Санкт-Петербурге княгиней Барятинской, а в 1892 году были открыты ясли в Москве.

К 1917 г. в России было всего 550 мест в постоянных яслях, функ­ционировало 37 домов младенца для подкидышей и детей сирот.
В первые годы советского государства правительство издало декрет об организации Отдела охраны материнства и младенчества. В 1920 г. на совещании по охране материнства и младенчества был поставлен вопрос о недостаточности медико-гигиенического ухода и питания за детьми в детских учреждениях, о необходимости воспитания детей с периода младенчества.

Началась работа по педагогическому просвещению персонала учреждений для детей раннего возраста (яслей и домов ребенка). Издавались методические пособия, где были освещены особенности возрастных периодов раннего детства, обоснованы вопросы организации жизни детей, режимов дня, давались рекомендации по развитию речи, движений, предметной и игровой деятельности (Н.М. Аксарина, Е.Г. Бибанова, Н.И. Касаткин, Е.К. Кричевская, Н.С. Фигурин и М.П. Денисова, Е.И. Тихеева, А.А. Файвусиович).

После выхода правительственного постановления (май 1959 г.) «О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» широкое распространение в нашей стране получили объединенные детские учреждения «Ясли—сад». В 1962 г. вышла первая Программа воспитания в детском саду детей от рождения до 7 лет. Разделы Программы воспитания детей от рождения до 3 лет были разработаны под руководством Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной.

50—60-е годы характеризуются повышенным вниманием к вопросам воспитания детей раннего возраста. Учеными разрабатываются многочисленные методические пособия по разным разделам педагогики, защищаются кандидатские диссертации. Среди них: несколько пособий под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной с авторским коллективом (М.Ю. Кистяковская, С.М. Кривина, Н.Ф. Ладыгина, Г.М. Лямина). Особенности речевого развития детей с методическими рекомендациями освещены в работах В.А. Петровой, Е.К. Кавериной, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Г.М. Ляминой, И.М. Кононовой.

В области физического воспитания работали К.Д. Губерт, М.Г. Рысс, Л.Г. Голубева, С.Г. Сорочек, З.С. Уварова. Их рекомендации к проведению гимнастики и массажа, характеристика гимнастических пособий получили широкое внедрение в практике воспитания детей раннего возраста.

По проблеме становления предметной и игровой деятельности известны исследования Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Е.И. Радиной, С.Л. Новоселовой.

Проблему взаимоотношений детей в раннем детстве изучали Г.М. Лямина, И.Б. Теплицкая. Авторами доказано, что уровень детских взаимоотношений во многом зависит от уровня той деятельности, в которой они возникают. Названными авторами определены условия, способствующие воспитанию положительных взаимоотношений младших детей.

Среди важных разделов воспитательной работы с детьми признавалось музыкальное воспитание. По мнению Т.С. Бабаджан, музыка воспринимается детьми раньше других видов искусства. Ею разработано содержание и методика музыкального воспитания детей 1—3 года жизни.

Период 70—90-х годов характеризуется дальнейшим развитием науки о воспитании детей раннего возраста.

В этот период значительно увеличивается число детей в группах раннего возраста. Для работников дошкольных учреждений актуальным становится вопрос об организации адаптации детей, впервые поступающих в дошкольное учреждение. Одной из первых на важность этой проблемы указала Н.М. Аксарина. Она горячо пропагандировала необходимость охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду. В этот период вопросы организации социальной адаптации детей стали предметом внимания врачей, педагогов, психологов (Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Г.М. Лямина, Р. Желеску).

После публикации Концепции дошкольного воспитания (1989 г.) создаются вариативные и базисные Программы дошкольных образовательных учреждений.
В программах «Истоки», «Кроха», «Детство» разделы по младенче­скому и раннему возрасту разработаны на основе многолетних психологических и педагогических исследований.

Программы, соответствуя базисному стандарту, предполагают возможности для широкого творчества педагогов.

Большое число психологических исследований было посвящено проблеме общения со взрослыми и сверстниками (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, М.Г. Елагина, Л.Н. Галигузова, Д.Б. Годовикова, Е.О. Смирнова).

В этот период была продолжена работа в области содержания и методики речевого развития детей (К.Л. Якубовская, И.М. Кононова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина, М.М. Кольцова, К.Л. Печора).

Период раннего детства привлекал ученых и с позиции возможности осуществления трудового воспитания детей. Под руководством А.М. Фонарева была выполнена диссертационная работа С.Н. Теплюк. Автором разработана эффективная, соответствующая возрастным возможностям детей третьего года жизни методика трудового воспитания с использованием природного окружения на прогулке.

Под руководством В.И. Логиновой выполнена диссертационная работа Е.Н. Герасимовой по формированию трудовых процессов в самообслуживании у детей второго и третьего года жизни.

Ряд ученых (Н.М. Аксарина, В.Н. Аванесова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, Э.Л. Фрухт, Ш. Абдулаева) занимались исследованием проблемы обучения в раннем детстве. В их трудах освещены особенности организации и методики, проведения занятий с детьми разных возрастных периодов раннего детства по развитию речи, мышления, предметной деятельности, сенсорному воспитанию.

Проблема контроля за развитием детей освещена в трудах Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубевой, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт. Детально разработанная авторами методика диагностики физического и психического развития детей в настоящее время успешно внедряется в дошкольных учреждениях.

В разных регионах нашей страны функционируют медицинские центры пренатального воспитания, интегрирующие данные разных наук: физиологии, педиатрии, психологии, педагогики. Среди них научно-практический центр пренатального воспитания «Благовест-Н», Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где ученые работают над созданием российской пренатальной педагогики.

Даже неполный перечень научных исследований свидетельствует о том, что идеи, высказанные в начале ХХ в. о необходимости внимания к периоду раннего детства, о воспитании с момента рождения, получили дальнейшее развитие в трудах современных ученых и могут быть использованы в практике.