ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

К вопросу о реализации преемственности в работе дошкольного психолога

Категория: 

Алтухова Т.А.
Г. Белгород, БелГУ, МДОУ д/с №51

Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии

Важным условием реализации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и ребенка с речевой патологией, является ко-мандная деятельность специалистов различного профиля.
Одним из направлений командной деятельности выступает обеспече-ние преемственных связей. Сегодня в литературе указывается на существо-вание двух основных вида преемственности: горизонтальной и вертикаль-ной (1, 2). Горизонтальная преемственность проявляется во взаимодействии логопеда ДОУ или школы с другими субъектами коррекционно-образовательного процесса (психологом, учителями, воспитателями, родите-лями, медицинскими работниками и др.). Преемственные связи «по вертика-ли» предполагают создание условий для обеспечения адаптации ребенка при переходе от одного возрастного периода к другому, от достигнутого уровня развития к более высокому, от одной ступени образования к другой.
Выстраивание горизонтальных связей в образовательном учреждении (ОУ), обеспечивается деятельностью психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). В частности, речь идет о функционировании ПМПк в МДОУ № 51 г. Белгорода. Формы сотрудничества логопеда с другими спе-циалистами: параллельная диагностика и обсуждение ее результатов; совме-стное планирование коррекционно-развивающей деятельности; интегриро-ванные занятия логопеда и психолога, обсуждение динамики продвижения ребенка и др. Все это способствует более успешному продвижению в разви-тии ребенка с речевой патологией в течение всего срока пребывания в лого-педической группе.
Но, в то же время, для нашего детского сада, как в прочем и для других ДОУ г. Белгорода, является нерешенной проблема выстраивания вертикаль-ной преемственности между ДОУ и школой в сопровождении речевого ре-бенка.
Поэтому мы сделали попытку обеспечить более качественное сопрово-ждение выпускника логопедической группы при переходе его в школу.
Мы посчитали необходимым выбрать аспект преемственности в обес-печении профилактики нарушений письма и чтения, как одного из важных направлений работы как школьного, так и дошкольного логопеда. Предварительно мы изучили особенности функционального базиса письма и чтения у воспитанников логопедических групп ДОУ г. Белгорода. Наши исследования касались изучения состояния и динамики развития фо-нематических процессов и оптико-пространственных функций у детей с об-щим недоразвитием речи (ОНР).
Остановимся более подробно на обследовании фонематических про-цессов, которое осуществлялось по следующим направлениям: изучение фо-нематического восприятия и фонематических представлений на основе фо-нематического восприятия; фонематического анализа и фонематических представлений на основе фонематического анализа; фонематического синте-за и фонематических представлений на основе фонематического синтеза; фо-нематических представлений на основе фонематической дифференциации.
В целях оптимизации процедуры обследования были использованы спе-циальные схемы – таблицы, разработанные нами на основе анализа сущест-вующих диагностических методик изучения фонематических процессов (Г. В.Чиркиной; О.Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой; О.Н. Усановой и др.). Данные схемы-таблицы позволяли определить уровень сформированности фонематиче-ских процессов и динамику их развития в ходе логопедической работы.
Исследование показало, что не все дети к моменту обучения в школе имеют достаточный уровень сформированности этих процессов (20%). Особые трудности у детей вызвали задания на фонематический анализ и представления на его основе. У многих детей оказались несформированными фонематические процессы, реали-зующиеся во внутреннем плане. Это позволяет предположить, что у этих детей в процессе овладения чтением и письмом могут возникнуть специфические труд-ности. Анализ полученных результатов выпускников логопедических групп ДОУ также позволил сформулировать выводы о неоднородности ин-дивидуальных профилей развития указанных функций. Подобные выводы были сделаны и в отношении состояния оптико-пространственных функций.
В целях оптимизации вертикальных преемственных связей между ло-гопедами ДОУ и школы мы предложили включить в сопроводительную до-кументацию выпускника речевой группы индивидуальный профиль состоя-ния основных составляющих функционального базиса письменной речи и рекомендации школьному логопеду по дальнейшему сопровождению ребен-ка с первых дней пребывания в школе в отношении предупреждения нару-шений письма и чтения.

Список литературы:

  1. Кравчук О.П. Преемственность как необходимое условие технологии деятельно-сти педагога-психолога. Актуальные вопросы психологической службы / Материалы все-российской научно-практической конференции. – Воронеж. 2001. – С.89-92.
  2. Кравчук О.П. Психолого-педагогическое сопровждение коррекционно-развивающей деятельности в начальной школе./ Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению: Материалы зональной научно-практической конференции. Прило-жение к журналу «Начальная школа» №2.- М.: «Начальная школа» - 2002. – С.95-100.