Примерные образовательные программы ДО от "ТЦ СФЕРА" и ИД "Карапуз":

Свои отзывы о примерных образовательных программах оставляйте здесь.

Бесплатно!

Книги, нормативные материалы, рабочие тетради и презентации от издательства и пользователей сайта. Перейти к списку


В ногу со временем: вместе изучаем и внедряем ФГОС ДО

Купон на бесплатное участие в вебинаре + сертификат

ВАЖНО!

ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНИЛСЯ АДРЕС ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ!

Н.В. Микляева. Семинар «Внедрение ФГОС ДО и разработка моделей образовательного процесса на основе стандарта»Н.В. Микляева:

Внедрение ФГОС ДО и разработка моделей образовательного процесса на основе стандарта

Участники получат сертификаты на 18 академических часов: 4 часа - семинар-практикум, 14 часов - разработка самостоятельного проекта.
Стоимость участия: 1000 рублей.

г. Москва, 24 октября 2014 г.

Зарегистрироваться




Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Практический журнал для воспитателей ДОУ. Выпуск 07/2014Воспитатель ДОУ. Практический журнал для воспитателей ДОУ. Выпуск 07/2014:

«Воспитатель ДОУ» - журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических дошкольных факультетов колледжей и вузов. Цель журнала: пропагандировать опыт и творческие находки талантливых педагогов из разных регионов страны, аккумулировать лучшие практические материалы и методические рекомендации.

Хочу купить!




ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

Журнал «Логопед» отмечает свой юбилей - 10 лет! В честь этой знаменательной даты издательство «Творческий Центр Сфера» и журнал «Логопед» объявляют конкурс. Работы принимаются с 15 февраля 2014 г. до 15 октября 2014 г.

Условия конкурса

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Как я сама с собой обсуждала ФГОС ДО

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

Уважаемые коллеги!

Прошу прощения, если что-то будет не так в моих комментариях. Я вижу ситуацию «снизу», изнутри профессии. И мое видение проблемы, естественно, будет антогонистично видению вышестоящих и надзорных структур. Понимаю, что между нашими видениями должна быть найдена «золотая середина».

Прошу также прощения за эстетику оформления текста: работаю над ним глубокими ночами, когда все домашние дела сделаны.

У документа неудобный список, поэтому я не стала писать отдельно свои мысли (пришлось бы ссылаться на «пятую сверху точку»). Нумерация текста по типу СанПиНа помогла бы навести порядок в тексте. Черным шрифтом я оставила оригинал проекта. Свои комментарии я выделила красным шрифтом. Желтым я выделила фрагмент текста проекта, к которому делаю комментарии. Зеленым выделила высказывания, понимание которых имеет несколько значений. Считаю, что к ним необходимо дать четкие однозначные определения в тезаурусе. (по типу статьи 2 Закона об образовании) Многие выражения я вижу впервые, а ко многим нашла по нескольку определений, различных по смыслу. По личному опыту знаю, как важно определиться в понятиях и говорить всем вместе об одном и том же.

Пока же проект очень многозначен и допускает разночтения.

Каждая строчка документа должна быть однозначной.

Все, что «может быть», автоматически допускает «может и не быть» и Организации трудно будет спорить и доказывать свою правоту надзорным органам при многозначности содержания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОЕКТ)

Сразу возникают вопросы:

  1. Какова судьба предыдущих документов (ФГТ к структуре… и ФГТ к условиям…)? Они утратили силу? Основные их отличия – интегрирование, комплексно-тематическое планирование, организация двух форм организации образовательной деятельности – не оправдали себя и вводились напрасно, зря?

  2. На какой срок рассчитан данный документ. А то многие коллективы ДОУ с предыдущими ФГТ, которые были неофициально рассчитаны на 10 лет, еще не успели разобраться.

  3. Когда документ вступает в силу? Будет ли переходный период? Нужна ли будет кипа формальных бумаг по переходу на ФГОС, как было при переходе на ФГТ?

  4. Опять педагоги вынуждены будут кормить книгоиздателей, теперь уже за пометку «Соответствует ФГОС»?

Оглавление

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к развивающей предметно - пространственной среде

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к материально - техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предметом регулирования настоящего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Здесь и далее зеленым выделяю то, чему в тезаурусе надо дать однозначное понятие (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация).

Требования настоящего Стандарта к Организации распространяются на ИП, реализующего Программу, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом.

2.Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,  этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт отражает согласованные социально - культурные, общественно - государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

При разработке Стандарта учтены:

● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации. Далее по тексту этого нет

3.Стандарт утверждает основные принципы :

● поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

● формирования познавательных интересов и познавательных действий  ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Этнокультурная ситуация разве не является частью социальной ситуации?

4.Стандарт преследует следующие цели: Эти цели в нижеизложенном тексте не раскрыты

● обеспечение государством равенства возможностей Даже в одном городе есть «бедные» детские сады, есть «богатые». Родители считают, что в них неравные возможности для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; Судя по тексту ниже, программы будут едины в своей непохожести?

● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. Очень непонятная фраза, которая противоречит декларируемой далее свободе в выборе программ, построении вариативной части.

5.Стандарт решает задачи:

● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; Очень правильная задача, но она в данной формулировке дисгармонирует со 2-й целью о единстве требований

● формирования социокультурной среды, Далее речь идет о других видах среды. Надо в тезаурусе вывести систему, чтобы было понятно, почему в разных частях документа обсуждаются разные виды среды соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Будет ли оно обеспечено, если разрешено большое количество вариативных программ. В этом случае преемственность должна прослеживаться по другим критериям – принципам, технологиям….

● определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных

объединений (в том числе сетевого). ???

6.Стандарт является основой для:

● разработки и реализации Программы;

● разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы); сейчас появится масса примерных самоназванных программ… Какие из них имеют право так называться?

разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; этим будет заниматься подотчетная МОиН РФ организация? Есть шансы, что финансовые структуры при разработке нормативов финансового обеспечения реализации программы разберутся в этом стандарте и будут на него опираться?

● формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

● объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

● подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, Дальнейший текст не показывает связь стандарта с аттестацией административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

7.Основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого - педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста Это название программы Организации или ее цель? Каждое словосочетание этой фразы требует определения. и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём чего?, содержание чего? и планируемые результаты чего? в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно - педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, В задачах далее социализация не упоминается его всестороннего личностного морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих В разделе2 п.2, в Требованиях к психолого - педагогическим условиям (п.2) они называются спецефическими видами деятельности. Разные названия подразумевают разное смысловое значение. Наверно, надо в течение всего документа давать одно понятие, не используя синонимов и близких по смыслу, т.к. это запутывает в понимании дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.. Очень неряшливо виды детской деятельности перечисляются первый раз в документе. Наверно, лучше их хорошо расписать в тезаурусе и больше не приводить примеры.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Набор фраз, не несущий конкретной логичной информации. По крайней мере, после многократного прочтения этого абзаца в моем представлении не нарисовалась ясная картинка.

Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно - временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

8.Программа утверждается Организацией Кем разрабатывается? Каким органом утверждается? Из высказывания следует, что программа просто утверждается руководителем самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

1 Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии

с объёмом решаемых образовательных, педагогических и организационно-управленческих задач.

Организация может разрабатывать и реализовывать различные Только перечисленные далее программы или примерные сюда входят? Двусмысленность. Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, полного и продлённого дня, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации Как быть со временем присмотра (сон, например)?

9.Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования Кто ее дает?

10.Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

● к структуре Программы;

2За исключением групп, ежедневная продолжительность пребывания воспитанников в которых превышает 14 часов.

Закон РФ «Об образовании», ст. 95.

● к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого - педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно - пространственной среде;

● к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

11.Важное место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, А другие – не важное место занимают? обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка.

Нужен подробный тезаурус. Практически каждая строка требует пояснения

Непоследовательное изложение:

П. 7 – программа, п. 8 – программа, п. 9 – стандарт, п. 10 – стандарт – это путает восприятие документа, трудно вникнуть, о чем речь.

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса Что такое образовательный процесс в Организации? на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого - возрастных и индивидуальных особенностей и должна

быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.

2.Группы в одной Организации могут действовать на основе различных Программ. Что имеется ввиду? Примерные комплексные? Парциальные? Самосотавленные? Как часто группы могут менять эти программы?

3.Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

коммуникативно -личностное развитие; Выше везде говорится о социализации, а тут вдруг сузилось понятие (Коммуникативное развитие является частью социального. Или необходимо определиться, что имеется ввиду в данном конкретном случае).

● познавательно - речевое развитие; Речевое развитие является частью коммуникативного? Или нужно определение, что под этим понимается.

● художественно - эстетическое развитие;

● физическое развитие.

4.Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

● предметно - пространственная развивающая образовательная среда;

● характер взаимодействия со взрослыми;

● характер взаимодействия с другими детьми;

● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

5.Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы На чем основывается? предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

В разделе «Часть, формируемая участниками образовательных отношений» должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

6.Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

7.Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются это слово подразумевает свободу построения структуры. Это так? авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

1)Целевой раздел включает в себя:

– пояснительную записку;

– целевые ориентиры.

4.Парциальная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

2)Содержательный раздел определяет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:

развития специфических видов деятельности; Выше они назывались по-другому. Необходимо разработать и дать воспитателям пошаговое (ступенчатое) развитие видов деятельности

– становления первичной ценностной ориентации и социализации; – развития первичных представлений; требует конкретизации

– коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья Воспитатели имеют педагогическое образование, надо четко определить рамки их компетенции в данном случае, чтобы их не вынуждали заниматься тем, в чем они некомпетентны. Я думаю, воспитатель должен помогать социализации детей с ОВЗ и детей - инвалидов и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы.

3)Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации положений основной образовательной программы.

● Требования к разделам основной образовательной программы

Целевой раздел основной образовательной программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

– цели и задачи реализации основной образовательной программы;

– значимые для разработки и реализации основной образовательной программы характеристики, в том числе психолого - возрастные и индивидуальные особенности воспитанников организации, осуществляющей образовательную деятельность, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.) осуществления образовательного процесса и др.;

– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы.

Содержательный раздел основной образовательной программы

Содержательный раздел Программы должен включать:

– цели и задачи образовательной работы с учётом психолого - возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей;

– содержание образовательной работы по видам деятельности детей с учётом используемых примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, Должны ли они соответствовать данному ФГОС? обеспечивающих реализацию данного содержания;

– описание основных технологий реализации Программы (форм, методов, приёмов, средств образования) с учётом психолого - возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение следующих задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);

– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно - моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

– развитие эмоционально - ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях:

Коммуникативно - личностной, познавательно - речевой, художественно-эстетической и области физического развития – должно быть направлено на приобретение опыта Только приобретение опыта? Развитие этих видов деятельности уже не актуально? в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях Это само собой разумеется (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно - ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

– познавательно - исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятия художественной литературы и фольклора;

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т.д.);

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

– музыкальной (пения, музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:  По- моему, некорректная фраза

– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,многообразии культур стран и народов мира. Это весь объем?

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляется из образовательных программ различной направленности, выбранных участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. . Судя по этому абзацу, комплексно-тематическая организация деятельности уже неактуальна?

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: Слова «Может быть» делают эту часть как крайне многообразной, так и необязательной, что уводит от стандарта, должна, видимо, быть ссылка на региональный стандарт.

– специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

– поддержку  интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

– сложившиеся традиции Организации (группы).

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей - инвалидов (далее – детьми с ОВЗ).

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей - инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

– обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей - инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

– освоение детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей - инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья воспитанников, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным.

Организационный раздел основной образовательной программы

Организационный раздел Программы должен включать:

– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

– особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или и культурных практиках;

– особенности организации предметно - пространственной развивающей среды;

– характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

– способы и направления поддержки детской инициативы;

– особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

8.Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена

развёрнуто в соответствии с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы  оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу. Ссылка – это удобно

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

9.Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации.  Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

● возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной Организации, в том числе категории детей с ОВЗ, если возможность их образования предусматривается;

● реализуемые Примерные программы в том случае, если дошкольные группы используют их обязательную часть; Значит, у примерных программ должна быть обязательная часть?

● характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

● иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов.

III . ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого - педагогическим, кадровым, материально - техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде. В разделе 1 п.7 говорится об образовательной среде, разделе 1 п. 10 – предметно-пространственной среде, разделе 2 п. 4 – предметно-пространственной развивающей образовательной среде. Это сильно запутывает, в чем их отличия и почему их так много

Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание  образовательной среды, которая:

● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

● обеспечивает эмоциональное и морально - нравственное благополучие воспитанников;

● способствует профессиональному развитию педагогических работников;

● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного  образования;

● обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных  образовательных областях, а именно  в сферах Почему они называются то образовательными областями, то сферами? коммуникативно личностного, познавательно-речевого, художественно - эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально - нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

1.Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого - педагогические условия:

● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

в чем это проявляется?

● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого - возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); где критерии нормальной скорости развития?

● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

● защита детей от всех форм физического и психического насилия Закон РФ «Об образовании», ст. 34 , п. 1.9.

● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

2.Для получения без дискриминации на мой взгляд, некорректное выражение качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого - педагогических подходов и в чем их специальность? наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих по улучшению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

3.Деятельность педагогических работников в Организации (группе) должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их Как будто деятельность сама придумывает себе перегрузки профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к воспитанникам и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей. Здесь неплохо было бы описать, что должен делать воспитатель в течение рабочего времени, чтобы его не вынуждали заниматься другими делами. Что не запрещено, то разрешено

4.В Организации (группе) может проводиться Значит, может и не проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов Очень правильно, если я под этим выражением понимаю то же, что и авторы. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом - психологом Где взять педагога – психолога? Их не всем школам дают по штату, а только тем, где больше тысячи учеников . Для диагностики надо определить педагогические параметры, находящиеся в компетенции воспитателя, или эти параметры привязать к образованию воспитателя – если у него психологическое образование - разрешить в рамках психолого - педагогической диагностики 6

Психолого - педагогическая диагностика – оценка наверно, не оценка, а показатель развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий Чтобы не было произвола чиновников, эту оценку надо однозначно определить и лежащая в основе их дальнейшего планирования Здесь надо обратить особое внимание на развитие ребенка относительно себя, а не в сравнении с другими детьми или стандартами – надзорные органы будут требовать именно это (или мониторинга).

Участие ребёнка в психолого - педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Бюрократические проволочки, дополнительные бумаги

Результаты психолого - педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: Здесь высказывание вступает в противоречие с вышесказанным « связанная с оценкой эффективности педагогических действий»

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка построения его образовательной траектории Как это сочетается со стандартом и целевыми ориентирами? Воспитатели не смогут вписать в стандарт индивидуальные образовательные траектории в количестве списка детей ДОО или тогда надо выделить, кому именно эти траектории составляются. Эти траектории входят в номенклатуру дел воспитателя? В какое время (рабочее или после работы) они разрабатываются? Это заведомо невыполнимый пункт. Индивидуальные траектории активно провозглашаются, но замалчивается тот факт, что это делается в ущерб работе с детьми. или профессиональной коррекции особенностей его развития);

● оптимизации работы с группой детей.

5.Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами.

Наполняемость конкретной группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы, профессионализма педагогического персонала образовательной организации. Чиновники этот критерий однозначно проигнорируют. Им надо любыми средствами выполнять наказ Путина. Поэтому на местах молодым неопытным воспитателям дают по 27 малышей в группе

Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

6.У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, Какие? Каким образом сформированы, к какому моменту, как это проследить, что делать, если их нет (на фоне нехватки воспитателей, сокращения их по принципу 3 человека на две группы) необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1)обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

● создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе;

● создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально - культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

● проявления чуткости к интересам и возможностям детей;

● непосредственного общения с каждым ребёнком;

2)организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

3)построение развивающего вариативного образования, это, на мой взгляд, антоним стандарту или дать определение, что такое «стандарт», т.к. обыватели понимают его как синоним слова «эталон» ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого - возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:

● вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий;

● уважение индивидуальности каждого ребёнка, его право быть не похожим на других; здорово! Это самое главное! Нужен механизм реализации этого принципа ДЛЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ в том числе, иначе они не дадут его реализовать

недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды; очень правильно, но вступает в противоречие с СанПиН, где пространство рассчитывается по квадратным метрам на ребенка (2 кв. и на умывальник. И на приемную…) Поскольку СанПиН выше по статусу, этот пункт выполняться не будет. СанПиН позволяет чиновникам забивать группы «под завязку». Места для игры не будет, а трансформироваться среда будет под столовую, под спальную

● условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;

● организацию видов деятельности, стимулирующих развитие

мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

4)открытый характер образовательного процесса насколько я ориентируюсь, в организации нет образовательного ПРОЦЕССА, а есть оказание образовательных услуг, или образовательный процесс в организации надо закрепить законодательно, хотя бы в тезаурусе, но чтобы это не противоречило другим нормативным документам на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

7.В Организации, реализующей Программу, должны быть созданы условия для:

● повышения квалификации педагогических и руководящих работников Надо законодательно определить, когда осуществляется повышение квалификации – в рабочее время или после работы, в каком объеме, если после работы, то как заставлять воспитателя, если это противоречит ТК и преследуется инспекцией труда и занятости (извините, если я некоторые органы неправильно называю, их так много… и они тоже переименовываются постоянно) (в том числе по их выбору ) и их профессионального развития;

● консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;

● организационно - методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом. Этот пункт отнимает воспитателя от детей (если он будет взаимодействовать с социумом в рабочее время) или нарушает ТК (если заставлять воспитателя взаимодействовать после работы). Это же замечание относится и к написанию документации воспитателем. КРАЙНЕ необходимо определить номенклатуру дел воспитателя, т.к. она раздута чиновниками до огромных размеров, и у воспитателей практически не остается время на детей

8.Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья 7 Мы не медицинская организация и не можем осуществлять медицинское сопровождение (дублировать, подменять органы здравоохранения) В штатном расписании есть только медсестра, которая соединяет в себе диетсестру, старшую медсестру и процедурную медсестру, оказывает первую медицинскую помощь, контролирует питание, сан-дез. режим, прививки. Она просто не в состоянии осуществлять медицинское сопровождение, педагоги некомпетентны его осуществлять, хотя последние годы их склоняют к этой деятельности, что они и делают так, так получится…

«Закон РФ «Об образовании», ст. 41, п п . 1, 2.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности, должна осуществляться в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Работа с детьми - инвалидами, осваивающими Программу, должна учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.

9.Организация должна создавать возможности:

для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности; Чтобы не было разночтений. Надо конкретно указать, каким образом? По закону о сайтах? (я его неправильно называю) Ведение сайта отнимает очень много времени, отвлекает специалиста, на которого в устной форме повесили эту обязанность, от работы с детьми (или он делает это после работы в свое свободное время в нарушение ТК)

● для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

● для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

Требования к развивающей предметно - пространственной среде

10.Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка ) (Участок – территория, прилегающая к Организации или находящаяся на небольшом удалении) и представляющая собой открытую зону, приспособленную для реализации Программы.

11.Развивающая предметно - пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

12.Развивающая предметно - пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально - культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Что здесь написано, то и будет раскрываться на местах, т.к. остальное необязательно, раз не обозначено

13.Развивающая предметно - пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую коммуникативную активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); песок и вода, это, пожалуй, единственное, что более –менее используется в практике без напоминания

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре.

4)Вариативность среды предполагает:

● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Я бы это вынесла в тезаурус

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

14.Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. См. Единый квалификационный справочник.

15.Реализация Программы осуществляется:

1)воспитателями в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Я уже спрашивала, как быть со сном? Каждая группа должна непрерывно сопровождаться воспитателем или другим педагогом;

2)иными педагогическими работниками, соответствующие должности для которых устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы; В действительности в штатное расписание очень сложно ввести дополнительные должности, т.к. организация обязана экономить свои средства, в том числе и фонд заработной платы

3) в создании каких именно? Раздел о кадровых условиях условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя и другие работники. Кто имеется ввиду под другими работниками? (повар, прачка и другие выполняют свои должностные обязанности) Я бы добавила, «если таковые есть»

16.Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учёта, финансово - хозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского Его могут осуществлять только врачи сопровождения

10 Закон РФ «Об образовании», ст. 41, п п . 1, 2.

Для решения этих задач привлекается соответствующий квалифицированный Какой? Медицинский? персонал в качестве сотрудников Организации и/или заключаются договора с организациями, предоставляющими соответствующие услуги У нас в городе врачей не хватает, следовательно, договор, даже если и будет составлен, будет выполняться только на бумаге. Кому это надо? Анализ форумов педагогов в Интернете показывает, что во многих городах на периферии такая ситуация

17.Реализация программы ИП осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и Требованиями настоящего Стандарта.

Требования к материально - техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

18.Требования к материально - техническим условиям реализации Программы включают:

1)требования, определяемые в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:

● к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы);

● к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий (помещения) Организации (группы);

● к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;

● к искусственному и естественному освещению образовательных помещений;

● к санитарному состоянию и содержанию помещений;

● к оснащению помещений для качественного питания воспитанников;

2)требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3)оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

19.Финансовые условия реализации Программы должны:

● обеспечивать Организации возможность выполнения требований

Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

● обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников; Под индивидуальные траектории никто деньги не выделит, хотя это был бы идеальный подход. Рамки органов финансирования не приемлют гибкий режим пребывания детей и многое другое. Они детей видят одной массой. Но, поскольку карают эти органы сурово, педагоги вынуждены нарушать многие педагогические принципы, которые наказываются не так жестко или не так явно видны надзорным органам.

● отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования. Руководители ДОО увязнут в составлении этих документов, а учредители будут или резко снижать смету расходов, или не выполнять ее. Руководители будут делать напрасную, в дальнейшем невыполнимую работу

20.Объём финансового обеспечения реализации Программы определяется исходя из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования данного Стандарта с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов:

● на оплату труда работников, реализующих Программу;

● на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

●, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

● иных, связанных с реализацией Программы. Кто исполняет этот пункт и все финансовые пункты? ДОО не сможет однозначно. Надо обязать конкретный орган. Но тогда этот орган будет диктовать содержание программы. Чтобы не было противоречий между финансированием и образовательной деятельностью по составленной организацией программе кто-то должен изучить образовательные потребности программы организации, заложить эти деньги в бюджет. Этого пока не происходит, и не произойдет. Если пойти по другому пути – принцип пропорционального распределения выделенных бюджетом средств, тогда должны будут пострадать какие-то пункты стандарта – или требования к условиям, или штаты, или все вместе. Пока же декларируется красивый, но не продуманный и не скоординированный с финансовыми органами постулат. И судьба его крайне проблематична

21.Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и негосударственных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

При осуществлении финансового обеспечения реализации Программы в негосударственных организациях посредством предоставления субсидий на возмещение затрат соответствующие нормативы финансирования не включают расходы на содержание недвижимого имущества и коммунальные расходы.

22.Финансовое обеспечение реализации Программы в государственных и муниципальных организациях осуществляется с учётом распределения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между региональными и местными уровнями власти.

23.Финансовое обеспечение реализации Программы бюджетного и/или автономного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы в соответствии с требованиями Стандарта по каждому виду и направленности образовательных программ с учётом форм обучения в соответствии с ведомственным перечнем услуг.

В случае реализации Программы в казённом образовательном учреждении учредитель обеспечивает финансирование его деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учётом объёмов доходов от приносящей доход деятельности.

24.При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг по реализации Программы, составлении бюджетной сметы казённого учреждения, а также для определения объёма субсидий на выполнение муниципальных заданий бюджетным и /или автономным учреждением должны учитываться нормативы финансирования, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

25.Государственное (муниципальное) задание учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы должно обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на эти цели.

Показатели, характеризующие выполнение государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы, должны учитывать требования Стандарта к условиям реализации Программы.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой - либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.

3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2. Что тогда будет являться основой объективной оценки соответствия установленным требованиям? Отсутствие ответа на мой вопрос породит чиновничий произвол. Мне кажется, авторы этих строк немного неверно с юридической точки зрения истолковали статью закона. Там про дошкольное образование просто ничего не говорится, его исключили из фразы в статье, а авторы этих строк почему-то поняли так, как написано.

Аттестация по Закону об образовании не проводится, а мониторинг, исследование, обследование или что-то другое могут заставить проводить: мониторинг – не аттестация. В законах игра слов много значит. В законе запрещена аттестация, а все остальное не запрещено – значит, разрешено. Но если будет отменено любое обязательное подобие мониторинга (аттестации), это будет правильно, т.к. процедура мониторинга доведена до полного формализма.

4. Настоящие требования являются ориентирами для:

● учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

● педагогов и администрации Организаций для решения задач:

– формирования Программы;

– анализа своей профессиональной деятельности;

– взаимодействия с семьями воспитанников;

● авторов образовательных программ дошкольного образования;

● исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

● родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

● широкой общественности.

5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным А опосредованным – могут? Это лазейка основанием при решении управленческих задач, включая:

● аттестацию педагогических кадров;

● оценку качества образования;

● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации. Чего не должно быть – понятно. А что должно быть – станет творчеством чиновников и надзорных органов. Что не запрещено – то разрешено. Придумай новые названия старым процедурам и руководи по старинке.

6.К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

●ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре . Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Неряшливая фраза. Я бы перечислила виды деятельности Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно - следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать . Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

7.Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

8. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками – как создающие предпосылки для их реализации.

9. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников. Повторяется фрагмент п.3

Еще раз прошу прощения за некоторый сумбур. Думаю, многих вопросов бы не было, если бы я была с авторами на одной понятийной волне. Но обсуждение проекта с коллегами показало, что не только я теряюсь в понимании многих новых выражений. Пожалуйста, учитывайте, что этот документ придется читать простому обывателю, человеку, который лет 20 назад получил образование.

Желаю успехов!

С уважением Иванова Альвина Александровна.

Комментарии

Мы со своей стороны специально не стали редактировать данный комментарий! Ведь эмоционально окрашенный комментарий более доступен для восприятия, коллеги!

тщательный анализ, но иногда излишне. Возможно влияет настойчивое желание понять.

Уважаемая Татьяна Георгиевна! Как же у Вас в институте обсуждали ФГОС ДО? Ведь на Вашей кафедре педагогики и профессионального образования это надо было сделать! Каково резюме? Поделитесь, пожалуйста! :0)

 

 

Татьяна Георгиевна! Как Вы относитесь к вопросам сотрудничества нашего издательства с ГАОУ ДПО ИРОСТ? Пишите мне на почту mamairinag@mail.ru? С уважением, Ирина Геннадьевна - методист по дошкольному образованию издательства "ТЦ СФЕРА"

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы также получить возможность отправлять комментарии

Корзина

Книги 0
Файлы 0

Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках!

Наша группа вконтакте!

Наша группа на

Партнёр издательства «Творческий Центр СФЕРА»издательский дом «Карапуз»