ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Конспект интегрированной НОД для детей старшего и подготовительного возраста Тема: «Невидимка – воздух»

Категория: 
НОД "Невидимка-воздух"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Россиянка»

Составили и провели:

Воспитатель Тимохина О.В. 1 кв. категория

Инструктор по плаванию Королёва О.С. 1 кв. категория

 

Конспект интегрированной НОД

для  детей старшего и подготовительного возраста

Тема: «Невидимка – воздух»

Возраст: старший и подготовительный к школе.

Направление:  познавательно – исследовательское

Форма:  интегрированная

Цель деятельности :

 Развитие и расширение представлений детей о значении воздуха в жизни человека и окружающего его мира.

Формирование здорового образа жизни на занятиях плаванием.

Задачи:

Образовательные:

1.  Развивать связную речь детей, закреплять умение правильно строить сложные предложения, произношение звуков «с», «ш»; обогащать словарный запас:

2. Учить наблюдать, сравнивать, делать вывод; приобщать к проведению опытов.

3. Учит слушать ответы своих товарищей, не перебивать, соблюдать очередность;.

4. Отрабатывать  ритмичное дыхание – короткий энергичный вдох и

продолжительный выдох. Сочетать скольжение на груди с дыханием.

Оздоровительные:

1.       Воспитание  в детях бережного  осознанного  отношения к своему здоровью.

2.      Укрепление дыхательной  системы

Интеграция образовательных  направлений :

-познавательно-речевое;

-физическое;

- социально-личностное.

Материал:

Глобус, предметные картинки, материал для опытов: пакеты, колокольчики, апельсин, воздушные шары, прозрачная емкость для воды, стакан, деревянный брусок, камни, конверт-сюрприз на каждого ребенка  (задание для родителей ребенка). Теннисные мячики, мячи среднего размера по кол-ву детей, маленький резиновый мяч.

Методические приемы:

артикуляционная гимнастика, пальчиковое упражнение «Шар», физ. минутка «Насос», опыты, беседа, рассказ, загадки, игра.

Предварительная работа:

1)      Дидактическая игра «Слышу звук»

2)      Чтение книги Стременьевой «Я - человек, ты – человек», рассматривание и беседа по иллюстрациям.

Индивидуальная работа: уделить внимание малоактивным детям, привлечь их в проведению опытов.

(Женя С., Вика О.)

Последующая работа: пригласить родителей на новую встречу по теме «Невидимка-воздух».

(Выполнение задания «Конверта-сюрприза»)

 

Ход НОД

Занятие проводится в бассейне.

       I.            Вводная часть

(Зал сухого плавания)

Педагог:   Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём с вами очень интересное занятие, вы будете участниками практических опытов и заданий. Вот и первое  - оно в загадке:

Загадка:«Он болтун-говорун,

Он веселый шалун.

В рот залез и толчок..

Там сидит?» (язычок)

 Дети выполняют упражнения: «шарик», «змея», «качели»,«блинчик».

Педагог: А сейчас мы выполним пальчиковое упражнение «Шар».

«Надуваем шарик быстро,

Он становится большой .

Вокруг шар лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой»

(С-с-с….; ш-ш-ш.)

 Педагог: Молодцы, хорошо выполняли, все старались. А теперь немного отдохнём. Предлагаю вам послушать отрывок из книги Г.В. Трофимовой «Какого океана нет на глобусе и карте».

( Дети удобно располагаются и  садятся на ковёр)

Педагог: Интересный был рассказ? А сейчас попробуем ответить на мои вопросы:

- О каком океане говорилось  в рассказе?

( Ответы детей….)

- Как его можно назвать одним словом?

(воздух, атмосфера)

( Ответы детей…)

- Кому нужен «воздушный океан»?

( Ответы детей…)

- Как человек использует воздух?

( Ответы детей…)

( Показ и рассматривание картинок : «самолет», « парашют», «воздушный шар», …)

Педагог:А сейчас я ещё вам загадаю одну загадку:

Загадка:

1.      Что есть в нашей комнате, но мы его не видим?

Дети: Ответы детей…

2.      Докажите, что в комнате есть воздух!

Дети:«Мы дышим. Если зажать нос, то будем чувствовать себя плохо.)

3.      Педагог: На столе находятся разные предметы. Может быть они помогут доказать, что в нашей комнате есть воздух!

(«Ловим» воздух пакетом.)

Педагог:- Что произошло с пакетом?

Дети: Ответы детей….

Педагог: - «Выпустим» воздух из пакета. Почему мы его не видим?

Дети: Ответы детей….

Педагог:- Какой же воздух? (прозрачный, бесцветный, невидимый)

4.      Позвеним колокольчиком!

Педагог:- Что мы слышим?

- Почему?

Дети: Ответы детей….

(Воздух помогает услышать звук; звук передается с помощью воздуха.)

Педагог:- Где мы не сможем услышать звуки?

(В космосе.Там нет воздуха)

5.      Разрезаем апельсин.( Дети закрывают глаза).

Педагог:- Что вы почувствовали?

Дети: Ответы детей….

- Как? Вы же его не видели?

Дети: Ответы детей….

- Что вам помогло?

Дети: Ответы детей….

- А еще почему вы почувствовали запах апельсина?

Дети: Ответы детей….

(Запахи распространяются с помощью воздуха. Воздух – газ.)

6.      Подбрасываем  в воздух воздушный шар.

Педагог: - Почему его назвали «Воздушный»?

Дети: Ответы детей….

- Почему шар «летает»?

Дети: Ответы детей….

- Как воздух попал в шар?

Дети: Ответы детей….

( Педагог предлагает  детям надуть воздушные шарики.)

Педагог:- Какой можно сделать вывод?

Дети: Ответы детей….

(Воздух есть внутри нас)

Педагог: - Как он попадает в нас?

Дети: Ответы детей….

(Проводится игра «Сердце-насос»)

 Педагог: Теперь наш воздушный шарик умеет летать.

А у него есть брат,( педагог показывает обычный резиновый мяч)  он не умеет летать, но он умеет прыгать, подпрыгивать высоко и весело!

 С ним вас познакомит тренер по плаванию:

Инструктор: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам прочитать со мной вместе  стихотворение, я говорю, а вы за мной повторяйте:

(Инструктор вместе с детьми читают стихотворение  «Мячики»)

Очень любят все ребята

В мячики играть,

С разноцветными мячами

Упражненья выполнять!

Мячики разные-

Зелёные и красные,

Крепкие, новые,

Звонкие, весёлые.

Инструктор:  Ой, постойте, посмотрите!

Мяч то наш не смел, не весел.

 Он наверно – заболел,…

( Детям показывают сдутый мяч.)

Дети: Ответы детей….

Потому что опустел!

Инструктор:  Будем мячик наш спасать,

Воздух нужно накачать!

( Инструктор берёт насос, начинает накачивать мяч и предлагает детям выполнить упражнение  « Насос»)

Упражнение  « Насос»

1.      Встали прямо, ноги на ширине ступни.

Поднимаем руки на уровне груди.

Делаем вдох через нос,

Опускаем руки – вниз,

Делаем выдох со звуком :« С»

Инструктор:   Вот теперь -  с таким мячом,

И разминку мы начнём:

( Дети берут в руки мячи и встают на разминку)

Разминка « Весёлые мячики» - выполняют по тексту:

Мячики все в руки взяли,

И на месте зашагали. ( На счёт1-2-3-4-5-6-7-8, повтор. 2 раза)

А по кругу друг за другом,

Весело идём,

Мяч свой -  впереди несём. (  На счёт 1-2-3-4, повтор. 3-4 раза)

Мячик ниже опускаем,

А колени поднимаем!          ( На счёт 1-2-3-4, повтор.3-4 раза)

И за спинку мяч убрали,

И все дружно побежали.    ( На счёт 1-2-3-4-5-6-7-8 повтор. 3-4 раза)

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!         ( Бегут по кругу)

Говорим ему: « Постой!»

Мы устали догонять,

Мы устали все бежать.

Предлагаем отдыхать,

Нам с тобою подышать! ( Ходьба по кругу,1- мяч вверх, двумя руками держать – вдох, 2- мяч в левой руке, опускаем вниз -выдох;

3- мяч вверх - вдох;4- мяч в павой руке- выдох).

А теперь по порядку,

Занимаем всю площадку.

С другом, с мячиком своим-

Упражнения выполним.

Комплекс ОРУ с мячом:

1.      « Выше мяч»

И.П. – ноги слегка расставить, мяч опущен. 1- Мяч  поднять двумя руками – вверх, посмотреть на него – вдох ,2- опустить вниз- выдох;3- мяч « вверх», 4-  мяч  «вниз» Повторить 4-5 раз.

2.« Вот он»

И. П.– ноги врозь, мяч перед грудью. Наклон туловища вперёд, мяч в руках, сказать « Вот он».  Вернуться  в И.П.

 Повторить 4-5 раз. ( Ноги не сгибать)

2.      « Весёлый мяч»

И.П. – ноги слегка расставить, мяч в руках, вниз. 1- Присесть, 2-3 катать мяч от руки к руке, остановить, 4- быстро выпрямиться. Повторить 5-6 раз.

4. « Подпрыгивание»

И.П. – ноги слегка расставить, мяч в левой руке.1-2-3-4- прыжки на левой ноге, 5-6-7-8- мяч в правой руке, прыжки на правой ноге.1-8- мяч держать двумя руками, ходьба на месте. Дыхание произвольное Повторить 3-4 раза.

5.« К себе и вниз»

И.П. – О.С. мяч опущен вниз. 1 - Мяч к себе –вдох, 2- мяч опустить, на выдохе произнести: « Вни- и-из». Повторить 4-5 раз.

Инструктор: Вот и закончилась  наша разминка. Все молодцы, у всех прямые спинки. Сегодня вы узнали, как нам нужен и важен воздух. И продолжим занятие на воде, узнаем, как там нам воздух помогает.

(Дети идут в душ, затем в помещение  бассейна)

Упражнения в воде:

( На воде плавают теннисные мячики, в стороне лежит обруч.)

Педагог: Смотрите, дети, а как вы будете плавать, ведь здесь какие-то мячики плавают.

Инструктор: Мы, не знаем как они сюда попали, но мы их можем собрать в обруч.

1.       Упражнение  « Очистим воду»

  Выполняя выдох ( губы трубочкой), дети дуют на мяч, не касаясь его руками, чтобы  переместить  их в обруч.

Педагог:  Ребята, а  почему не тонут эти маленькие шарики?

- Как же шарики оказались в обруче?

- Что же такое ветер?

- Где «живет» воздух?

Дети: ответы детей.

2.      Упражнение  «Надуваемся  как мяч»

Стоя ногами на дне, мяч в вытянутых руках, сделать глубокий вдох ртом, задержать дыхание, и опуститься  под воду. ( 8-10 раз).

Педагог: Почему вы так долго находились под водой?

Дети: Ответы детей…

3.       Упражнение  «Мяч сдувается»

Дети идут по кругу, вдоль стенок бассейна, мяч в вытянутых руках на воде, выполняют полный выдох на мяч, ( губы «трубочкой»  ( 1мин.)

Педагог: Что это за огромные пузыри, которые появились на воде? Откуда они у вас?

Дети: ответы детей…..

4.       Упражнение « Водолазы»

(Выполнять  от бортика до бортика бассейна.)

Мяч в руках, опуститься глубоко под воду и идти по дну, до противоположной стены,  не поднимаясь из воды. ( 4-6 раз). « Кто первый?»

5.      Упражнение « Скольжение с мячом на  груди и спине» - (4 раза)

6.      Упражнение « Чей мяч первый?

Проплыть с мячом на груди, на спине с движениями ног способом

 « кроль» - ( вдоль бортика, туда и обратно).

7.       Подвижная игра:  «Пятнашки с мячом» - 2-3мин.

8.      Выход из воды.

Заключительная часть -3 мин.

Педагог: Ребята,  скажите: « Почему вы смогли плавать?»

Дети: ответы детей…..

Педагог:  - Понравилась вам наша встреча? - Что же ы поняли?

У меня для вас есть сюрприз. В этом конверте спряталось какое-то слово – загадка. Вы ее отгадаете вместе с родителями. Скоро состоится новая наша встреча:  вместе с вами и с вашими родителями и взрослыми.  Вы были молодцы. Всем спасибо!

Используемая литература:

1. З. А. Михайлова – «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников», «Детство-Пресс», С. – П., 2013 г.

2. Е.В. Марудова – «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.», «Детство-Пресс», С.-П., 2010 г.

3. Г.В. Трофимова – «Секреты и диковинки окружающего мира», «Федоров», Самара, 1999 г.

4. А.А. Чеменёва,  Т.В. Столмакова – « Система обучения плаванию детей дошкольного возраста», Санкт – Петербург  ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011г