ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Конспект НОД на тему: "Традиции и культура народов севера"

Категория: 

Тип НОД: познавательное развитие.

Форма НОД: путешествие.

Цель: знакомить детей с национальной женской одеждой, традициями коренных народов севера.

Задачи.

Обучающие:

  • познакомить детей с национальной одеждой народов ханты и особенностями женского платья;
  • дать детям представление о традициях и быте народов севера.

Развивающие:

  • углублять и уточнять представления о Родине – России, и ее символах (герб, флаг, гимн);
  • развивать у детей познавательные интересы, речь, творческие способности;
  • формировать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю, уважение к жителям коренных национальностей Севера;
  • продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей стране, округу.

Ход НОД

В. Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Наталья Геннадьевна. А как вас зовут, я вижу. Я пришла к вам в гости из детского сада «Красная шапочка».

Звучит песня о России, на экране видеоролик (Россия, округ, поселок, природа), во время просмотра читаю стихотворение о России.

Я пришла рассказать вам о чем-то интересном, а о чем именно вы узнаете, когда посмотрите на экран.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Поселок родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

В. Вы догадались, о чем я вам сегодня расскажу? (о Родине).

В. Как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответ). Россия – огромная страна, самая большая на земном шаре.

Слайд (карта, глобус).

Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие-многие километры с севера на юг, с запада на восток. Чтобы объехать нашу страну из одного конца в другой, например, с запада на восток, нужно проехать на поезде девять дней.

В. Ребята, а вы знаете символы нашего государства?

Слайд (флаг, гимн, герб)

В. Скажите, что обозначают цвета на флаге? (Ответы).

(Белый - символ свободы; синий – цвет неба, рек, озер; красный – силы русской державы)

У каждого государства есть свой неофициальный символ. У России - это береза.

Слайд (березка, на его фоне читаю стихотворение)

Белоствольная береза -
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей!

В. Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, наш любимый округ, а называется он? (Ханты-Мансийский автономный округ)

Слайд (карта округа)

В. Правильно, наш округ называется ХМАО. А старинное название нашего округа – Югра. Поэтому его так и называют ХМАО-ЮГРА. Ребята, посмотрите внимательно на карту и скажите, на что похожи очертания нашего округа? (варианты ответов детей).

Слайд (карта)

Наш округ – многонациональный, это значит, что в нем живут люди разных национальностей. Вы знаете каких?

Слайд (картинки с людьми)

Да, это и русские, татары, украинцы, башкиры, ханты, манси.

В. А какой вы национальности? (Ответы детей)

Как вы думаете, люди каких из перечисленных национальностей являются коренными жителями ХМАО?

Слайд (изображение людей ханты и манси)

В (итог). Да, самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Народ этот очень трудолюбивый,они очень любят свой край.

В. Вы хотели бы побольше узнать о коренных жителях нашего округа? (Ответы). Тогда приглашаю вас отправиться в национальную деревню.

Но перед этим я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в веселую игру, а помогать в этом вам будут лесные зверята и насекомые. Смотрите на экран и повторяйте движения.

На экране динамическая пауза (дети играют).

Слайд (деревня, стойбища), звучит национальная музыка.

(Я выхожу в национальном костюме)

В. Я – Хозяйка Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!

В. Пасе олэн! Здравствуйте ребята!

В. Пасе олэн! Так здороваются народы манси, давайте попробуем поздороваться по-мансийски.

(Предлагаю вместе проговорить слова приветствия).

В. Я очень рада видеть вас в нашей национальной деревне. Присаживайтесь поудобнее вокруг костра. Вы обратили внимание, что моя одежда отличается от вашей? Чем? (Ответы).

В. У народов ханты и манси есть своя национальная одежда. Одежда мужчин называется  - «малица» (закрепляем).

Слайд (малица)

Женское платье называется «ягушка» (закрепляем). Я хочу вам рассказать, что означает мое национальное платье. Мое платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами  - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют «Цвет тайги». Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

А вот это – орнамент. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений. Он имеет и свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, рыболовная сеть, сосна и другие. Орнамент, который вы видите на моем платье называется «Хвост глухаря».

Мех на моем платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

В. Все мое платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

В. А знаете ли вы, что основные промыслы мужчин - рыбалка, охота. Женщины народов ханты и манси считаются замечательными рукодельницами и хозяйками.

Предлагаю помочь жителям моей национальной деревни. Девочки помогут разобрать лесные ягоды по корзинам (дидактическая игра «Разбери ягоды по корзинам»), а мальчики, как будущие охотники, определят, кто из лесных зверей оставил эти следы. (Дидактическая игра «Следы лесных зверей»).

  • Девочки, какие ягоды в ваших корзинах?
  • А почему у вас остались эти ягоды?
  • Мальчики, следы каких зверей встретились вам на пути?

В. Кроме охоты, мужчины занимались рыболовством. Желаете ли вы, мальчики, побывать в роли рыбаков?

В. А вот женщины в свободное время занимались рукоделием: шили, вышивали, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов. А вы бы хотели сегодня сделать такие обереги? Тогда предлагаю пройти за столы, где есть образцы оберегов и материалы для их изготовления.

В. Мальчики, а мы вместе пойдем на рыбалку и будем ловить рыбу неводом. Мужчины, прежде чем отправиться на рыбалку, проверяли, готовили свои снасти. Давайте и мы проверим наш невод, все ли в порядке? (Смотрят). А невод-то у нас дырявый, нужно его починить. Будем связывать ячейки нитками.

В. Невод готов. Давайте ловить рыбу неводом. А вы знаете, какая рыба водится в наших реках? Как думаете, а какую рыбу мы поймаем?

 

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После работы в центрах снова собираются у костра. Рассматривают улов, развешивают сушить рыбу. Девочки показывают свои обереги и говорят для чего они нужны.

В. Длинные вечера коротали у костра: слушали сказки, мифы, легенды, играли в национальные игры. А вы хотели бы поиграть в национальную игру? Давайте поиграем в игру, которая называется «Хейро», что означает «Солнце». (Проговариваем и закрепляем это слово).

Для этой игры нам нужно выбрать солнце, кто хочет побыть солнцем? У Сереженьки так сияют глазки, как у настоящего солнышка, давайте он будет солнце. Проходи, садись в круг, а мы возьмемся за руки и послушаем правила игры. Когда будет звучать музыка, мы с вами сделаем маленький пойдем вокруг солнца, говоря слова «Хейро», но когда музыка зазвучит громче, наше солнце проснется и будет подниматься, а мы с вами должны быстро отойти в сторону, чтобы не обжечься его лучами. После того как музыка будет играть тише, мы снова сомкнем круг. Мы должны быть внимательными, чтобы не обжечься.

(Звучит национальная музыка)

В. Какие вы молодцы, ловкие, внимательные!

В. В начале нашего путешествия мы говорили, что неофициальным символом России является береза, а ународов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Звучит мелодия, дети завязывают ленточки.

В. В моей корзинке лежат листья с разных деревьев, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю взять березовый листок. Я очень рада, что вы выбрали именно березовый листок.

Слайд (видеофильм, песня «Югра моя»)

В. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы узнали лишь очень немного о нашем богатом, удивительном прекрасном крае. Я надеюсь, что вы будете любить свой край, охранять, умножать его богатства и сохранять красоту.

В. Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими друзьями, будете заботиться о своих близких. Давайте мы тоже сплетём из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»