Анонс мероприятий

17.10.2018 г.

Семинар:
«Музыкальное воспитание детей»

Спикеры:

  • Радынова О. П. – доктор педагогических наук, зав.кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста МПГУ.

Подробнее →


17.10.2018 г.

Вебинар:
«Выполнение требований ФГОС дошкольного образования в программе "Математические ступеньки"»

Спикеры:

  • Колесникова Е. В. – педагог высшей квалификации, отличник народного просвещения.

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Методики раннего развития детей и социальные риски

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

Бурлакова И.И., д-р пед. наук, профессор, ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», статья из журнала «Медработник ДОУ» №1/2018.

Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами в этом направлении были Б.П. и Е.А. Никитины, создавшие методику раннего развития детей. В США большую популярность обрела система Г. Домана, в Италии — М. Монтессори, в Японии — Масару Ибука. Все эти люди сходились в одном: существующая система образования в корне неверна. Если с детьми заниматься с самых первых дней жизни, можно вырастить гения. И вот малыши учат иностранные языки, правила сложения дробей, проводят сложные химические опыты, в 7 мес. — складывают слово «мама» из кубиков Зайцева, в 3 года — играют на скрипке, в 5 лет демонстрируют перед камерой знание произведений У. Шекспира… Гениальность или дрессировка?

В последнее время появляется очень много информации о том, как вырастить гения. На этот вопрос Google выдает 330 тыс. ссылок. Открывай любую и следуй инструкциям.

Цель данной статьи — анализ популярных методик развития детей. Однако нужно учитывать тот факт, что многие методики «доморощенные» и не имеют глубокого научного обоснования, базируются на наблюдениях
и эксперименте. Родителям следует быть очень осторожными, когда они принимают решение отдать ребенка в детский клуб с очень заманчивым названием («Маленький гений», «Детский университет», «Умный малыш»
и т.д.).

Каждый ребенок потенциально одаренный. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, таланты можно развивать.

Обратимся к теории Ж. Пиаже, наиболее полно отражающей этапы интеллектуального развития ребенка. Он выделил три стадии развития: сенсомоторная (0—2 года) или дооперациональная (2—7 лет). В этот период формируется кинестетическая база знаний — впоследствии основа для дальнейших стадий развития (ребенку нужно все пощупать, попробовать на вкус, послушать); — репрезентативного интеллекта и конкретных операций (7—12 лет), когда ребенок разбирает / собирает вещи. Эта стадия необходима, чтобы перейти к этапу формальных, логических операций, которые сначала нужно проделать наглядно самому, чтобы потом не сомневаться (анализируя их в уме), что так оно  есть; — формальных операций, или основы логики взрослого человека (12—17 лет). На этих операциях базируется элементарное научное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой умение строить умозаключения по правилам логики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, проверять их на опыте, делать выводы.

Основа интеллекта закладывается в первые годы жизни: от рождения до 5—6 лет, поскольку мозг растет и развивается в усиленном темпе только в самом раннем детстве. Вся информация, полученная в этот период, станет фундаментом для дальнейшей успешной жизни человека [2, c. 131—132].

Сегодня существует множество методик развития у ребенка интеллекта, памяти, творческих способностей. Все они нацелены на максимальное раскрытие возможностей детей. Приведем краткий обзор наиболее известных из них.

Методика известного итальянского педагога М. Монтессори сначала использовалась для воспитания и образования детей, отстающих в развитии. После того как результаты работы с такими детьми оказались успешными, она решила перенести свой метод на здоровых детей. М. Монтессори считала, что каждый ребенок талантлив от природы. Взрослые должны помочь ему раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно познавать мир.

Для этого необходимо создать специальную образовательную среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои способности. Педагогическая система Монтессори состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда,
педагог. В центре внимания — ребенок. В специально созданной среде он учится двигаться, ощущать мир, получать знания.

Задача педагога — наблюдать за ребенком и создавать среду для его развития. По методике Монтессори развитие осуществляется в пяти областях: развитие органов чувств, приобретение навыков практической жизни,
родной язык, математика, космическое воспитание (основы физики, химии, географии, биологии) [1].

Вальдорфская методика — часть антропософского учения, созданного в начале XX в. австрийским ученым Р. Штайнером. У нее больше оппонентов, чем последователей. Например, представители Русской православной церкви довольно резко высказывались по поводу данной системы образования. В вальдорфской методике не принимается раннее интеллектуальное развитие. По этой системе образования обучение ребенка чтению и письму начинают не раньше десяти лет. Компьютер и Интернет не используются. Акцент в воспитании делается на развитие эмоционального состояния ребенка, его творческих способностей. Основные занятия: керамика, вышивание, музыка, драматизация. Предпочтение отдается самодельным игрушкам из природных материалов [4].

Методика педагога-новатора из Санкт-Петербурга Н.А. Зайцева, автора новых направлений в преподавании математики и грамматики. Ее главный принцип — складовой: самой маленькой частицей речи в этой методике служит не буква, не слог, а склад, или усилие, которое мы делаем, когда произносим звук.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию. Известное пособие Зайцева — «Кубики». Но также есть: «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию», «Читай и пой», «Пишу красиво». Автор создал методики обучения начальной математике, английскому языку. Сам Зайцев считает, что эту методику можно использовать для детей от 2 лет, и подходит она для работы в группе [4].

Методика П.В. Тюленева, социолога, педагога, президента Ассоциации педагогов-новаторов. Он создал «метод интеллектуального развития ребенка» («систему ускоренного обучения МИР»), согласно которому все применяемые рекомендации постепенно должны усложняться с первых недель жизни до совершеннолетия. П.В. Тюленев — автор книг: «Читать — раньше, чем ходить», «Считать — раньше, чем ходить», «Знать ноты — раньше, чем ходить», «Предпринимать — раньше, чем ходить». По мнению автора, чтобы обучить ребенка различным навыкам раньше, чем он научится ходить, нужно создать соответствующую среду, начиная с рождения. У него есть много оппонентов, подвергающих сомнению эффективность такого быстрого развития. Также следует учитывать, что эта методика сравнительно нова, и говорить о ее результатах еще рано [4].

Методика Г. Домана, американского педиатра, создателя филадельфийского Института ускоренного развития ребенка (Better Baby Institute — BBI), основана на развитии у ребенка с рождения зрительных и физических способностей. Автор считает, что учеба эффективна только в период активного роста мозга (0—3 года).

Свою систему Г. Доман разработал для детей 2—4 лет. Ее цель — обеспечение воспитанникам неограниченных возможностей в жизни. Осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать. Г. Доман отдает предпочтение зрительному опыту как способу познания мира. Он рекомендует с первых дней жизни показывать детям серии карточек со словами, с точками (математика), изображением растений, животных и т.д.

У данной методики много противников, поскольку ребенок не участвует в самом процессе обучения, он лишь воспринимает информацию, а его творческие и исследовательские возможности не развиваются [4].

Методика С. Судзуки, японского скрипача, педагога, философа, основанная на развитии у ребенка музыкального слуха, получила название «Рождение таланта». Она родилась из наблюдений за тем, как дети изучают родной язык. С. Судзуки решил использовать метод об учения языку в обучении игре на скрипке. Он писал о том, что «музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен» [3, c. 38].

Таким образом, несмотря на обилие информации необходимо целенаправленно просвещать родителей по вопросам обучения и воспитания собственных детей. Нужно учить их правильно общаться с детьми. Это гораздо важнее, чем обучение иностранным языкам или получение энциклопедических знаний. Гораздо лучше «перебарщивать» с методиками раннего развития, чем не заниматься с ребенком совсем. И если стоит выбор между занятиями иностранным языком и прогулкой, лучше выбирать совместное времяпровождение.

Родители должны быть готовы пройти с ребенком путь его развития. Только под руку с опытным наставником он сможет преодолеть препятствия и реализовать свои способности. Рядом с подрастающим гением должен всегда находиться эмоционально богатый и щедрый человек. З. Фрейд писал: «Уверенными шагами идет по жизни тот человек, который является безусловным любимцем своей матери».

Литература

  1. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка. СПб., 2009.
  2. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб., 2002.
  3. Судзуки С. Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов. М., 2005.
  4. http://psychok.net/detskayapsikhologiya/649-umnyj-rebenok-ili-kak-vyrast...

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы