Корзина

Корзина пуста.

Анонс мероприятий

31.05.2017 г.

Вебинар

Формирование художественно-эстетического воспитания ребёнка в процессе культурно-досуговой деятельности

Ведущий

Халезова-Зацепина Мария Борисовна – профессор кафедры начального образования и педагогических технологий, доктор педагогических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования МАНПО, автор более 80 публикаций.

Подробнее → 

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Не пора ли к логопеду

Ольга Беляева (Ольга 83)
Категория: 

 «НЕ ПОРА ЛИ К ЛОГОПЕДУ»

Беляева Ольга Анатольевна - учитель — логопед, Муниципальное  казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 116 V вида», г. Новосибирск

«Соседский мальчик уже четко произносит «Р», а наш все еще говорит «лыба»,- замечает однажды мама и ведет ребенка к логопеду. Когда малышу нужна помощь этого специалиста? Почему одни дети легко перенимают взрослую речь, а другие чуть не до свадьбы картавят? Об этом вам расскажет логопед детского сада.

«Лыба» говорить разрешается.

До 4,5 лет неправильное произнесение звуков нормально для ребенка. До этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и малыши как бы пробуют разные варианты звукопроизношения. К 4 годам все обычно самостоятельно выправляется.

А если нет? В конце концов, неумение четко произносить «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. Даже логопеды иногда высказывают «крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает, - если только вы не пророчите своему ребенку карьеру политика или актера и если «лыба» не вызвана неврологическими проблемами.

К сожалению, последний вариант встречается все чаще. И тут уже плохая дикция грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе. Если у вас именно этот случай, без помощи логопеда не обойтись.

Не теряйте гласные!

Чем старше ребенок, тем сложнее исправить его произношение, а после 14 лет это становится практически невозможно. Так что если вы вовремя не спохватились, добиться совершенной речи у подростка будет трудно. Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, следует при таких ошибках.

Малыш взаимозаменяем звуки. Одно дело, если вместо «шапка» он говорит «Фапка» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит он не «слышит», не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяем их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите, когда малыш подрастет: даже если ему 2 года и он только заговорил, ведите его к логопеду. Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 2, и даже в 3 года позволяется и коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака», но не «шап» или «шапака».

Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные - это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. При нормальном развитии эта функция формируется к 2-2,5 годам. Ребенку больше 3.5 лет; но он говорит вяло, как бы прожевывая слова.

       Придется, обращается к логопеду за специальными упражнениями, как и в случае, если он говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися аденоидами. Приставьте зеркальце к носу ребенка и пусть, он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть, но если оно запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через нос, а ведь наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме «м» и «н».

Кто припас словарный запас?

Логопед не только ставит звуки: он проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая память, умеет ли он грамотно строить предложения, видоизменять слова, пользоваться предлогами.

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие посуды, а также мебели, одежды и прочих бытовых предметов. К сожалению, сегодня без пяти минут первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Хорошо когда в семье есть бабушка, которая и сказку прочитает, и переключит боевик на отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые папы и мамы могут выкроить минуты для разговора с малышом. Просто пока вы варите борщ, меняете колесо в машине, работаете на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.

Если новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одного стихотворения, - это тоже повод обратиться к логопеду. 3 года - возраст почемучек. Но дети, которые плохо запоминают, мало интересуются происходящим вокруг них, редко задают вопросы и обычно тут же забывают ответы.  Нелюбознательность ребенка - тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть вызвана неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложненной беременности или тяжелых родов. К 5 годам ребенок должен правильно согласовывать слова в роде числе и падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами и не путать их. Перед школой надо уже четко знать, где «право», где «лево, что такое «вчера» и что такое «завтра». Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушено зрительное и временное восприятие. И не бойтесь идти к логопеду при малейших сомнениях. Всем детям перед школой полезно посетить этого специалиста. Он посмотрит, соответствует ли развитие ребенка возрасту и подскажет, на что надо обратить внимание и как заниматься с малышом в преддверии школы.

Интенрнет-магазин ТЦ СФЕРА