ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

" Приобретение опыта межличностного общения "

Категория: 

Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

Воспитанники детских домов, как правило, испытывают трудности вхождения в детское сообщество, не умеют  учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера. Все это приводит к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывает отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяет невысокий социальный статус в группе сверстников.

Тугова Людмила Михайловна,

воспитатель,

МКОУ «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья  «Надежда»

Приобретение опыта межличностного общения

 

Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое.

Накопленный в психологической науке и педагогической практике опыт, показывает, что проблема сплочения детского коллектива, создания доброжелательной атмосферы между воспитанниками, повышения эффективности способов общения очень актуальна. Ребенок не всегда в состоянии осознать, самостоятельно проанализировать, а тем более устранить причины своих коммуникативных затруднений.  Все более активно изучаются процессы самопознания, самовоспитания, самореализации, самовыражения, играющие значительную роль в построении детских взаимоотношений и развития личности ребенка. В этом отношении важной является задача определения факторов развития личности. Одним из важнейших факторов развития личности является межличностное общение.

В процессе общения предполагается обмен информацией, её осмысление, налаживание совместной деятельности, достигается общность чувств, мыслей, взглядов.

Существует несколько способов передачи информации. Различают вербальную (словесную) и невербальную (несловесную) формы коммуникации. Вербальная коммуникация обозначает деятельность общения между людьми в форме говорения или письма, то есть посредством языка, речи. По совершенству, гибкости, экономичности с нашей человеческой речью не может сравниться ни  одно из средств общения.

К невербальным средствам общения относится использование неречевых знаков (мимики, жестов, зрительных контактов, пантомимики). Мимика без слов говорит об определённых чувствах и настроениях человека. Бытует мнение, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. О многом говорит взгляд: он может быть прямым, восторженным, растерянным, отсутствующим. Глаза являются мощным средством самовыражения. Порой взглядом можно объясниться лучше всяких слов.

Жесты помогают объясниться быстро и предельно  лаконично.  Пантомимика – это осанка и поза, которые играют важную роль в облике человека при общении.

Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, уместность, чистоту, точность, логичность, выразительность.

Уместность речи – это её соответствие ситуации.

Правильной речью называется та, в которой соблюдены нормы литературного языка.

Точность речи может нарушаться неправильным выбором слова или неоднозначностью речевого сообщения.

Логичность речи – это последовательность высказывания.

Чистота речи – это отсутствие в речи слов-сорняков.

Результатом взаимодействия со сверстниками является возникновение особых межличностных отношений, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта. При отставании в развитии речи или других ее нарушениях у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения. Безусловно, различные нарушения по-разному отражаются на коммуникативных умениях детей. Могут отмечаться нарушения поведения в виде излишней медлительности или заторможенности.  Осуществлению полноценного общения  у воспитанников детских домов препятствуют бедность и недифференцированность словарного запаса, недостаточность глагольной лексики, своеобразие связного высказывания. Это приводит к снижению потребности в общении, отсутствию диалогической и монологической речи, неумению ориентироваться в ситуации общения. В качестве общения дети могут использовать жесты и мимику, вербальные средства общения применять редко.

Воспитанники детских домов, как правило, испытывают трудности вхождения в детское сообщество, не умеют  учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера. Все это приводит к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывает отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяет невысокий социальный статус в группе сверстников.

Таким образом, содержание формирования правильного коммуникативного поведения воспитанников детских домов гораздо шире, нежели работа по развитию речи, так как включает гораздо больший круг проблем — от восприятия ребенком самого себя и "открытия" сверстника до овладения коммуникативными средствами. Педагогическое воздействие должно быть коррекционно-развивающим, направленным в целом на формирование коммуникативных умений и навыков, осуществляемом в условиях учебно-игровой деятельности

Педагогический проект разработан для того, чтобы помочь воспитанникам сориентироваться в такой обширной и непростой области как психология общения. Он направлен на приобретение воспитанниками опыта межличностного общения, на овладение элементарными умениями, позволяющими разобраться в себе и окружающих людях, избавиться от имеющихся личностных недостатков и комплексов. В ходе занятий необходимо обучить различным способам самопознания, поскольку оно является тем инструментом, который поможет воспитаннику найти оптимальное решение своей проблемы. Но прежде чем научить ребенка способам самопознания, необходимо дать знания о самом себе, то есть провести диагностический этап «Кто я?» Это поможет формированию навыков общения, будет способствовать развитию речи воспитанников.

Материал в проекте расположен в соответствии с возрастными особенностями  детей в возрасте от 7 до 10 лет по принципу от простого к сложному. Он может быть использован для проведения воспитательских часов и других форм внеурочной работы.

Цель проекта: Развивать адекватное понимание воспитанником самого себя и окружающих его сверстников в процессе общения.

Задачи проекта:

  1. Дать ребенку знания о самом себе, то есть диагностический этап «Кто я?»
  2. Помочь овладеть навыками общения, элементарными умениями, позволяющими разобраться в себе и окружающих людях, избавиться от имеющихся недостатков.
  3. Способствовать развитию речи воспитанника. Помочь ребенку понять себя, осознать свои возможности.
  4. Способствовать личностному росту воспитанника, особенно его нравственному самосовершенствованию.
  5. Обогащать поведенческий потенциал воспитанника.

 

Для реализации поставленных задач применяются следующие методы:

- метод исследования личности;

- метод социально-психологического тренинга;

- дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем, рефлексия;

- метод анализа конкретных ситуаций;

- игровое моделирование.

 

                Работа с воспитанниками рассчитана на три месяца, занятия проводятся один раз в неделю.

Ожидаемый результат: воспитанники приобретут опыт межличностного общения, элементарные умения, позволяющие разобраться в себе и окружающих людях, избавятся от имеющихся недостатков.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  3. Кириллова О.Г. Психология общения. Йошкар-Ола, 1996.
  4. Коваленко Л.А. Педагогика родителям. М.: Педагогика, 1991.
  5. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1978
  6. Липкина Т.Н. Самооценка младшего школьника М., 1997
  7. Мереакре И.А. Работа с трудными подростками как средство социальной профилактики. М., 1991.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997
  9. Петрушин С.В. Игротека для взрослых. Казань. КГО, 1991
  10. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство М., 1980
  11. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
  12. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997.

 

 

 

 

Приложение 1.

I неделя

Тема 1. Введение в психологию общения.

 

Занятие 1.

Основная цель: легкая адаптация участников тренинга в новой для них творческой образовательной среде.

Некоторые правила: если кому-то нужно выйти, он должен предупредить всю группу.

 

Вводная часть. Упражнение «Знакомство»

Все садятся в круг. Каждый по очереди называет свое имя и дает себе краткую характеристику. Это может быть что угодно: указания на свои душевные качества, привычки, интересы, привязанности. Следующий  по кругу участник должен повторить имя, характеристику предыдущего воспитанника и добавить свою.

Важный момент первого занятия в том, что на нем появляется совместная выработка некоторых психологических правил общения в группе. Кроме того, каждый участник может сказать о том, какое отношение к себе он хотел бы иметь на этих занятиях и чего бы ни хотел.

 

Основная часть. Упражнение «Симпатии и антипатии»

Все сидят в кругу. Ведущий раздает бумагу для записей и булавки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую часть помечает сверху знаком «+», правую – знаком «-».

Под знаком «+» перечисляют: название любимого цвета, любимого времени года, любимого фрукта, название любимого животного, название любимой книги, психологическую особенность, которая больше всего в себе самом нравится.

После этого в правой части листа перечисляются: не любимый цвет, время года, книга, женское или мужское имя, которое не нравится.

Запись не должна занимать больше 10 минут. После этого каждому предлагается прикрепить листок на видном месте, например, на груди. Все участники тренинга, не говоря ни слова, в течение 5 минут медленно ходят по группе, внимательно читая, что написано на листке у каждого. После этого группа разбивается на подгруппы по интересам.

 

Закрепление. Упражнение «Найди своих»

Для проверки внимательности и наблюдательности участникам тренинга предлагается по команде ведущего быстро сгруппироваться по принципу одинакового цвета, времени года, фрукта и т.д.

 

II неделя

Тема 1. Введение в психологию общения.

Занятие 2.

Основная цель: легкая адаптация участников тренинга в новой для них творческой образовательной среде.

 

Упражнение «Ассоциации»

Все сидят в кругу. Каждый по очереди садится в центре круга и поворачивается лицом сначала к одному из воспитанников, затем к его соседу и т.д. Тот к кому он повернулся, сообщает об ассоциациях, которые у него возникают по поводу воспитанника, сидящего в круге. Например, ты напоминаешь мне Винни-Пуха. Ты такой же добродушный, мягкий, как он. Все участники должны побывать в центре круга, хотя более целесообразно провести эту игру в течение двух занятий.

Обсуждение. Как чувствуют себя ребята, сидя в кругу? Интересно ли им, что говорят сверстники? Было ли что-то новое, неожиданное? Что они не знали о своем товарище? Что сблизило их с кем-то из участников?

 

Развлекательные упражнения. Эти упражнения не несут в себе серьезной смысловой нагрузки. Они дают эмоциональную разрядку, снимают напряжение с детей.

Упражнение «Луноход»

В кругу назначаются два наблюдателя. По условиям игры никто не должен смеяться или даже улыбаться. Кто первый не выдержит, тот идет полуприсев по кругу, повторяя – «Я- луноход один», следующий – «Я – луноход два» и т.д. выигрывает оставшийся последним.

 

Упражнение «Мигалки»

Пары располагаются кругом, таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, кто получил этот сигнал, должен сесть на его стул. Стоящие сзади партнеры, препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с «пустым» стулом.

 

Упражнение «Догонялки»

Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием, например, поймать за ухо, за палец. В конце каждого занятия все дети, вместе с ведущим встают в круг и, взявшись за руки, говорят слово «спасибо», благодарят друг друга за то, что все это время были вместе.

 

III неделя

               Тема 2. Коммуникативная сторона общения.

             «Общение как обмен информацией»

 

Занятие 1.

Основная цель: обратить внимание ребят на то, как в повседневной жизни осуществляется вербальная и невербальная коммуникация, как можно повысить ее эффективность, отработать способы построения коммуникации с помощью речи «паралигвистических средств (интонация и т.п.) языка, тела».

 

Упражнение «Подари цветочек»

Одному из участников игры дают цветочек. Владелец цветка может подарить его тому, кому захочет. Все стараются получить этот цветочек, по очереди обращаясь к хозяину с соответствующей просьбой. Каждый участник игры может произнести только одну просьбу. Владелец выслушивает их всех, потом делает свой выбор. После того, как цветок обретает нового «хозяина», тот, кто отдал цветок, объясняет свой выбор, говор, чем именно его тронула «подкупила» эта просьба.

Упражнение «Жесты»

Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, «написать письмо, переставить стулья в группе». Эти задания, получивший записку, должен передать напарнику жестами и мимикой.

Второй должен выполнить понятое им перед всеми, после чего сравнивают написанное в задании с выполненным.

Обсуждение. В конце интересно узнать, узнали ли ребята что-то новое о своих возможностях и насколько они удовлетворены ими.

 

Разминочное упражнение.

Ведущий пытается настроить участников на экспериментирование собственным поведением, снятие шаблонов и привычных стереотипов повседневного общения, изменение среды общения, упражнение на изменение двигательно-пространственных стереотипов.

Упражнение «Атомы и молекулы»

Ведущий: «Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. Сейчас вы начнете хаотично двигаться, слегка сталкиваясь друг с другом. По моей команде вы соединяетесь в молекулы, число атомов которой я назову». 

После некоторого времени ведущий говорит, например, «пять». Те, кто не вошел ни в одну из «молекул» - выбывает из игры. Затем «десять» и т.д., но не более 4-5 раз.

Анализ.  Почему не все вошли? Чем отличаются те, кто никуда не вошел?

 

IV неделя

               Тема 2. Коммуникативная сторона общения.

             «Общение как обмен информацией»

 

Занятие 2.

Основная цель: совершенствовать невербальные способы общения, способствовать развитию положительных эмоций.

Упражнение «Узнай эмоцию»

Ребятам по очереди предлагается выбрать какую-либо эмоцию и изобразить ее либо с помощью мимики, либо только с помощью позы, либо объединить мимику и пантомимику. Отгадывают все, либо следующий по кругу. После ответа сравнивают, что хотел показать автор.

Упражнение «Любящий взгляд»

Выбирается ведущий, ему предлагается выйти за дверь. В это время группа договаривается, сколько человек и кто именно будет смотреть на ведущего «любящим взглядом».

 Например, «На тебя будут смотреть «любящим взглядом» три человека, твоя задача – их найти».

Группа и правильные догадки ведущего встречаются аплодисментами. Можно использовать только взгляд, нельзя использовать даже улыбку.

Обсуждение. Что почувствовали дети? Какие эмоции испытывали?

 

Разминочные упражнения.

Упражнение «Путалка»

Определяется запутывающий и водящий. Водящий выходит из помещения. Остальные участники берутся за руки, образуя окружность. Запутывающий запутывает цель. Затем приглашается водящий и пытается ее распутать.

Вариант: цепь может запутаться сама. Можно предложить в качестве наказания исполнить ведущему задание.

Упражнение «Заросли»

Группа изображает заросли, через которые должны пройти один или несколько участников.

 

V неделя

Тема 3. Интерактивная сторона общения.

(общение как взаимодействие людей).

 

Занятие 1.

Основная цель: исследовать собственные установки, проявляемые во взаимоотношении и взаимодействии с другими людьми.

Упражнение «Общий рассказ»

Все сидят в кругу. Один начинает рассказ на какую-либо тему (например, детектив), но произносит только первое предложение. Рядом сидящий участник произносит второе и т.д. по кругу.

Упражнение «Что вижу, то и говорю».

В течение минуты каждый участник говорит о том, что видит. Ведущий дает модель: «Галя внимательно смотрит на меня и т.д.»

Упражнение «Пальцы»

Участники в кругу, каждый сжимает руку в кулаки по команде ведущего, и «выбрасывают» пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незнакомыми» способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока она не достигнет своей цели.

Анализ.  Можно выявить лидеров (те, кто постоянно «выбрасывают» свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Упражнение «Волшебное кольцо»

Участники становятся кругом в группы по несколько человек, затем каждая группа обменивается делегатами. Участники берутся за руки, делегат находится в центре. «Волшебное кольцо» закрыто. Чтобы вернутся в свою группу, делегат «должен» уговорить кого-либо выпустить его.

Анализ. Обратить внимание на проблему индивидуального подхода в общении, поиска «ключика» к человеку.

 

По времени проведения тренинга можно повторить предыдущие упражнения и игры из других занятий.

 

VI неделя

Тема 3. Интерактивная сторона общения.

(общение как взаимодействие людей).

 

Занятие 2.

Основная цель: развивать в детях умение эмоционально сопереживать, отдача «душевного тепла».

Упражнение на развитие несловесных «языков» общения.

Наряду со словесными выделяют невербальные (несловесные) «языки» общения. Сюда входят тактичные контакты (прикосновения), визуальные (контакты глаз, мимические и пантомимические), сопереживание (молчание). Культура в общении предлагает знание этих «языков».

Упражнение «Встречи»

При ходьбе участники встречаются и касаются друг друга, бессловесно знакомятся друг с другом, приветствуют, общаются.

Упражнение «Рукопожатие»

Участники становятся в круг. В центре водящий с закрытыми (завязанными) глазами. Все  вытягивают вперед руки. Водящий должен поздороваться за руку и определить, кто перед ним мальчик или девочка. В зависимости от этого произнести: «Здравствуй, Маша», «Здравствуй, Миша». Если он угадал, то водит тот, кого он угадал.

По желанию детей можно повторить игру «Жесты».

Упражнение «Изобразить, а не рассказать»

В группе изобразить то или иное состояние или чувство, например, раздражение, радость, гнев, обиду, сочувствие, какие-нибудь особенности другого человека, каков я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим.

 

VII неделя

Тема 4. Психодрама как элемент личностного развития.

 

Психодрама используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель- увеличение спонтанности, активности, их ролевого репертуара. Она состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями, который может начинаться с вопроса: «У кого-нибудь есть неприятный момент или проблема, которую вы хотите сыграть. Полезным является разыгрывание психодраматических эпизодов. Например, возможно участие многих участников в транспорте, визиты (семейные торжества), магазин (нехватка товара), в приемной у врача.

Упражнение «Монолог»

Ведущий предлагает участнику читать монолог, который выражает его внутренне состояние, мыслить вслух. Возможно исполнение в нетрадиционной позе, ситуации:  на столе, под столом, болтая ногами и т.д. Эффективное средство раскрытия мыслей и чувств сходно с продуцированием свободных ассоциаций.

 

Упражнение «Голос совести»

Один участник говорит монолог, а другие продолжают его речь, от имени его «Я». Они берут на себя роль его «совести», «внутреннего голоса», вскрывая то, о чем хотел бы умолчать этот человек в монологе или то, что ему не удается выразить самому. «Совесть как часть главного героя, говорит от первого лица.

 

Упражнение «Я в показе других»

Разыгрывание участниками кого-либо. Здесь, как в зеркале можно увидеть себя со стороны. Особенно важно такое упражнение в проблемных ситуациях. Тренируемый играет, а другие играют только невербальный контакт его поведения.

 

Упражнение «Игры в будущее»

Предлагается проигрывать будущие конфликты. Способствует вооружению на будущее. Участник должен играть самого себя.

 

VIII неделя

Тема 5.  Изучение межличностных ролей.

 

Большое значение для успешного общения имеет осознания человеком характера и особенностей в выполнении своих межличностных ролей.

Основная цель: коррекция у участников внутреннего «Я - образа» с ролевой самоотдачей, выработка ролевой пластичности (ролевого переключения при смене ситуации).

 

Упражнение «Синестезия»

Упражнение на развитие образного мышления.

Выходит один участник. Остальные выбирают из четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый) один. Ведущего возвращают в круг. Все участники по очереди демонстрируют ему свое понимание цвета пантомимикой. Как только полный круг будет пройден, ведущий должен узнать, какой цвет задуман. Для успешности выполнения предлагается руководствоваться следующими условиями:

а) сначала выбирается простой цвет (красный);

б) выбирается в качестве ведущего тот, кто может угадать;

в) первую попытку дать самому изобретательному.

 

Усложнение задания: задумать вкусовые ощущения, звуки, времена года, животных и т.д.

Упражнение Проверка ваших возможностей.

Ведущий предлагает участнику:

- Спойте в манере эстрадной звезды или оперного певца.

- Заставьте нас петь вместе с вами! Вы затейник!

- Объяснитесь вашим романсом в любви.

- Представьте, что вы солист Большого театра.

 

IX неделя

Тема 6.  Элементы аутотренинга и изменения сознания.

 

Задача аутотренинга: снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление, управление эмоциональным состоянием.

Применяется для ослабления неприятных ощущений.

 

«Краткий аутотренинг»

Каждый участник садится в удобной позе. Ведущий: «Дышите ровно! Расслабьтесь. Вы ощущаете приятное тепло в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее… Дышите ровно, глубоко….

Вы перестаете ощущать свои руки и ноги. Вы парите в воздухе. Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из жизни. Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время…

Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех. При слове «три» вы откроете глаза и будете чувствовать себя свежим и бодрым. «Раз, два, три».

 

«Мысленное путешествие»

После предварительного погружения ведущий говорит: «Вы стоите на лугу. Еще ранее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветер вам что-то шепчет. Вы идете через поле к небольшому холму и видите гигантскую птицу, приближающуюся к вам. Это огромная птица, но вы не убегаете от нее. Это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом с вами, и с нее сходит маленький человечек. Он говорит, что вы можете лететь на этой птице куда угодно (предлагается представить желанное для каждого место)…

Вы возвращаетесь, маленький человечек садится на птицу и улетает».

«Коллективный аутотренинг»

Начинается с обычного аутотренинга. Затем ведущий предлагает представить определенную ситуацию, в которой бы участвовала вся группа. Например, совместная прогулка за город. Каждый начинает рассказывать о том, что он видит (мысленно представляет), помогают другие создать коллективное представление о прогулке. Затем выясняется, кто как себя чувствует, кто, что увидел, кого из участников прогулки было легче представить, кого труднее.

 

Детям нравится заниматься аутотренингами, поэтому следующее занятие можно еще раз провести.

 

X неделя

Тема 7. «Гештальт-терапия»

 

Основная цель: увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формулы взаимосвязи с окружением является основной задачей Гештальт-терапии.

Основой игрового процесса является переживание участника, поиск экспериментов, в которых он сам проверяет. Что может быть для него подходящим, а что вредным.

 

Упражнение «Здесь и сейчас»

Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что в данный момент создаете (замечаете). Начинайте каждое предложение словами «сейчас», «в этот момент», «здесь». Рекомендуется после анализа повторять несколько раз.

Анализ. С какими трудностями вы столкнулись? Почему вы остановились?

 

Упражнение «Чувствование противоположных сил»

Рассмотрите какую-нибудь повседневную ситуацию, какие-нибудь объекты или действия, как будто они являются прямой противоположностью тому, за что вы обычно их принимаете.

Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, в которой вы обладаете склонностями и желаниями, точно противоположными вашим обычным, как вы их считаете. Сталкивая их таким образом. Воздержитесь  от обычных оценок, что хорошо и что плохо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями.

 

Упражнение «Непосредственная способность воспринимать мир»

Прислушайтесь к окружающим вас звукам. Какие из них постоянные? Какие прерывающиеся? Осознайте их интенсивность и высоту. Далее прислушайтесь к запахам. Когда вы вдыхаете воздух, какие запахи вы узнаете? Сосредоточьтесь на привкусе во рту. Что он напоминает? Проведите языком по губам. Что вы чувствуете? Сосредоточьте внимание на поверхности вашей кожи. Вы чувствуете тепло, холод, боль? Сосредотачивая ваше внимание на разных частях своего тела, двигайтесь от вершины головы к пальцам ног.

Анализ. Какие чувства вы испытываете к себе и к окружающему миру?

 

XI неделя

Тема 8. Художественно-творческие упражнения.

 

Уже сам процесс изображения трансформирования на языке красок, образов, личностного материала, может играть положительную роль. Способствует осознанию внутреннего мира конфликтов, проблем, выделению, выражению существенного в них.

Проективный рисунок способствует выявлению, и пониманию трудно вербализуемых проблем и переживаний личности. Больше подходят для занятий плакатные материалы: цветные мелки, гуашь, большие листы, крупные кисти. На рисование отводится не более 20 минут. Участникам предлагается рисовать так, как в данный момент представляется то, что приходит в голову (иногда рисунки вывешиваются по очереди).

Сначала группа говорит о том, что хотел изобразить автор, и как они понимают рисунок. Затем говорит автор данного рисунка. Обсуждаются также  расхождения в интерпретации рисунка группой и самим автором. При интерпретации обращайте внимание на содержание рисунка, способы изображения, цвет, форму, композицию.

Возможная тематика проектного рисунка:

  1. Каким меня видят окружающие.
  2. Моя самая главная проблема в общении.
  3. Мой идеальный партнер общения.
  4. Чего я достиг и чего хотел достичь.
  5. Что я ожидал и что получил от общения в группе.

 

Формы выполнения:

- Вся группа рисует одну картину. Обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада участников и особенности взаимодействия в группе.

 

- Рисунок в парах, может быть попеременное рисование, общение в рисунке друг с другом посредством линий и пятен.

 

- Лист идет по кругу, и каждый участник вносит свой вклад.

 

- Домашнее задание.

 

- Индивидуальное рисование.

 

- Рисунок под музыкальное сопровождение: «Попробуем выразить без слов. Умеете ли вы рисовать или не умеете, ровно ничего не значит. Вам подвластны: линия, цвет, сгустки пятен на белой бумаге. Дайте своей руке делать, то к чему ее подталкивает звучание музыки. Единственное, к чему вы стремитесь – быть собой». Каждый их них находится в особой ситуации:  «Выразить себя, дано только мне, если не я, никто этого не сделает».

Если остается время после рисования, по желанию воспитанников играем в игры.

  

XII неделя

Тема 9. Упражнения «открытого» самоизучения.

 

Основная цель: изучение и понимание человеком самого себя, увеличение объема знаний и раскрытия своего я.

Упражнение «Горячий стул»

Один из участников салится в центре  круга и напротив всех остальных. Каждый участник, обращаясь к нему, высказывает свое мнение о сидящем на стуле. Сидящий в центре круга должен стараться слушать, как можно внимательнее. Когда все выскажутся, то ему предлагается поделиться своими  мыслями и чувствами по поводу тех высказываний, которые прозвучали. Он рассказывает, что он принимает и что отвергает.

Упражнение «Письмо ведущему»

Участникам предлагается поделиться своими впечатлениями о тренинге в письме для ведущего. Если сами участники пожелают, то отдельные письма можно прочитать. 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

      Для изучения привлекательности группового коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет). Она представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:

Ответ

  • “а” - 5 баллов,
  • “б” - 4 балла,
  • “в” - 3 балла,
  • “г” - 2 балла,
  • “д” - 1 балл,
  • “е” - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.

Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения воспитанника с группой.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

а) Чувствую себя членом группы, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими воспитанниками группы;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своей группе;

д) Очень хотел бы остаться в своей  группе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между воспитанниками в вашей группе?

а) Лучше, чем в любой другой группе;

б) Лучше, чем в большинстве групп;

в) Примерно такие же, как большинстве групп;

г) Хуже, чем в большинстве групп;

д) Хуже, чем в любой группе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения воспитанников с воспитателем?

а) Лучше, чем в любой другой группе;

б) Лучше, чем в большинстве групп;

в) Примерно такие же, как большинстве групп;

г) Хуже, чем в большинстве групп;

д) Хуже, чем в любой группе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение воспитанников к учебе в группе?

а) Лучше, чем любом другой группе;

б) Лучше, чем в большинстве групп;

в) Примерно такие же, как и в большинстве групп;

г) Хуже, чем в большинстве групп;

д) Хуже, чем в любой группе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – группа является для ребенка очень привлекательной. Атмосфера внутри группы полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в группе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Группа представляет ценность для ребенка.
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения воспитанника в группе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
  • 5 и менее баллов – негативное отношение к группе. Неудовлетворенность своим положением и ролью в ней. Возможна дезадаптация в его структуре.

Изучение привлекательности группового коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры группового коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка о коллективе, его месте в структуре группы и отношении детского коллектива к воспитаннику.