Топ прошедших вебинаров

Вебинар:
«Нарушения звукопроизношения у детей»

Скидка на курс:
«Особенности организации работы по развитию речи дошкольников»

Подробнее →


Вебинар:
«Диагностика: методики и индивидуальный маршрут развития детей с ОВЗ»

Скидка на курс:
«Организационно-методические подходы к образованию детей с ОВЗ на современном этапе»

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Развитие дивергентного мышления у детей с ЗПР

Категория: 

Разработано учителем-дефектологом Кокаревой Е.В.
ГОУ - д/с комбинированного вида № 1595 г. Москвы

В традиционном дошкольном образовании в основном происходит развитие так называемого конвергентного мышления, развивается стиль учения, ориентированный на «правильный ответ». Программы обучения и воспитания требуют от дошкольников усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в устоявшемся виде. Безусловно, конвергентные мыслительные способности дошкольников развивать необходимо. Однако в современных условиях постоянно изменяющейся жизни уже с раннего возраста необходимо предоставлять детям возможность развивать творческое дивергентное мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем.

В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие важнейшие навыки, как:

  • беглость мышления и его продуктивность (множество различных решений одной задачи);
  • гибкость как возможность самостоятельного выбора стратегии и тактики;
  • оригинальность как способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;
  • способность к детальной разработке как способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;
  • легкость ассоциирования;
  • сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.

Особую трудность при решении задач дивергентного типа испытывают дошкольники с ЗПР. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Кроме того, сниженная познавательная активность, недостаточный уровень развития ряда психических функций, особенности эмоционально-волевой сферы - все это ограничивает возможности детей проявить творчество, они оказываются беспомощным в создании новых образов. Дети с ЗПР с трудом подбирают единственно правильный ответ, а придумать два и более варианта решения проблемы становится совершенно не под силу ребенку с ЗПР…

Напрашивается вывод о невозможности развития дивергентного мышления в коррекционной группе детского сада. Но ведь известно, что дошкольники с ЗПР – это категория детей, имеющих потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, а значит, «если педагогом (дефектологом) не сделано все возможное, значит не сделано ничего»!

Перед специалистами, работающими с детьми с ЗПР (дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями) встает сложная задача - разработать Программу развития дивергентного мышления и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей «особого» ребенка (его дивергентного мышления).

Сфера применения заданий, имеющих не только одно верное решение чрезвычайно многообразна:

  • в первую очередь, это занятия по продуктивным видам деятельности;
  • занятия по ознакомлению с окружающим миром;
  • занятия, направленные на развитие познавательных способностей;
  • занятия по развитию речи;
  • занятия по формированию элементарных математических представлений.

Вышеперечисленные направления работы являются необходимыми для успешного преодоления ЗПР, поэтому разработанная Программа развития дивергентного мышления дополняет и углубляет коррекционный процесс.

В Программе развития дивергентного мышления представлены серии творческих заданий, разработанные на основе «Курса развития творческого мышления» (Гатанов Ю.Б., Госстандарт России, ИМАТОН, С-Петербург) и дополненные заданиями на совершенствование мыслительной деятельности дошкольников, их креативности, эмоциональной и волевой саморегуляции. В Программе выделены два направления работы:

Первое направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно-образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Второе направление - формирование способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, специальные словесные игры и упражнения, обучение рассказыванию.

На начальном этапе реализации Программа развития дивергентного мышления не опирается на способность дошкольников применять какой-либо учебный материал. Каждый ребенок может творить, используя только имеющийся у него знания и опыт. По мере расширения круга представлений об окружающем мире Программные задания усложняются и требуют включения в творческий процесс полученных знаний и умений. Важно отметить, что способности, умения и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь. Главное, что частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.

Достоинствами программы являются возможности ее применения в различных видах дошкольных образовательных учреждений в сочетании с их приоритетными направлениями и интеграции с другими образовательными программами.