ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 2

Категория: 

Глава 2

Психолого - педагогическое изучение детей дошкольного и школьного возраста с заиканием

перейти к оглавлению

Экспериментальное - профилактическое изучение и комплексная психолого-педагогическая реабилитация детей с заиканием проводилась в условиях детского сада в группе детей с заиканием.

В качестве контрольной группы были взяты дети, которые обращались за логопедической помощью в поликлинику, но по разным причинам не прошли реабилитацию в специализированной логопедической группе детского сада.

Клиническо-психолого-логопедическое исследование включало следующие методы:

- изучение медицинской документации;

- изучение нарушений речи и моторики детей до и после реабилитации;

- беседу с родителями, воспитателями, педагогами;

- проведение сравнительного анализа познавательных способностей детей экспериментальной группы до и после реабилитации;

- изучение эффективности логопедической работы со сравнительным анализом контрольной группы;

- сопоставление контрольного анализа успеваемости экспериментальной и контрольной группы;

- диагностико – прогностический скрининг состояния речи школьников двух групп (рецидивы заикания).

Дети были обследованы: психоневрологом, педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психологом. Экспериментальное изучение проходило в два этапа.

На первом этапе было проведено социолого-статистическое исследование, целью которого было выявление эффективности логопедической работы с заикающимися детьми.

На втором этапе проведен констатирующий эксперимент (по методу Ткаченко), целью которого являлось выявление основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников от трех до шести лет, изучение эффективности логопедической работы. Социолого-статистический анализ по проблеме заикания включает в себя:

- статистический анализ (количество детей, обратившихся в поликлинику, сколько детей посещали логопедическую группу в детском саду и с какими результатами);

- данные обследований и наблюдений;

- анализ результатов работы:

а) изучение анамнестических данных;

б) изучение состояния речи и моторики.

В течение четырех лет было проанализировано 42 случая проявления заикания у детей от 3трех до семи лет, У заикающихся детей указанных возрастных категорий изучались нарушения речи и моторики, при этом рассматривались следующие симптомы степень заикания, тип судорог, сопутствующие движения, форма заикания, темп речи, темп общих движений, четкость артикуляции, наличие нарушенного звукопроизношения, состояние оральной и ручной моторики, леворукость.

Монологическая речь развивается постепенно в процессе речевого онтогенеза. Переход ребенка к усложненным формам речевого общения связан с трудностями планирования схемы высказывания, выбором словесных средств и их самостоятельным конструированием. В этом периоде формулирование высказывания может сопровождаться эмоциональным напряжением, которое выражается в учащенном дыхании, прерывистости речи, длительных паузах перед тем, как употребить новый оборот речи. У детей обнаруживается определенное несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью использовать их в разных ситуациях общения, их речевая активность всегда протекает на фоне особого эмоционального состояния.

Имеются ограничения объема словарного запаса, причем дети затрудняются активно им пользоваться в самостоятельных связных высказываниях. Предложения являются структурно неполными, а способ связи предложений между собой является однотипным.

Помимо этих показателей фиксируются нарушения фонематического восприятия и звукопроизносительной стороны речи по дизартрическому типу. Эти характеристики позволяют считать, что при заикании имеется недоразвитие речи или его элементы (38%).

Предполагается, что у детей с тяжелой и средней формой заикания механизм затруднений актуализации слов связан с недостатком лексических средств, а нарушение монологической речи является следствием (40%).

Как при неврологической форме, так и при неврозоподобной тяжелой и средней форме заикания дети не замечают и не корректируют свои ошибки, что свидетельствует о снижении контроля за смысловой стороной высказывания. Они раздражительны, суетливы, несдержанны, слезливы. У подавляющего большинства заикание протекает на фоне значительно ускоренного темпа речи и общих движений (98%). В возбужденном состоянии их речь резко ухудшается, становится неряшливой, нередко плохо разборчивой, изобилует персеверациями отдельных звуков и звукосочетаний. Они обычно говорят громким, напряженным, плохо модулированным голосом. В связи с сокращением пауз между фразами или смысловыми частями фраз у них часто наблюдается нарушение речевого дыхания (речь «взахлеб»). После вынужденной паузы, вызванной «потерей мысли», продолжение речи еще более затруднено, нередко сопровождается сопутствующими движениями (23%) и выраженными вегетативными реакциями.

При раздражительной слабости повышенная нервная и речевая возбудимость легко переходит в состояние вялости и апатии, что выражается некоторым замедлением темпа, снижением силы голоса, вялостью артикуляции, тяжелыми судорогами преимущественно тонического характера в начале речевого акта (61%).

Отмечается преобладание случаев тонических речевых судорог по сравнению с клоническими (61% и 38%) и выраженные сопутствующие движения, отставание моторного развития 98,8%. Судорожные запинки впервые начинают отмечаться окружающими в непосредственной связи с развитием фразовой речи, то есть при усложнении речевой (психической) задачи. Выраженные поначалу слабо, они по мере формирования фразовой речи и при отсутствии логопедической помощи, приобретают устойчивый характер, сопровождаясь насильственными движениями. Это свидетельствует о декомпенсации регулирующих механизмов мозга. Речь развивается с некоторой задержкой, нарушением звукопроизношения и т.п., что говорит о недостаточности в собственно речевых зонах больших полушарий.

Таким образом, сочетание повышенной активности в стриопаллидарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры больших полушарий и декомпенсация регулирующих механизмов мозга являются основными блоками патогенетических механизмов при неврозоподобной форме заикания. Известно, что от всех составляющих функциональной системы речи идут обратные афферентации. В норме они способствуют формированию нормальной речи. В патологической системе речи они не эффективны вследствие недостаточности контролирующих влияний мозга.

Благодаря пластическим свойствам центральной нервной системы, закрепляющим в «памяти» только действующие связи, а также вследствие постоянной активности патологических связей внутри самой речевой системы, речь все чаще нарушается судорожными запинками.

Так как у детей с неврозоподобной формой заикания интегративный тормозной контроль мозга также оказывается недостаточным, то патологическая программа речевой функциональной системы спонтанно не подавляется. В связи с этим, органическая форма заикания обычно не имеет спонтанного регредиентного течения, если логопедическая помощь ребенку не оказывается. С возрастом при отсутствии своевременных адекватных лечебно-педагогических воздействий заикание становится все более резистентным. Речь в целом развивается патологически. В инициальный период заикания бывают высокоэффективны коррекционные педагогические приемы, способствующие развитию регулярных тормозных механизмов психической деятельности (внимание, память, мышление и пр. – см. Приложение № 4), наряду с формированием нормальных речевых кинестезий и языковой способности ребенка в целом. Важно отметить, что неврозоподобная форма заикания появляется в процессе формирования фразовой речи. На этом этапе необходимы новые значительно более сложные координаторные регуляции для реализации развернутого высказывания, которые у этих детей являются функционально-ослабленными. У детей в форме заикания преобладают артикуляционные явления, что соответствует приведенным данным о значительном увеличении числа случаев заикания у детей, протекающего на фоне нечеткой артикуляции и косноязычия, что указывает на определенную связь косноязычия с речевыми судорогами, возникающими при определенных условиях на дефектно произносимых звуках. Данные о речевом и общем двигательном стереотипе заикания свидетельствуют о том, что прослеживается прямая связь между ускоренным темпом речи и ускоренными общими движениями (98%).

К проявлениям двигательной сферы, которые также в значительной мере обусловлены врожденными особенностями, можно отнести динамический праксис и в полной мере активность правой или левой руки.

При исследовании орального праксиса данные свидетельствуют о значительном увеличении частоты косноязычия по типу дизартрии - 38%, по типу дислалии - 40%.

Кратко подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что накоплен достаточно убедительный клинический, физиологический, психолого-педагогический опыт изучения заикающихся свидетельствует о наличии, как минимум, двух разных патогенетических механизмов заикания. В то же время сходство нейропатологических синдромов, развивающихся у лиц с невротической и неврозоподобной формами заикания в виде судорожных сокращений мышц речевого аппарата в процессе речевого общения, означает принципиальное единообразие структурно-функциональной патологической речевой системы при поражениях мозга разной локализации.

Первичное поражение нервной системы (при невротической форме заикания – эмоциогенных структур мозга, при неврозоподобной – моторных) и слабость ее регулирующих механизмов создают условия для возникновения заикания только при наличии эндогенных изменений в собственно речевых отделах центральной нервной системы. Чем более разветвлена и сильна патологическая система речи, тем больше нарушена интегративная функция мозга и дезорганизована ее деятельность в целом.

Наличие общих закономерностей в развитии патологического процесса в нервной системе, приводящих к заиканию, сказывается на клинической, физиологической и психолого-педагогической характеристике лиц – носителей этого речевого нарушения. Отсюда вывод: при разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротической и неврозоподобной формах заикания в связи с тем, что детерминанта патологической системы является образованием, наиболее резистентным к коррекционным воздействиям.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциональных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии до аутогенной тренировки (АТ). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленным на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными на протяжении значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом работы патологической системы является нарушение ритма речи, в комплексе лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательно включаются методы, направленные на ритмизацию движений. Занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетания этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов, нормализующе действуют на протекание речевого акта.

Особое значение при этом имеет автоматизация движения пальцев доминантной руки в ритме структуры словесных конструкций различной степени сложности. Логоритмика, как один из коррекционных приемов, благотворно сказывается не только на состоянии речи заикающихся, но и на личности в целом, так как в процессе занятия активизируются различные способы вербального и невербального общения, расширяющие коммуникативные возможности заикающихся.

Комплексные мероприятия, направленные на работу со всеми выявленными в результате исследования звеньями и уровнями патологической системы речи, а также работа по формированию личности заикающегося, позволяют получить стабильный коррекционный эффект.

перейти к оглавлению