Топ прошедших вебинаров

Вебинар:
«Нарушения звукопроизношения у детей»

Скидка на курс:
«Особенности организации работы по развитию речи дошкольников»

Подробнее →


Вебинар:
«Диагностика: методики и индивидуальный маршрут развития детей с ОВЗ»

Скидка на курс:
«Организационно-методические подходы к образованию детей с ОВЗ на современном этапе»

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ

Ольга Виноградова (31105590)
Категория: 

Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие,-предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. У истоков педагогики раннего возраста стояли такие замечательные ученые, как Н. М. Аксарина и Н. М. Щелованов, разработки которых сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Несмотря на то, что педагогическая система воспитания детей раннего возраста в нашей стране была «свернута» в 1991-1994 гг. в результате государственной политики, что привело к разрушению складывавшейся годами системы общественного воспитания самых маленьких, закрытию яслей и ясельных групп в детских садах и, наконец потере уникальных педагогических кадров.

Восстановление системы общественного воспитания детей раннего возраста происходит в обстановке меняющейся экономической и политической ситуации. Складывается парадигма новой государственности, идет поиск путей возрождения России на основе ее многонациональной культуры.

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной.

Таким образом, современные научные представления о раннем онтогенезе, уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень. Стратегия текущего момента состоит в решении следующих проблем:

  • в развитии форм семейно-общественного взаимодействия;
  • разработке и апробации современных моделей воспитания и развития маленьких детей на основе новых технологий;
  • существенном обновлении ясельной системы воспитания в целом;
  • повышении качества жизни детей раннего возраста в условия яслей и семьи.

 

В своей работе я руководствуюсь нормативными документами: «Закон об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Положение МДОУ», Устав ДОУ. Согласно образовательной программе МДОУ «Детский сад №226» комбинированного вида приоритетным направлением своей деятельности коллектив выбрал: -интеллектуальное; нравственно-патриотическое воспитание, -физическое; -охрана и укрепление здоровья.

Реализуемые нами программы и технологии помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников. Их содержание, а также построение воспитательно-образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, обеспечивает хороший уровень компетентности детей в различных сферах познания. Работая по программе Васильевой «Программа воспитания и обучения в д/с.» я также использую Региональную программу «ОЗОЖ» Смирновой, программу «Кроха», пользуюсь методическим пособием Л.В.Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провела диагностику исходного уровня развития детей В процессе диагностики я использовала: метод наблюдений, беседы, дидактические игры, тестовые задания, подобранные соответственно возрасту.. Изучив полученные результаты я наметила план дальнейшей работы доставила для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.». А также использование в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогут в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и будут способствовать их гармоничному и всестороннему развитию. Всю свою педагогическу деятельность я строю в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществлять контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал. Педагогический процесс полностью оснащен необходимыми материалами и пособиями, среди которых имеются и авторские разработки: проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Ознакомление дошкольников с культурой, традициями и обычаями русского народа», а также проект по физическому воспитанию «Я расту», методическая разработка программы развития ясельной группы, конспекты и дидактические игры. В целях обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку я организую педагогический процесс на основе диагностики достижений детей и в результате ее выстраиваю перспективу работы с каждым ребенком, зону его ближайшего и перспективного развития.

В группе я стараюсь создать домашнюю обстановку, чтобы обеспечить все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфордно. Для достижения поставленной цели необходимо :

  • организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни, повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка.
  • создать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребенка; -формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.

 

Работая по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» я поставили себе цель: познакомить детей с культурой, бытом, традициями и обычаями русского народа. Мною был разработан и составлен проект по выше указанной теме. Проанализировав диагностику исходного уровня развития детей, существующих у них проблем и затруднений, я учла их при планировании коррекционной работы.

Коррекционная работа, организованная мною, предполагала использование здоровья-сберегающих технологий, а именно метода «Куклотерапия», который предполагает использование кукол и театральных приемов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.

Учитывая все выше сказанное, я определила для себя следующие задачи: посредством кукол познакомить детей с культурой поведения, развить коммуникативные навыки общения, речь, внимание, память, эмоциональную сферу, повысить самооценку детей. Работая в этом направлении, мне на помощь пришла рукотворная русская народная кукла. Ведь именно кукла помогает нам развить природные способности каждого ребенка, воспитать доброту и отзывчивость, открыть перед малышом мир, в котором он живет со всей его красотой. Она утром ласково встречала детей, прививая им навыки культуры поведения. В период адаптации она была незаменимым помощником, с помощью нее я переключала внимание детей, тем самым отвлекали их от плача. Она рассказывала детям русские народные сказки и потешки, приглашала с ней станцевать русскую пляску с платочком и просто поиграть. С ее участием адаптация в детском коллективе проходила намного легче и безболезненней. Для снятия психологического напряжения разных видов капризов я использую сценки, спектакли с русскими народными куклами. В этих постановках дети могут совершенствовать свои навыки в «актерском» мастерстве, ведьименно кукла своеобразная ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Такие постановки, как «Капризка», «Гусенок» и др. пробуждают у детей положительные эмоции. На занятиях царит веселая атмосфера. Провожу этюды: «деревянные и тряпичные куклы», «Маша в лесу», «на ковре спит домовенок Кузя», для массажа пальцев рук использую игру: «Возьми куклу Настеньку за руки и помни ладошки». Воспитывая положительные моральные качества, я использую такие игровые упражнения, как: «Как зайка играет с товарищами», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть». Дети с удовольствием посещали фитобар, где настоем для укрепления здоровья нас угощает кукла Маруся и домовенок Кузя. С помощью куклы Дуняши мы можем вдыхать аромат разных трав и полей, рекомендованных нашим врачом.

Для индивидуальной работы с ребенком я устраиваю своеобразный «театр одного актера», где я предлагаю ребенку выбрать куклу и спрятаться за ширмой и вести диалог как бы от ее лица. Многое поведает и сам выбор: выбор зайца, может говорить о страхах, волка - об агрессии, расторможенные дети обычно выбирают фигуру с глазами. В процессе игры я предлагаю сменить куклу и попробовать сыграть другую роль. Я стараюсь не устранять пороки и тем более не искоренять, а эвелировать (возвышать) личности по схеме: порок-маленькая слабость-достоинство, поэтому на занятиях царит веселая атмосфера. Для развития эмоциональной сферы я использую куклу с разными выражениями лица: грусть, радость, гнев, спокойствие, страх и удивление. Ребенок в зависимости от выражения лица должен произнести фразу типа: «Добрый день». В арт-терапии использую плоскостных кукол, вырезанных из плотного картона и подвешенных на нитку, с помощью нее ребенок может управлять своим страхом, устраивая театр теней с ним в главной роли. Также дети изготавливали кукол своими руками, набивая их целебными травами, рядили их в костюмы, придавая им тот или иной образ. Любопытно, что практически всегда ваша «новорожденная» кукла оказывалась похожей на вас, в ее внешности «всплывали» черты вашего характера, ваш творческий потенциал. Используя пальчиковый театр, я разучивала с детьми потешки, играя в него, дети с легкостью запоминают текст, а также с большим удовольствием разыгрывали различные сценки. Играя с куклой, я знакомила детей с бытом и одеждой русского народа. Используя элементы ТРИЗа, украшали кукле Маше сарафан, а Ванюше рубаху. Знакомила детей с русской печкой, вместе с детьми помогали бабушке и Танюше печь угощения для гостей.

А также в работе с детьми младшей группы, я использую и другие виды здоровьесберегающих технологий: По музыкотерапии у меня есть разнообразные подборки, такие как «Мы танцуем и поем», «Мы кушаем», «Спи моя радость усни» и т.д., которые дети с удовольствием слушают. В игротерапии, я с помощью игры развиваю дружеские отношения, в игре идет развитие познавательных процессов, речи эмоционально - волевой, коммуникативной сферы. С помощью изотерапии снимается нервное напряжение, страхи, ребенок отвлекается от грустных мыслей, обеспечивается эмоционально-положительное состояние и вызывается радость, так используя элементы ТРИЗа, рисуя пальчиком или ладошкой, ребенок преодолевает чувство неуверенности, боязни. В артгехнологии, я воздействую на детей с помощью цвета, ведь издавна было замечено, что цвет оказывает благотворное влияние на человека. Используя анималотерапию дети становятся более спокоными, уравновешенными, у них появляется уверенность в своих силах, концентрируется внимание, снижаются негативные проявления в поведении во время адаптации. Для развития творческих способностей, для совершенствования взаимодействия с окружающим миром, я использую сказкотерапию, такие сказки, как «Капризка», «Маленький медвежонок» и т.д.

Для создания условий по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей так же нужно разумное сочетание оздоровительных и образовательных задач, что обеспечит развитие детей не в ущерб здоровью. В этом направлении мною был составлен иразработан проект «Я росту». Цель которого: Сформировать у ребенка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботиться о своем здоровье. Для достижения поставленной цели я формирую навыки ухода за телом; создаю условия для закаливания; вырабатываю привычку к самомассажу; формирую навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даю представление о строении и функциях тела; учу детей обращаться с опасными для здоровья вещами; создавая проблемную ситуацию, демонстрирую значимость правильного отношения к здоровью и т.д. Особое внимание, я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. В начале учебного года я начинаю постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий. А также ходьба по мокрым дорожкам, солнечные и воздушные ванны. Использую элементы массажа (самомассажа), в группе есть сухой бассейн. Играю с детьми в игры, которые лечат: «Пальчиковая живопись», работа с глиной, игры с песком. Для часто болеющих детей хорошо помогает дыхательная, артикуляционная гимнастика , учу детей дыханию через нос (профилактика заболеваний верхних дыхательных путей), применяю такие упражнения, как : «Часики», «Петушок», «Гуси» и т.д. Организую двигательный режим (согластно возрасту).

Упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата и т.д. Как показывает моя практика, все выше перечисленные методы мне очень помогают в работе с детьми, я и в дальнейшем буду ах использовать, о чем свидетельствуют результаты диагностики.

Работа с родителями для меня является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в коллектив . Для этого я провожу с родителями беседы на тему: «Ваш ребенок идет а детский сад», «Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста», «Оздоровление и закаливание детей раннего возраста» и многие другие, даю необходимые консультации (индивидуальные и групповые.), по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ и на интересующие родителей темы. Провожу собрания, на которых выбирается актив группы, намечается план совместной работы с родителями, обсуждаются и рассматриваются различные вопросы касаемые воспитания и обучения детей.

В целях ознакомления с условиями проживания и бытом детей я посещаю их на дому. Также в группе создан пресс-центр для родителей, в котором помещаются папки передвижки, памятки для родителей, информационные листы, доска объявлений, ящик -«отзывов и предложений». Я стараюсь привлечь родителей к участию в жизни группы и детского сада, родители посещают родительские собрания как групповые, так и общие. Принимают активное участие в оформлении группы. Совместно с ними в группе был сделан и оформлен уголок природы, изготавливалось нетрадиционное спортивное оборудование, сделан сухой бассейн и многое другое. Родители моей группы принимали участие в различных конкурсах : «Природный мир», «Лучшая дидактическая игра», «Подарок Деду Морозу» за ,что были награждены благодарственными письмами, которые проходили как в группе, так и в детском саду. Участвуют в совместных праздниках и мероприятиях: « Папа, мама, я спортивная семья», «Сладкий вечер», «В гости к зайчику, к мишутке» и т. д.

Большое значение я уделяю анкетированию родителей, ведь ответы родителей помогают мне выяснить увлечение взрослых и детей, проблемы, требующие педагогической помощи, узнать мнения родителей о моей работе, найти новые пути сотрудничества.О результатах совместной деятельности можно судить из полученных диаграмм, которые прилагаются. похожей на вас, в ее внешности «всплывали» черты вашего характера, ваш творческий потенциал. Используя пальчиковый театр, мы разучивали с детьми потешки, играя в него, дети с легкостью запоминают текст, а также с большим удовольствием разыгрывали различные сценки. Играя с куклой, мы знакомили детей бытом и одеждой русского народа. Используя элементы ТРИЗа, украшали кукле Маше сарафан, а Ванюше рубаху. Знакомили детей с русской печкой, вместе с детьми помогали бабушке и Танюше печь угощения для гостей.

Проанализировав результаты повторного тестирования детей, мы убедились, что уровень знаний детей повысился, а уровень проблем и затруднений напротив снизился. Исходя из результатов повторного тестирования, можно сделать вывод: работу в данном направлении нужно продолжать, расширять и углублять, так как она дает неплохие результаты.