Корзина

Корзина пуста.

Анонс мероприятий

13.12.2017 г.

Вебинар:
Рекомендации к организации активного отдыха дошкольников в зимнее время

Ведущий:
Зимонина Валентина Николаевна
— автор книг и методических пособий по физическому развитию, ст. преподаватель, методист кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования.

Подробнее → 

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Тренинг для родителей второй младшей группы «Влияние стиля общения с ребёнком на его успешность в будущем»

Наталья Семенченко (senavy)

Как привлечь современных родителей к жизни детского сада? К вопросам воспитания и развития своих деток? Как ненавязчиво дать информацию по вопросам «правильного» воспитания детей дошкольного возраста, чтобы ребенок чувствовал любовь, поддержку и понимание в семье?   

Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную стратегию воспитания своего ребенка. С этой целью мы проводим различные формы работы с родителями в детском саду, одна из которых это тренинг для родителей. В ходе тренинга мы предпочитаем деловую позицию «рядом», во время которой педагог находится рядом с родителями в их отношении к ребенку, его воспитанию, обучению и развитию.

Цель тренинга: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.

Задачи:

  • показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, закладку его будущей жизни; 
  • познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
  • формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;
  • приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

Ход тренинга.

Участники тренинга располагаются по кругу.

1. Знакомствоприветствие.

Цель: способствовать установлению контакта между родителями; сформировать у них положительный настрой.

Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе. Например: Меня зовут_______, моего сына (дочь) зовут__________. Моя основная деятельность__________. В свободное время я люблю___________.

2. Обсуждение в кругу  «Общение – это…»

Цель: создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта.

Вопросы к участникам: Как вы думаете, что же такое общение в целом? И насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребенком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?

Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом общения со своими детьми дома.

Ведущий обобщая высказывания: «Общение – один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И.Лисина)»

3. Мини – лекция « Значение общения со взрослым для развития ребенка»

Цель: показать важность общения родителей со своим ребенком и влияние стиля общения на успешность ребенка в будущем.

Общение ребёнку необходимо, также как пища.

Общение ребёнка с окружающими взрослыми это и условие, и главный источник его психического развития.

Ребенок овладевает знаниями, навыками, умениями, способами взаимодействия человеческого общества только через взрослого.

А вот дефицит этого общения, ласки и любви нарушают развитие маленького человека. Ведь именно в эмоциональном общении с близкими взрослыми закладываются основы будущей личности!

Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.

Стиль общения взрослого с ребенком бывает:

  1. Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя!)
  2. Либерально-попустительский (мне все равно, делай что хочешь)
  3. Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься)

 «Проблемные», непослушные», «гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Родителям, также стоит помнить о том, что теплые, партнерские отношения мамы и папы это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинство другого.

4. Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…»

Цель: поговорить о способах выражения безусловной любви  к своему ребенку, способах принятия его; а также как правильно выражать недовольство ребенком, не задевая его чувств.

Вопросы к участникам:

- Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком? (2-3 ответа родителей)

В первую очередь нужно принять своего ребенка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, хорошими и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребенком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.

Нам в этом случае, очень нравятся советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер в её книге «Общаться с ребёнком. Как?» (очень советуем всем прочитать!)

«Прежде всего надо безусловно принимать ребенка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!»

Потребность в любви это одна из основных, базовых потребностей каждого человека, а ее удовлетворение для ребенка условие его нормального, полноценного развития.

- А как же можно выражать свою любовь к ребёнку?

- Конечно, это и слова любви, и объятия, сказка перед сном, купание в теплой ванне, ваш ласковый взгляд, слова поддержки «Я знаю, у тебя все получится!», одобрения «Ты у меня самый хороший, любимый, способный, умный, красивый!», признания «Ты мне очень нужен, ты мне очень дорог!»

- А Вы обнимаете своего ребенка?

Смешной вопрос, конечно! А вот  известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека… посчитайте сами! И обнимайте ребенка столько сколько вы с ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!

- Как Вы выражаете своё недовольство ребёнком?

Кричите на него? Шлепаете? Ставите в угол? Или спокойно объясняете свое недовольство, высказываете СВОИ чувства по поводу ЕГО поведения. И предлагаете альтернативу «плохому» поведению?!

Ведь если мы кричим на ребенка, шлепаем, и даже критикуем, он делает свой собственный маленький вывод : «Меня не любят». И как потом он будет доверять людям, близким, миру….

5. Упражнение «Я –высказывание»

Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных.

Как же лучше объяснить маленькому ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?

Предлагаем эффективную модель, она называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я-высказывания»:

1. сообщаем о своем чувстве от первого лица  («Я расстраиваюсь… )

2. говорим о причине негативного чувства,  в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)

3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывании». (см. Приложение 2)

Счастливость и успешность каждого человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он вырос, живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве.

6. Опросник «Общение родителей с ребенком»

Цель: дать возможность родителям задуматься над своим общением с ребёнком дома.

Родителям предлагается заполнить опросник (см.Приложении 1).

7. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы.

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком при чтении художественной литературы, в частности сказок?

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребенку?

8. Упражнение «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает».

Цель: познакомить родителей со способами поддержки ребенка через похвалу.

Как же мы хвалим ребенка? Как выражаем ему свое одобрение, поддержку?

Кого и что хвалить — самого ребенка или его дела?

В раннем детстве мы восторгаемся малышом, чтобы он сделал (первые шаги, первые слова) отмечая все его успехи, восхищаемся им самим, а вот в дошкольном возрасте наши слова восхищения и поддержки превращаются, часто в слова осуждения. Например, мы попросили малыша убрать за собой игрушки, он убрал половину и сидит довольный своей «работой», что ж е делаем мы? Хвалим, за то, что УЖЕ сделал или ругаем за то, что он ЕЩЕ не сделал? Задумайтесь над этим.

И вместо того, чтобы осуждать за неудачи, лучше поддержать ребенка за его успехи и достижения, пусть и маленькие!

Есть один замечательный способ похвалить ребенка, безоценочно: «Вы описываете, ребенок сам себя оценивает». Представим ваш ребенок принес домой из детского сада листок, на котором что-то «нарисовано» и спрашивает вас: «Красиво?», можно ответить автоматически: «Да, очень красиво, молодец». Но лучше опишите то, что видите: «Ты нарисовал вот здесь дом…из трубы идет дом…тут интересные завитушки….внизу что-то синее…» И тогда ваш ребенок с радостью подтвердит, что именно это он и нарисовал, а еще подхватит и расскажет, что еще здесь есть. Теперь ребенок свободен и сам оценит свою работу.

Дети сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите его за конкретный поступок, поделку, рисунок, действие. Главное - старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается. Это повысит уверенность ребенка в себе, его самооценку и принятие себя как способного и успешного человека.

9. Игра «Мой идеальный ребенок»

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда  и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

Ведущий предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка  перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «У Наталья Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более внимательным».

10. Заключение.

Цель: подвести итоги собрания –практикума,  рефлексия.

Давайте обобщим все сказанное и вместе резюмируем приемы общения с ребенком в семье.

Рефлексия: передавая мячик расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину их возникновения. Что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком?

Использованная литература:

  1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008 г.
  2. В.Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р.Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
  3. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с.: ил.

Приложение 1.

Опросник «Общение родителей с ребенком»

Инструкция: Уважаемый родитель! Отметьте, пожалуйста, те виды деятельности, которыми вы занимаетесь с ребенком, и как часто. Спасибо.

 

№ п/п

Виды деятельности с ребенком

Что именно и сколько времени Вы уделяете этому виду деятельности (каждый день, 1-2 раза в неделю, по выходным)

  1.  

Чтение ребенку художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, потешки и т.п.)

 

 

  1.  

Совместная продуктивная деятельность с ребенком (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

 

  1.  

Семейные походы, прогулки, поездки, направленные на интересы ребенка

 

 

  1.  

Совместное выполнение домашних дел

 

 

  1.  

Игры в кругу семьи (настольно-печатные, подвижные и др.)

 

 

  1.  

Разговор наедине с ребенком, «по душам» (между делом не засчитывается), обсуждение волнующих его событий

 

 

Приложение 2.

Ситуации для упражнения

 

Ситуация

Ваше                чувство

Я-высказвание

Ребенок шалил за столом, и несмотря на предупреждение, пролил чай.

 

 

 

Ребенок собирается в детский сад, одевая грязные брюки. И отказывается одевать другие, чистые.

 

 

 

Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается.

 

 

 

Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

 

 

 

Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта.

 

 

 

Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил.

 

 

 

Интенрнет-магазин ТЦ СФЕРА