Анонс мероприятий

15.08.2018 г.

Вебинар:
«Готов ли ваш ребёнок к школе»

Спикеры:

  • Цветкова Т. В., главный редактор издательства «Творческий центр СФЕРА», канд. пед. наук, член – корреспондент МАНПО.

Подробнее →


22.08.2018 г.

Форсайт сессия:
«Молодой воспитатель: особенности и трудности адаптации в детском саду»

Ведущий:

  • Белая К. Ю., кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, лауреат премии правительства РФ в области образования.
  • Молодчая Т. В. методист дошкольного отделения школы № 1381
  • Сапожникова О. Б. учитель-логопед, Обладатель Гранта г.Москвы в области образования, автор методических пособий и публикаций.
  • Зимонина В. Н. автор книг и методических пособий по физическому развитию, ст.преподаватель, методист кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГОУ ВПО МИОО.

Подробнее →

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как актуализация проблемы педагогической компетентности родителей.

Категория: 

Семья в любые времена, при любой системе образования остается первоисточником и одним из самых главных видов социальных институтов человечества. Именно в семье ребенок получает навыки межличностных отношений, именно только родители и близкие родственники являются первыми образцами этих отношений. Только ребенок в силу своего опыта и особенностей развития перенимает взрослые отношения, поведенческие стереотипы и позиционные взгляды в свою детскую субкультуру.

Этот аспект стал ведущим в формулировании задачи по данному разделу в Федеральном Законе «Об образовании в Российском Федерации», она обозначена в следующем контексте как «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

На современном этапе внедрения ФГОС ДО важнейшее значения уделяется активной работе с родителями и к их социальным запросам в ДОУ. Этот первоочередной документ в рамках образовательного процесса обращает внимание педагогов на дифференцированный подход в работе с семьей, учитывание её социального статуса, влияние на микроклимат семьи, своеобразие родительских запросов, а также на степень заинтересованности родителей различной деятельностью детского сада через повышение родительской компетентности.

В рамках стандартизации образовательной дошкольной сферы предъявляются определенные требования к взаимодействию и привлечению родителей к активной деятельности в рамках образовательного процесса, так одним из принципов такого взаимодействия является сотрудничество ДОО с семьей.

Под термином «взаимодействие» понимают обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение, его можно назвать достаточно молодым. Его раскрыла в своих работах Т.А. Маркова, она рассматривала взаимодействие в качестве единства линий воспитания и цели решения задач семейного воспитания, при этом основой ему служило единое понимание. Основа взаимосвязи дошкольной образовательной организации и семьи чаще всего заключается в сотрудничестве педагогов с родителями, в которым предполагается равенство позиций партнеров, уважение в отношении между взаимодействующими сторонами друг к другу при учете индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничеством предполагаются, помимо взаимных действий, еще и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активность при совместной работе между педагогами и родителями дает возможность лучше узнать друг друга, способствует улучшению в их взаимоотношениях. Под понятием «содружества» подразумевается объединение кого-либо, основой которому является дружба, единство взглядов, интересов.

Но имеет ли место быть взаимная дружба без общения, то есть, без взаимодействия? Безусловно, нет. А так как содружество предполагает, в первую очередь, открытость сердца навстречу друг другу, эмпатию, то содружество - наивысшая точка взаимодействия ДОУ с семьей.

Результаты анализа психолого-педагогической литературы показали, что проблему взаимодействия семьи и дошкольных учреждений часто обсуждают педагоги и психологи – практики. Исследования, которые провела Т. Данилина определили проблемы, возникающие при взаимодействии ДОУ и семьи, к ним можно отнести нехватку времени или отсутствие желания работать в сотрудничестве. Л.М. Кларина разработала комплекс по становлению и развитию содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик и другие авторы разработали и опубликовали методические рекомендации работникам ДОУ в организации и проведении работы с родителями, основа для которой заключается в сотрудничестве и взаимодействии.

Проблема взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей на сегодня имеет высокую актуальность, иногда получая обостренный характер. Сложности в отношениях семьи с образовательными учреждениями могут быть вызваны, как пример, несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим место недоверием родителей к воспитателям. Вся тяжесть непонимания между семьей и детским садом ложится на ребенка. И мы, педагоги, нередко испытываем большие трудности, общаясь с родителями из-за выбора формы взаимодействия.

Анализ показывает необходимость в нововведениях в сотрудничестве с родителями. Необходимо провести разработку и внедрение системы работы, чтобы активно включить родителей в жизнь ДОУ. Все это дает нам возможность рассматривать работу с родителями, как одну из проблем деятельности ДОУ на нынешнем этапе модернизации системы образования. Поэтому, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодня один из наиболее актуальных.

Основой взаимодействия ДОУ и семьи является сотрудничество педагогов с родителями, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважение в отношении друг к другу при учете индивидуальных возможностей и способностей. Пиком взаимодействия ДОУ с семьей является содружество, подразумевающее объединение кого-либо, основой которому служит дружба, единство взглядов, интересов, и которое предполагает, в первую очередь, открытость навстречу друг другу.

Интерактивные материалы просвещенческого характера для родителей предполагают активное взаимодействие родителей друг с другом и с детьми. Это не просто консультация, это тетрадь с вопросами и ответами, описывающая, что где изучали и что теперь знаем, мемуары с воспоминаниями как мы через это проходили, дневники семейной памяти, позволяющие справляться и вечными проблемами отцов и детей.
В ходе работы с интерактивными материалами родитель самостоятельно может определить, актуальна ли для его ребенка эта проблема, каков уровень развития ребенка. Ознакомиться с причинами возникновения подобных проблем, формами и методами работы по коррекции проблемы, оценить их доступность, эффективность, возможность реализации в имеющихся условиях. Применить их в воспитании, обучении, развитии ребенка. Оценить их результативность, прогресс в развитии ребенка и дать рекомендации другим родителям по работе с ребенком, имеющим подобные проблемы.

Интерактивный материал должен содержать анкеты, опросники, тесты, конкретные рекомендации специалистов, выдержки из высказываний известных педагогов, психологов, философов, мотивирующие и ободряющие цитаты, описания из детства детей переживших проблемы развития, юмористические зарисовки из жизни семьи, связанные с темой, игры и материалы для занятий с детьми, задания для отработки родительских умений, место для рефлексии выполненных заданий, для напутственных слов следующему родителю, который возьмет в руки этот бесценный кладезь знаний. Интерактивный материал должен быть красочно оформлен в виде тетради или папки объемом до 10-12 страниц с возможностью дополнения в ходе работы.

В процессе реализации мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности родителей с использованием интерактивных методов обучения, были выявлены особенности их применения:
- погружение в диалоговые формы взаимодействия, в ходе которого формируются навыки совместной деятельности;
- педагоги приобретают практический опыт решения моделируемой ситуации;
- решаются конкретные реальные ситуации, предложенные педагогами;
- обязательное взаимодействие и участие всех участников между собой.

Следовательно, главным моментом в контексте «семья - дошкольное учреждение» является тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ с родителями в ходе воспитания ребенка. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. Воспитатели являются первыми помощниками родителей, с их помощью дети становятся любознательными, активными, творческими.

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы