Категория: В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является с одной стороны актуальным, а с другой стороны наиболее сложным направлением в работе логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые часто сочетаются с задержкой психического развития, неврологическими и другими заболеваниями. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы над педагогическими знаниями и умениями, и поэтому испытывают определённые трудности. ФГОС ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателям. В настоящий момент, в период введения ФГОС актуальности обеспечения равных стартовых возможностей и определении результата “социальной успешности” перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником. Формы взаимодействия с семьёйЭто коллективная, индивидуальная, наглядная, практическая формы работы. Коллективную работу можно представить в нескольких видах. Групповые родительские собранияИменно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь логопеду, активно включиться в процесс. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную ситуацию. Так же это различные родительские объединения. Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельностиРодителями, позволяет им познакомиться с педагогическими технологиями воспитания и развития детей, наблюдать за своим ребёнком «со стороны», за его успехами. Немалую роль в совместном, комплексном взаимодействии логопеда и семьи может сыграть анкетирование, которое предполагает чёткий порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. Индивидуальные встречи с родителями на которых их информировали о динамике речевого развитияИндивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями. Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно: - оформление папок-передвижек; - речевой уголок. Но кроме этого, в своей работе я использую такие формы педагогического просвещения родителей как:
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. |