Анонс мероприятий

02.02.2017 г.

Семинар «Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании»

Ведущий

Цветкова Татьяна Владиславовна- генеральный директор и главный редактор издательства «Творческий Центр СФЕРА», кандидат педагогических наук, член МАНПО

Зима...

safe_image.gif

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Ребёнок в мире поиска

"Ребёнок в мире поиска"

 

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).
Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределенны, не совсем отчетливы, глобальны. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения и мировидения.

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Характер становления этих представлений зависит от позиции самого человека, способов его действий. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Программа «Ребенок в мире поиска» носит инновационный характер и является результатом исследований О.В. Дыбиной и обобщением экспериментальной работы по организации поисково-познавательной деятельности детей на базе дошкольного образовательного учреждения № 140 АО «АвтоВАЗ» (г. Тольятти)*.
В программе отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, дана развернутая характеристика содержания основных тем («Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир») и блоков деятельности (информационный, действенно-мыслительный, преобразования), что поможет взрослому целостно представить содержание работы.

Цель программы состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3-7 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи программы

  1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
  2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
  3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
  4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Особенности программы

  1. Содержание педагогической работы строится на основе понимания и осознания психофизиологических особенностей дошкольников («ручной умелости», подражательности, стремления к открытиям, поискам и т.д.).
  2. Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
  3. Соединение разделов «Живая природа», «Неживая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир» с направлениями развития поисково-познавательной деятельности детей.
  4. Акцентирование не столько на содержательной стороне материала, сколько на способах овладения им, на организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей. Культурные средства (по концепции Л.С. Выготского), которые активно осваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организо¬вывать свою деятельность, что способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
  5. Ориентация педагога на обеспечение необходимого уровня интеллектуально-личностного, творческого развития детей (самостоятельности, критичности, уровня аналитико-синтетической деятельности, способности переносить действия с одного содержания на другое, способности к моделированию, умения видеть явления и предметы в перспективе).

Разделы программы

  1. Теоретическое обоснование.
  2. Содержание объектов поисково-познавательной деятельности.
  3. Программные задачи и их поэтапная реализация (по возрастам и блокам деятельности).
  4. Методические рекомендации. 

Программа предназначена педагогам дошкольных образовательных учреждений для организации работы по интеллектуально-личностному и творческому развитию детей 3-7 лет. Может быть полезна учащимся педагогических колледжей, студентам вузов педагогического профиля, учителям начальных классов, а также родителям детей дошкольного возраста. 

АВТОР:
  • Дыбина Ольга Витальевна
КНИГИ:
Subscribe to Ребёнок в мире поиска