Анонс мероприятий

29.08.2016 г.
п. Кабардинка, Краснодарский край
Участие представителей издательства «ТЦ СФЕРА» во Всероссийском научно-практическом семинаре «Стратегические направления и механизмы развития дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта «Педагог»
Выступающий:
Цветкова Татьяна Владиславовна- генеральный директор и главный редактор издательства «Творческий Центр СФЕРА», кандидат педагогических наук, член МАНПО 

узнать подробности

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ по конкурсу "Великой Победе посвящается"

Уважаемые коллеги!

Мы подвели ИТОГИ конкурса, посвященного 70-летию Победы в ВОВ

Предлагаем всем желающим ознакомиться
с итогами конкурса ЗДЕСЬ

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Особенности разработки образовательной программы детского сада в соответствии с федеральными государственными требованиями

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

Нижеследующий текст — вступительная часть к подготовленным в издательстве «ТЦ СФЕРА» Рекомендациям к составлению образовательной программы ДОУ. .

Сегодня все большую силу набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые включают требования к условиям, структуре основной образовательной программы, соотношению объемов обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, и результатам образования.

Между тем, как пишет доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве И.В. Понкин, требовать от воспитанников детских садов результатов освоения образовательной программы неправомочно. Это противоречит Конституции РФ. Поэтому сами федеральные требования включают в себя только требования к условиям реализации и структуре данной программы, формально – к контролю результатов ее использования в детском саду, что выражается в декларации требований к мониторингу развития воспитанников.

Однако элементарное соотнесение задач и результатов, обозначенных в федеральных требованиях, показывает, что в них отсутствуют формулировки результатов и критериев их оценки для следующих образовательных областей:

  • «Здоровье» (в рамках такого направления реализации программы, как «Физическое развитие» и интеграции его в «Познавательно-речевое развитие»);
  • «Безопасность» (в рамках интеграции его в «Физическое развитие» и «Познавательно-речевое развитие»);
  • «Познание» (в рамках интеграции его в «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»);
  • «Художественное творчество» (в рамках интеграции его в «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»);
  • «Труд» (в рамках интеграции его в «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

 

Таких образовательных областей – одна треть.
На этой стадии рассуждений становится понятен сам смысл разработки образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Он иной, чем разработка общеобразовательной программы, программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Последние направлены на определение направлений и содержания образовательной деятельности и развивающего взаимодействия с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, реализуются педагогами детского сада. Разрабатываются авторскими коллективами под руководством кандидатов и докторов педагогических и психологических наук совместно с педагогами-практиками, участвующими в их апробации.

Первые ориентированы на регламентацию условий и форм данной образовательной деятельности, на создание общих моделей образовательного процесса, реализующих обозначенное в первых программах содержание, с учетом особенностей конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы разрабатываются старшим воспитателем и заведующей детским садом, обсуждаются и принимаются решением Педагогического совета ДОУ, рецензируются и согласовываются с органами управления образованием. Важны для аккредитации образовательного учреждения.

Написать такую программу – огромный труд. Самое важное при этом – соотнести прежнюю образовательную программу с новыми требованиями к ее структуре и содержанию.

Рассмотрим, как это можно сделать:

Прежняя структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ №655, зарегистрированы в Минюсте РФ 8 февраля 2010 года, вступили в силу 16 марта 2010 года) Новая структура в соответствии с методическими рекомендациями Департамента общего образования(21 октября 2010 года, №03-248)
Раздел I - цели и задачи воспитания Пояснительная записка к программе (п.2.14 Требований) с описанием цели, задач и приоритетных направлений, "в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях" (п.2.5.). 1 часть программы: Пояснительная записка
Раздел II - выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного воспитательно-образовательного процесса. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с федеральными требованиями. Она должна включать описание "содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация, "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"" (п.2.14. Требований). Кроме того, для детских садов комбинированного и компенсирующего вида сюда включено "содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья)". Часть 3: Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Часть 4: Содержание коррекционно-развивающей работы
Раздел III - проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации воспитательно-образовательного процесса. Сюда относится "организация режима пребывания детей в образовательном учреждении" (п.2.14 Требований). При этом "общий объем обязательной части Программы, … включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (п.2.11).
Часть 2: режим дня (включая модели образовательного процесса)
Раздел IV - определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг). Сюда относятся "планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и "система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы" (п.2.14).
"Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей" (п.3.4).
Часть 5: Планируемые результаты освоения программы
Часть 6: Система мониторинга
Раздел V - условия реализации образовательной программы ДОУ Условия реализации образовательной программы для детского сада общеразвивающего вида описаны в определении "части программы, формируемой участниками образовательного процесса". В частности, это касается "проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур", "физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей" в соответствии со спецификой дошкольного образовательного учреждения и "спецификой национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс" (п.2.7). Пояснительная записка

 

Это – каркас обязательной части современной образовательной программы.

По результатам соотнесения его с прежней структурой можно сделать вывод о том, что обязательная часть программы «перекрывает» второй, третий и четвертый разделы прежней образовательной программы детского сада. В первый и пятый есть возможность внести изменения, связанные с формированием «части программы, формируемой участниками образовательного процесса». Это 40%.

Однако в федеральных требованиях, утвержденных Приказом №655, этот объем снижен еще больше: до 20% общего объема Программы. И, хотя данный приказ утвержден Министром образования, он предполагает нарушение права педагогического коллектива детского сада на разработку авторских, модификацию и адаптацию существующих программ(Если на основе апробации существующих программ и методик воспитания и обучения детей и внедрения собственных нововведений в рамках реализации данных программ автором изменено до 40% материала, то это относится к их совершенствованию и модификации. Если изменено до 75% содержания, то говорят о собственных экспериментальных (инновационных) проектах, если более 75% - то о создании авторской программы.) – в том числе, примерной общеобразовательной программы. Это право утверждено в Законе «Об образовании», по отношению к которому приказ Министра образования является подзаконным актом, нарушающим принцип иерархии нормативно-правовых актов. С другой стороны, нельзя вменить педагогическим коллективам в обязанность разработку таких программ: это другая категория правоотношений. Право не может быть обязательным к исполнению – коллектив детского сада может им не воспользоваться.

При этом не следует сужать свои возможности и думать, что так обозначено в федеральных требованиях. Там сказано: «Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы» (п.2.9.). Это означает, что 80% времени, отводимого на осуществление разных форм образовательной деятельности, должно быть связано с реализацией содержания образовательных областей и решением связанных с ними задач, в том числе, интеграции. 20% времени – на реализацию форм и содержания, которые выбирает педагогический коллектив самостоятельно. И хотя удельный вес данного времени ниже, чем аналогичное время, выделенное для педагогических коллективов школ и вузов, но его достаточно, чтобы восполнить проблемы, которые появились в ходе проектирования и планирования образовательного процесса в соответствии с федеральными требованиями. Для этого нужно уметь анализировать и обобщать, комбинировать опыт детского сада, связанный с реализацией уже существующих программ, по которым образовательное учреждение уже работало, и осуществлять планирование и контроль образовательной деятельности и методической работы. Понимая это, ниже приведем перечень программ и методических пособий, которые помогут это сделать.

Комментарии

Спасибо за рекомендации.

Спасибо

СПАСИБО

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы также получить возможность отправлять комментарии

Sfera-Podpiska.ru - созвездие подписных изданий!

Партнёр издательства «Творческий Центр СФЕРА»издательский дом «Карапуз»