Семинары, вебинары и учебные курсы 2014 г.

От 4-х до 72-х академических часов, регистрируйтесь и приходите!


Мероприятия, состоявшиеся в 2012/2013 учебном году


Примерные образовательные программы ДО от "ТЦ СФЕРА" и ИД "Карапуз":

Свои отзывы о примерных образовательных программах оставляйте здесь.

Бесплатно!

Книги, нормативные материалы, рабочие тетради и презентации от издательства и пользователей сайта. Перейти к списку


В ногу со временем: вместе изучаем и внедряем ФГОС ДО

Купон на бесплатное участие в вебинаре + сертификат

ВНИМАНИЕ: НОВИНКИ!

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Практический журнал для воспитателей ДОУ. Выпуск 07/2014Воспитатель ДОУ. Практический журнал для воспитателей ДОУ. Выпуск 07/2014:

«Воспитатель ДОУ» - журнал для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических дошкольных факультетов колледжей и вузов. Цель журнала: пропагандировать опыт и творческие находки талантливых педагогов из разных регионов страны, аккумулировать лучшие практические материалы и методические рекомендации.

Хочу купить!




CD-ROM. Логопед. Электронный архив журнала. 40 номеров за 2004-2009 годCD-ROM. Логопед. Электронный архив журнала. 40 номеров за 2004-2009 год:

Диск, который находится у вас в руках, содержит полный архив журнала "Логопед" за 2004-2009 гг. и удобную программу для просмотра, поиска и перемещения по электронным текстам журнала. Бумажный эквивалент такого диска стоил бы около 2500 р. и весил 5 кг.

Хочу купить!




CD-ROM. Управление ДОУ. Электронный архив журнала. 54 номера за 2002-2009 годCD-ROM. Управление ДОУ. Электронный архив журнала. 54 номера за 2002-2009 год:

Диск содержит электронный архив журнала "Управление ДОУ": все статьи, опубликованные в журнале за 2002-2009 гг., а также программу для просмотра. Один компакт-диск заменяет 54 номера журнала стоимостью 3500 рублей. Рекомендуется каждому специалисту дошкольного образования.

Хочу купить!

ВНИМАНИЕ! КОНКУРС!

Журнал «Логопед» отмечает свой юбилей - 10 лет! В честь этой знаменательной даты издательство «Творческий Центр Сфера» и журнал «Логопед» объявляют конкурс. Работы принимаются с 15 февраля 2014 г. до 15 октября 2014 г.

Условия конкурса

ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Вход на сайт

Вы здесь

Особенности разработки образовательной программы детского сада в соответствии с федеральными государственными требованиями

Редакция сайта (contentmanager)
Категория: 

Нижеследующий текст — вступительная часть к подготовленным в издательстве «ТЦ СФЕРА» Рекомендациям к составлению образовательной программы ДОУ. Загрузить документ полностью.

Сегодня все большую силу набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, которые включают требования к условиям, структуре основной образовательной программы, соотношению объемов обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, и результатам образования.

Между тем, как пишет доктор юридических наук, заместитель председателя Комиссии по проблемам безопасности, защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве И.В. Понкин, требовать от воспитанников детских садов результатов освоения образовательной программы неправомочно. Это противоречит Конституции РФ. Поэтому сами федеральные требования включают в себя только требования к условиям реализации и структуре данной программы, формально – к контролю результатов ее использования в детском саду, что выражается в декларации требований к мониторингу развития воспитанников.

Однако элементарное соотнесение задач и результатов, обозначенных в федеральных требованиях, показывает, что в них отсутствуют формулировки результатов и критериев их оценки для следующих образовательных областей:

  • «Здоровье» (в рамках такого направления реализации программы, как «Физическое развитие» и интеграции его в «Познавательно-речевое развитие»);
  • «Безопасность» (в рамках интеграции его в «Физическое развитие» и «Познавательно-речевое развитие»);
  • «Познание» (в рамках интеграции его в «Физическое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»);
  • «Художественное творчество» (в рамках интеграции его в «Социально-личностное развитие» и «Познавательно-речевое развитие»);
  • «Труд» (в рамках интеграции его в «Познавательно-речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»).

 

Таких образовательных областей – одна треть.
На этой стадии рассуждений становится понятен сам смысл разработки образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Он иной, чем разработка общеобразовательной программы, программы воспитания и обучения детей в детском саду.

Последние направлены на определение направлений и содержания образовательной деятельности и развивающего взаимодействия с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, реализуются педагогами детского сада. Разрабатываются авторскими коллективами под руководством кандидатов и докторов педагогических и психологических наук совместно с педагогами-практиками, участвующими в их апробации.

Первые ориентированы на регламентацию условий и форм данной образовательной деятельности, на создание общих моделей образовательного процесса, реализующих обозначенное в первых программах содержание, с учетом особенностей конкретного дошкольного образовательного учреждения. Эти программы разрабатываются старшим воспитателем и заведующей детским садом, обсуждаются и принимаются решением Педагогического совета ДОУ, рецензируются и согласовываются с органами управления образованием. Важны для аккредитации образовательного учреждения.

Написать такую программу – огромный труд. Самое важное при этом – соотнести прежнюю образовательную программу с новыми требованиями к ее структуре и содержанию.

Рассмотрим, как это можно сделать:

Прежняя структура образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Федеральные требования к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ №655, зарегистрированы в Минюсте РФ 8 февраля 2010 года, вступили в силу 16 марта 2010 года) Новая структура в соответствии с методическими рекомендациями Департамента общего образования(21 октября 2010 года, №03-248)
Раздел I - цели и задачи воспитания Пояснительная записка к программе (п.2.14 Требований) с описанием цели, задач и приоритетных направлений, "в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях" (п.2.5.). 1 часть программы: Пояснительная записка
Раздел II - выбор программ и их комплексирование, выстраивание целостного воспитательно-образовательного процесса. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с федеральными требованиями. Она должна включать описание "содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация, "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка"" (п.2.14. Требований). Кроме того, для детских садов комбинированного и компенсирующего вида сюда включено "содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья)". Часть 3: Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Часть 4: Содержание коррекционно-развивающей работы
Раздел III - проектирование и планирование текущей педагогической деятельности, отбор форм организации воспитательно-образовательного процесса. Сюда относится "организация режима пребывания детей в образовательном учреждении" (п.2.14 Требований). При этом "общий объем обязательной части Программы, … включает время, отведенное на:
  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (п.2.11).
Часть 2: режим дня (включая модели образовательного процесса)
Раздел IV - определение способов систематической фиксации динамики детского развития (мониторинг). Сюда относятся "планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования" и "система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы" (п.2.14).
"Описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей" (п.3.4).
Часть 5: Планируемые результаты освоения программы
Часть 6: Система мониторинга
Раздел V - условия реализации образовательной программы ДОУ Условия реализации образовательной программы для детского сада общеразвивающего вида описаны в определении "части программы, формируемой участниками образовательного процесса". В частности, это касается "проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур", "физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей" в соответствии со спецификой дошкольного образовательного учреждения и "спецификой национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс" (п.2.7). Пояснительная записка

 

Это – каркас обязательной части современной образовательной программы.

По результатам соотнесения его с прежней структурой можно сделать вывод о том, что обязательная часть программы «перекрывает» второй, третий и четвертый разделы прежней образовательной программы детского сада. В первый и пятый есть возможность внести изменения, связанные с формированием «части программы, формируемой участниками образовательного процесса». Это 40%.

Однако в федеральных требованиях, утвержденных Приказом №655, этот объем снижен еще больше: до 20% общего объема Программы. И, хотя данный приказ утвержден Министром образования, он предполагает нарушение права педагогического коллектива детского сада на разработку авторских, модификацию и адаптацию существующих программ(Если на основе апробации существующих программ и методик воспитания и обучения детей и внедрения собственных нововведений в рамках реализации данных программ автором изменено до 40% материала, то это относится к их совершенствованию и модификации. Если изменено до 75% содержания, то говорят о собственных экспериментальных (инновационных) проектах, если более 75% - то о создании авторской программы.) – в том числе, примерной общеобразовательной программы. Это право утверждено в Законе «Об образовании», по отношению к которому приказ Министра образования является подзаконным актом, нарушающим принцип иерархии нормативно-правовых актов. С другой стороны, нельзя вменить педагогическим коллективам в обязанность разработку таких программ: это другая категория правоотношений. Право не может быть обязательным к исполнению – коллектив детского сада может им не воспользоваться.

При этом не следует сужать свои возможности и думать, что так обозначено в федеральных требованиях. Там сказано: «Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы» (п.2.9.). Это означает, что 80% времени, отводимого на осуществление разных форм образовательной деятельности, должно быть связано с реализацией содержания образовательных областей и решением связанных с ними задач, в том числе, интеграции. 20% времени – на реализацию форм и содержания, которые выбирает педагогический коллектив самостоятельно. И хотя удельный вес данного времени ниже, чем аналогичное время, выделенное для педагогических коллективов школ и вузов, но его достаточно, чтобы восполнить проблемы, которые появились в ходе проектирования и планирования образовательного процесса в соответствии с федеральными требованиями. Для этого нужно уметь анализировать и обобщать, комбинировать опыт детского сада, связанный с реализацией уже существующих программ, по которым образовательное учреждение уже работало, и осуществлять планирование и контроль образовательной деятельности и методической работы. Понимая это, ниже приведем перечень программ и методических пособий, которые помогут это сделать.

Загрузить полностью Рекомендации к составлению образовательной программы ДОУ.

Комментарии

Спасибо за рекомендации.

Спасибо

СПАСИБО

не могли бы Вы сбросить данный материал, ссылка для скачивания не активна

Здравствуйте!

Срок хранения файла на Яндекс.Диске закончился, поэтому ссылка и не активна. В ближайшее время попробуем восстановить файл, и тогда вы сможете скачать его по этим же ссылкам.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы также получить возможность отправлять комментарии

Корзина

Книги 0
Файлы 0

Присоединяйтесь к нам в Одноклассниках!

Наша группа вконтакте!

Наша группа на

Партнёр издательства «Творческий Центр СФЕРА»издательский дом «Карапуз»