• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Использование системно-деятельностного подхода в работе по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с ОНР

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
26.01.2020 в 19.00
Сведения об авторе: Алешина Екатерина Михайловна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» № 44 им. Г.К. Жукова города Тулы, учитель-логопед. Домашний адрес: 300036, город Тула, улица Одоевское шоссе 100 -  76. Контактный телефон: +79056212051.
Список ключевых слов: синдром дефицита внимания и гиперактивность, мотивация к совместной деятельности, автоматизация и дифференциация звуков, звуковая культура речи.
Краткая аннотация статьи: стимулом к написанию статьи послужила необходимость создания методической разработки в области логопедической практики с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, сопровождающимся синдромом дефицита внимания и геперактивностью, неравномерностью развития познавательных процессов и сниженным уровнем психического развития. Использование системно-деятельностного подхода в практике работы с такими воспитанниками способствует повышению их мотивации к изучаемому материалу и эффективному усвоению необходимых речевых навыков на логопедических занятиям по коррекции и развитию звукопроизносительной стороны речи дошкольников с ОВЗ. Учитывая то, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и игровая мотивация помогает ребенку легче овладеть таким сложным видом интеллектуальной деятельности, как развитие способностей к общению, необходимо использовать все возможные варианты игровой деятельности для формирования данного навыка, что позволяет сделать трудные для детей занятия по овладению звуковой культурой речи, увлекательными, интересными и эффективными.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь,  тесно связан с формированием слухоречевого взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Овладение навыками звуковой структуры слов – процесс, требующий от ребенка большого умственного напряжения, ведь в его основе лежит постановка недостающих звуков речи.
Наконец звук поставлен. Но радоваться еще рано. Впереди очень серьезная и кропотливая работа по автоматизации звука. Данная работа осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях   по постановке и автоматизации недостающих звуков речи, в практике деятельности учителя – логопеда и занимает большую часть времени. Среди многообразия методических пособий по данной проблеме я выбрала серию материалов Ю.Б. Норкиной – Жихаревой, где представлен речевой материал на автоматизацию и дифференциацию всех групп звуков. Автор пособия предлагает широкий спектр речевых игр и упражнений для закрепления отрабатываемого звука.
Не секрет, что автоматизация звука – процесс, трудоемкий, требующий от ребенка усидчивости и произвольности. В настоящее время все больше детей имеют синдром дефицита внимания и гиперактивность. С такими детьми в ходе работы по автоматизации звуков приходится особенно сложно. Поэтому, для того, чтобы работа была интересной и эффективной для всех участников коррекционно-образовательного процесса, я предлагаю удобный, недорогой предметный материал, мотивирующий ребенка к совместной деятельности, развивающий мелкую моторику, координацию речи с движением, ориентацию на плоскости, образное мышление, воображение. Его использование позволяет детям отслеживать продолжительность выполнения задания, тем самым контролировать собственную произвольность и работоспособность, а также предотвращает утомляемость и истощаемость.
Во время отработки звука в словах при простом отраженном повторении, я использую цветную мозаику. Проговаривая слова, ребенок собирает из деталей, например, цветок, солнце или бабочку. Это развивает не только его произносительные навыки, но и способствует развитию конструктивного праксиса, образного мышления, мелкой моторики.
В словесной игре «Большой - маленький», направленной на развитие навыка словообразования и словоизменения, я использую крупные (большой) и мелкие (маленький) магниты, прикрепляемые на небольшую магнитную доску.
При отработке слов сложной слоговой структуры, мне помогают разрезные картинки или геометрические фигуры и формы. Если проговариваемое слово трехсложное, то картинка или геометрическая фигура складывается из трех частей, если слово четырехсложное, то соответственно – из четырех. Таким образом незаметно, в игровой форме ребенок усваивает необходимые навыки слогового анализа.  
  При отработке звука в предложениях, детям чаще всего приходится отраженно произносить предложения за логопедом.  Чтобы процесс автоматизации проходил интереснее и эффективнее, я предлагаю использовать фигуры из магнитного конструктора. Лучше всего подойдут фигуры одинаковой формы, например, прямоугольники, а первое слово в предложении обозначать, например, треугольником.
В речевой игре «Изменяй предложения по образцу» ребенок должен усвоить навык согласования местоимения и глагола. (Я ем кашу. Ты ешь кашу. Он ест кашу и т.д.). В качестве наглядного материала я использую небольших кукол, человечков или фотографии детей группы. Тогда процесс говорения одушевляется, становится более эмоционально окрашенным.
Завершающая стадия работы по коррекции звукопроизношения -  автоматизации звука в рассказах. Неплохой иллюстрированный материал предлагает Н.В. Нищева в пособии «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков». Наряду с данным пособием я использую серию «Магнитные сказки», которая дает возможность ребенку попробовать себя сразу в нескольких ролях: в роли персонажа, рассказчика и даже режиссера – постановщика.
  Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а формируется в процессе жизнедеятельности и предается из поколения в поколение. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и игровая мотивация  помогает ребенку легче овладеть таким сложным видом интеллектуальной деятельности, как развитие способностей к общению, необходимо использовать все возможные варианты игровой деятельности для формирования данного навыка. Это позволяет сделать трудные для детей занятия по овладению звуковой культурой речи, увлекательными, интересными и эффективными.
Анкета автора журнала Логопед: Алешина Екатерина Михайловна, 29.06.1977 г. муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования» № 44 им. Г.К. Жукова города Тулы, учитель-логопед. Домашний адрес: 300036, город Тула, улица Одоевское шоссе 100 -  76. Контактный телефон: +79056212051; e-mail: katyasashina@mail.ru
Паспорт серия 7003 № 006914, выдан Привокзальным РОВД гор. Тулы 23.04.2003. ИНН 710402035640. Страховое свидетельство № 034-100-130-67

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть