• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Развитие речи тесно связано с развитием высших психических функций. В данном материале приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них. Развиваем речь и мыслительные процессы Развиваем речь и мыслительные процессы с использованием игр и упражнений на совершенствование грамматического строя речи

Преодолеть границы непосредственного чувственного познания человеку позволил переход к мышлению. Именно мышление представляет собой более высокий и качественно новый уровень познания - рационального. С помощью мышления человек переходит от непосредственного отражения предметов или явлений действительности к ее опосредствованному отражению. В качестве средств используются знаки, прежде всего речь.
Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.
Речь включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Ниже представлены игры и упражнения направленные на развитие этой тесной взаимосвязи.
Например, фрукты (показываем фрукты на картинках):
Назови каждый предмет. Как можно назвать одним словом все эти предметы? Почему?
Где растут фрукты? (В саду.) Кто их выращивает? Как?
Что делают из фруктов? Как? Какими приборами, приспособлениями?
Назови фрукты овальной формы. Назови фрукты круглой формы.
Назови жёлтые фрукты. Назови оранжевые фрукты. И т.д.
Какие фрукты сладкие? Какие кислые?
Посмотри на картинку и помоги найти овощи и фрукты. Где должны расти овощи? Расскажи, какие фрукты и овощи нужно взять, чтобы сварить борщ и компот. Как ты будешь варить? Что тебе для этого нужно?
Таким же образом работаем с другими группами предметов и явлений.

Четвертый лишний (классификация):
Покажите ребенку ряд предметов, среди которых один, который по какому-либо признаку к ним не подходит. Спросите ребенка, какой рисунок в каждом ряду не подходит к остальным. Почему?
Объяснения могут быть разными:
• стол, стул, кровать — мебель, а груша не мебель — фрукт;
• медвежонок, мяч, кукла — игрушки, а лиса — настоящая (животное);
• платье, шорты, носки — одежда, а ребенок — не одежда, он ее носит;
• клубника, земляника и банан растут, а сыр не растет;
• футболка сарафан, купальник — летняя одежда, а куртку носят, когда холодно;
• воробей, голубь, ворона — зимующие птицы, а скворец – перелетная.
И т.д.

Времена года (показываем на картинках):
Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Когда это бывает? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные? Что происходит в природе? Какие месяцы соответствуют каждому времени года?
Как ты представляешь себе:
«Какого цвета лето?» (Зелёного.)
«Какого цвета осень?» (Жёлтого, оранжевого.)
«Какого цвета зима?» (Белого.)
«Какого цвета весна?» (Голубого, ярко-зеленого.) И т.д.

Ориентация во времени:
Какое время суток? Старший дошкольник должен понимать вопрос «Какое время суток?» Можно связать время суток с распорядком дня: «Мы просыпаемся утром, играем днем, смотрим телевизор вечером, а спим ночью».
Попросите ребенка составить четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день, утро. Чем они отличаются друг от друга?

Дни недели. Дети должны понимать вопрос: «Какой сегодня день недели?». Объясните, что понедельник — первый день недели, вторник — второй день недели, среда — третий день, середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый день, суббота — шестой день воскресенье — седьмой. Всего в неделе семь дней. Когда ребенок усвоит порядок дней, попросите его назвать дни недели в обратном порядке — от воскресенья до понедельника.
Слова вчера, сегодня, завтра объясните, используя названия дней недели. Например: «Сегодня понедельник, а какой день был вчера?» — «Воскресенье». — «Давай еще раз вспомним, какой сегодня день». — «Понедельник». — «А какой день будет завтра?» — «Вторник». Спросите ребенка, что он делал сегодня, вчера, что собирается делать завтра. Например «Завтра я пойду в гости» и т. д.
Объясните слова рано, поздно: «Летом солнышко встает рано и заходит поздно».
Слова всегда и никогда также объясните на примерах: «Летом листочки на деревьях всегда зеленые» «Я всегда чищу зубы перед сном», «Корова никогда не ест мяса», «Собаки никогда не летают». (Задайте вопрос: «Почему?»)
Объясните ребенку слова долго и быстро. Например: «Строить домик из кубиков долго, а разрушить его можно быстро». Придумайте свои примеры со всеми этими словами.

Ориентация в пространстве:
Рассмотри рисунки. Скажи, кто (или что) находится спереди (впереди), сзади, посередине, справа и слева.
Попросите ребенка указать, где находятся различные существа и предметы на картинке. Например, «*** бежит впереди ***», «*** бежит за *** (сзади)» и т.д. Если ребенок затрудняется, помогите ему наводящими вопросами.
Занимаясь с ребенком, обязательно сядьте рядом так, чтобы ваша правая рука была с той же стороны, что и правая рука ребенка. Затем спросите, кто на рисунке стоит справа от него, а кто слева.

Практика: дайте поручение встать впереди другого ребенка или предмета; позади него; встать справа, слева от другого ребенка или предмета; встать посередине комнаты.
Попросите ребенка подойти ближе к окну, встать дальше от него и т.д. Спросите, что находится выше и ниже головы ребенка. И т.д.
Обратите внимание на то, как ребенок понимает инструкции, насколько точно их выполняет и как быстро переключается на выполнение других поручений.

Понимание предлогов в, на, на—над, за — из-за, под - из-под, со, между.
Дети часто затрудняются в употреблении предлогов. (Предлог между употребляется в значении посередине) Обратите внимание ребенка на согласование слов после употребления этих предлогов. В младшем возрасте дети иногда даже не употребляют предлоги в и на.
Потренируйтесь на аналогичных примерах. После предлога со обязательно должно стоять слово со стечением согласных (со стола, со Светой, со Славой, со сковороды).

Образование множественного числа существительных (понятия частей речи не давать!)
Назовите один предмет и попросите ребенка назвать много таких же предметов. Свое задание вы можете начать так: «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много. Например: «У Тани карандаш, у Пети карандаш. Что есть у Тани и у Пети?» — «Карандаши», — должен ответить ребенок. Образование множественного числа существительных вызывает у некоторых детей затруднения, т.к. изменяется не только окончание (тарелка — тарелки), и само слово (ухо — уши). Если ребенок затрудняется, поупражняйтесь на собственных примерах.

Множественное число глаголов. Что делает? Что делают?
Рассмотри картинки и скажи, кто что делает (например, «девочка бежит», «девочки бегут»). Внимательно следите за окончаниями слов и словосочетаний, которые образует ребенок.

Образование новых глаголов с помощью приставок
ПРЫГАЕТ – ПОДПРЫГНУЛА - СПРЫГНУЛА – ПЕРЕПРЫГНУЛА
Обратите внимание ребенка на то, как изменяется значение слова, если к нему прибавляется приставка. Спросите, например, что нужно сказать, если папа возвращается домой с работы (пришел), когда он уходит из дома на работу (ушел). А что сделал мальчик, на пути которого оказался камень (его обошел). Попросите ребенка самостоятельно образовать глаголы с приставками. Проговорите, что нужно сделать и как сказать, если: оторвалась пуговица — пришить; появилась дырка— зашить; пояс у платья пришит не на том месте — перешить; хотим украсить платье — вышить.

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Указывайте сначала на меньший предмет.
Попросите ребенка назвать ласково всех членов семьи, а также знакомых и друзей по именам, употребляя уменьшительно-ласкательную форму (Маша — Машенька, брат — братик, сестра — сестренка и т.д.).
Кто это? Что это?
Объясните ребенку, что вопрос «Кто это?» ставится в том случае, когда предмет, о котором идет речь может самостоятельно передвигаться. Спросите ребенка, какой вопрос нужно задать к словам самолет, автобус — ведь эти предметы передвигаются, но только в том случае, когда ими управляет человек. Или, например, дерево живое, а мы спрашиваем о нем: «Что это?»
Помогите ребенку наводящими вопросами.
Если у вас есть «Лото на четырех языках» или подобное ему, предложите ребенку выложить слева картинки с изображениями предметов, отвечающих на вопрос «Кто это?», а справа — картинки с изображениями предметов, отвечающих на вопрос «Что это?». Получится два столбика рисунков (первую картинку в каждом столбике вы можете положить сами). Повторите эту игру. В зависимости от того, как ребенок понял материал, он сможет без в помощи выкладывать рисунки и сам находить свои ошибки.
Если он хорошо усвоил материал, предлагайте ему названия предметов, а он сам скажет, как можно спросить о них «Кто?» или «Что?». В эту игру можно играть двум детям под руководством взрослых. Дети проверяют друг друга.
Действие и предмет.
БЕЖИТ – ЛЕЖИТ – ИДЁТ - СТОИТ
Этот материал не сложно понять, если хорошо усвоен предыдущий. Спрашивайте ребенка (после того, как рассмотрите пару действий): «Кто еще может бежать?», «Что еще может бежать?» (Речка, время.) «Идет что?» (Снег, дождь.) «Летит кто?» (Бабочка, муха.) «Летит что?» (Вертолет, ракета) «Висит что?» (Спортсмен на турнике.) т.д.
«А к кому можно применить слова читает, угощает, вышивает? Пусть ребенок сам придет к выводу, что эти действия может делать только человек (в данном случае можно поставить только вопрос «Кто?»).

Определение рода существительных
Спросите ребенка: «Как еще можно сказать про мальчика (он, она или оно)?» В зависимости от ответа, предложите заменить слово мальчик на слово «он». Дети часто затрудняются в замене существительных местоимениями, указывающими на род предмета. Помогите ребенку словами мой, моя, мое, мои. «Чей мальчик?» — «Мой»; «Он – мой», «она – моя», «оно — мое», «они — мои»).
Поупражняйтесь в замене существительных местоимениями. Если ребенок будет легко заменять любое названное существительное нужным местоимением, значит, он усвоил материал. (Не нужно давать понятие местоимения!).
Поиграйте с ребенком: ориентируясь хорошо знакомые ему предметы, попросите придумать слово, про которое можно сказать: он (мой) — мяч, она (моя) — ложка, оно (мое) — яблоко, они (мои) — туфли.
Покажи и назови части предмета
ЧАЙНИК: КРЫШКА, РУЧКА, НОСИК, ДОНЫШКО
ЗЕМЛЯНИКА: КОРЕНЬ, СТЕБЕЛЬ, ЛИСТ, ЛЕПЕСТОК, ЯГОДА
Любые части всегда следует показывать на целом предмете.
АВТОМОБИЛЬ (ГРУЗОВОЙ): КАБИНА, КУЗОВ, КОЛЁСА, ФАРЫ
Ребенок должен знать слово автомобиль. Спросите его: «Какие бывают автомобили (Грузовые и легковые.) «Чем они отличаются друг от друга?» «Кого и что они возят?».

Какой? Какая? Какое? Какие? Рассмотрите с ребенком рисунки. Выясните, все ли предметы ему знакомы. Затем поиграйте в такую игру:
«Я буду называть, что тут нарисовано, а ты говори мне, какого цвета этот предмет». Например, взрослый говорит:
«Шар». Ребенок отвечает: «Синий». Взрослый говорит: «Ваза». Ребенок отвечает: «Синяя» — и т. д.
Обратите внимание на то, как ребенок согласует название предмета с названием цвета. Если он ошибается, нужно обязательно его поправить. Поиграв с предметами синего цвета, говорим: «А теперь у все красное», и игра продолжается по предложенному образцу.
Можно попросить ребенка найти, например, красные предметы в комнате, в одежде окружающих. Называть цвета нужно в сочетании с названием предмета: красный фартук, красная кофта и т. д. Прилагательное всегда стоит перед существительным.

Для чего нам нужны эти предметы?
Попросите ребенка объяснить, для чёго нужны различные предметы. Пусть он обоснует их необходимость. Например, взрослый спрашивает: «Для чего нам холодильник?». Ребенок отвечает: «Чтобы хранить продукты». Взрослый: «А почему в холодильнике они лучше сохраняются?» — и т.д.

Из чего сделан предмет?
Предложите ребенку рассмотреть предметы и ответить одним словом, из чего они сделаны. Например, кастрюля из металла — металлическая, шарик из резины — резиновый, сумка из кожи - кожаная, ручка из пластмассы - пластмассовая, шапка из меха — меховая и т.д.

Внимательно следите за тем, как ребенок образует новые слова с помощью суффиксов: Это часто вызывает у детей затруднения.Спросите ребенка: «Какое варенье варят из яблок?» (Яблочное.). «Какой сок делают из винограда?» (Виноградный.) Если дети затрудняются, надо подсказать правильные ответы и почаще их повторять.

Подготовка к восприятию падежей
Кого? Что? КОГО УВИДЕЛА СОБАЧКА? ЧТО НЕСЁТ МАЛЬЧИК? Попросите ребенка отвечать на вопросы полными предложениями. Следите за правильным согласованием.
Собачка увидела белку на дереве. Мальчик несет грибы. дети рисуют. Мальчик рисует дом. девочка рисует ежика.
Спросите ребенка, что он любит. Кого он любит? Нужно придумать два отдельных предложения.
Поиграем! На кого я смотрю? На что я смотрю? Сначала угадывает ребенок, потом взрослый.
О ком? О чём? На ком? На чём?
НА КОМ КРАСИВОЕ ПЛАТЬЕ? (НА ДЕВОЧКЕ) О КОМ ГОВОРИТ МАМА? (О СОБАЧКЕ) О ЧЁМ ГОВОРИТ МАЛЬЧИК? (ГДЕ МОЯ ТЕТРАДЬ?) (НА ПОЛУ) (ГДЕ МОЙ ШАРФ?) (НА ПОЛУ) НА ЧЁМ КАТАЕТСЯ МАЛЬЧИК? (НА САМОКАТЕ)
Просите ребенка отвечать на вопросы полными предложениями. Например: «Мама говорит о собачке», «На девочке красивое платье», «Мальчик катается на самокате». Следите за правильным построением предложения.
Кому? Чему?
КОМУ МАЛЬЧИК НАЛИВАЕТ МОЛОКО? (КОШКЕ)
КОМУ ТРУДНО НЕСТИ ЧЕМОДАН? (МАЛЬЧИКУ)
К ЧЕМУ ДЕВОЧКА ПРИШИВАЕТ ПУГОВИЦУ? (К КОФТЕ)
Проверьте, правильно ли ребенок отвечает на вопросы («Мальчик наливает молоко кошке». «Мальчику трудно нести чемодан». «Девочка пришивает пуговицу к кофте». «Девочке нельзя есть конфеты». «Кошка мешает вязать бабушке». «Собачка бежит к мальчику»).
Кем? Чем? С кем? С чем?
КЕМ ХОЧЕТ БЫТЬ ДЕВОЧКА? (БАЛЕРИНОЙ)
С КЕМ ГУЛЯЕТ ДЕВОЧКА? (С СОБАЧКОЙ)
ЧЕМ ПАПА РУБИТ ДРОВА? (ТОПОРОМ)
Следите за тем, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями, например: «Чем копают грядки?» (Грядки копают лопатой.) Ответы на следующие вопросы ребенок дает по предложенной модели самостоятельно:
«Чем вытираются после купания?» «Чем забивают гвозди?» «С чем ходят на рыбалку?», «С кем ты любишь играть?» Предлагайте свои вопросы.
Кого? Чего?
У КОГО КОТЁНОК? (У КОШКИ) ЧЕГО МНОГО В КОРЗИНЕ? (КАПУСТЫ)
Обратите внимание на ответы, которые даст ваш ребенок. Следите за тем, чтобы он отвечал полными предложениями. Например: «В лесу много деревьев». «В доме много окон». «На дереве много гнезд». Попросите сказать, чего нет (или мало), например: «У меня нет книги». «В городе мало птиц». В случае затруднения помогайте вопросами. Родительный падеж множественного числа — один из самых трудных по словообразованию - здесь даны не только простые формы, но и самые сложные, в образовании которых чаще всего дети ошибаются. Нужно неоднократно повторять и просто заучить: окна — окон, кресла — кресел, ножи — ножей, деревья — деревьев, карандаши - карандашей.

Можно предложить ребенку пересчитать до пяти каждый из предметов: пень, яйцо, сын, дочь, куст, ведро, день, полотенце, блюдце, кольцо, палец, платье. Сначала считайте вместе. Затем попросите назвать предметы с числами 2 и 5, например; «Одно блюдце». Ребенок продолжает: «Два блюдца, пять блюдец» и т.д. Таким образом, заучивая правильные формообразования, вы одновременно повторяете согласование существительного с числительным. Такие сложные упражнения делайте в несколько приемов.

Согласование существительных с числительным. Сколько?
Обратите внимание ребенка на то, что количество предметов одинаковое, а говорим о них по-разному (один огурец, одна морковка, одно яблоко).
Рассмотрите петуха, изображенного на рисунке. «Про что у петуха можно сказать одна?» (Одна голова, одна бородка.). «А про что можно сказать два?» (Два крыла, два глаза). «Про что можно сказать один?» (Один хвост, один клюв.) «А чего у петуха много?» (Перьев)
Отвечая на вопрос «Сколько?», нужно пересчитать предметы и попросить обязательно их назвать. Обратите внимание на то, что слова, их обозначающие, будут изменяться, когда встанут рядом с числами 2 и 5. Чтобы еще раз в этом убедиться, нужно пересчитать предметы, изображенные на различных рисунках, в квартире и на улице.
Этот материал труден для усвоения, поэтому измененные слова нужно неоднократно повторять и даже заучивать.

Глаголы со значением передвижения. Кто как передвигается?
Поговорите с ребенком о том, как умеют передвигаться животные, птицы, насекомые. Например, белый медведь умеет хорошо плавать, ходит, бегает. Страус совсем не умеет летать, зато очень быстро бегает. Пингвин тоже не умеет летать, но прекрасно плавает. Обезьяна прыгает по деревьям. Божья коровка ползает и летает, как многие другие насекомые.

Возвратные глаголы. ДЕВОЧКА УМЫВАЕТСЯ
Названия действий с окончание —ся указывают на то, что мальчик (девочка) делает все самостоятельно - для себя.
Совершенный и несовершенный вид глагола. Попросите ребенка показать, на какой картинке девочка моет куклу, а на какой уже вымыла.
То же самое сделайте с разными парами картинок. Ребенок должен понимать, что делается сейчас, а что уже сделано.

Слова-действия, близкие по значению. Различайте действия.
НЕСЁТ – ВЕЗЁТ – ВЕДЁТ – МОЕТ – ВЫТИРАЕТ – ШЬЁТ – ВЯЖЕТ - ВЫШИВАЕТ
Рассматривая с ребенком картинки, всегда спрашивайте, что делают герои. Дифференцирует ли он эти действия? Если ребенку все понятно, можно спросить, например: «Из чего можно шить?», «Из чего можно вязать?» «Что можно чистить?» (Рыбу, картошку, ковер, ботинки, платье, кастрюлю, снег). Попросите придумать предложения со словом чистит, например: «Мама чистит картошку ножом», «Папа чистит ковер пылесосом» и т. д.

Сравнение свойств и качеств предметов.
Большой - меньше - самый маленький
Маленький - больше - самый большой
Рассмотрите с ребенком разные рисунки и спросите, чем различаются изображенные на них прёдметы.
Прочитайте ребенку сказку «Три медведя». Выделите голосом сравнения приведенные в сказке: большой медведь — Михайло Иванович, поменьше — Анастасия Петровна, самый маленький — Мишутка.
Сравните предметы, начиная от меньшего к большему (например, играя с матрешками, указывайте сначала на маленькую матрешку, затем на матрешку побольше и, наконец, на самую больную). Придумайте собственные примеры.

Антонимы. Скажи наоборот.
Предложите ребенку сыграть в игру под названием «Скажи наоборот»: «Я тебе скажу: хорошо, а наоборот: плохо». Предлагайте следующие слова: чистый — грязный, больной— здоровый, жарко — холодно, смеется — плачет, холодный — горячий, мокрый — сухой, светлый — темный. Набор пар можно и нужно со временем увеличить.

Чей? Чья? Чьё?
Показывая ребенку вещи членов семьи, можно спросить: «Чья это расческа?» «Чье это полотенце?» «Чьи это брюки?», «Чей шарф?». Ребенок должен ответить полными предложениями, правильно согласуя слова: «Это Танина расческа». «Это Петино полотенце» и т. д. Прилагательное обязательно должно стоять перед существительным.
Эта тема очень трудна для усвоения, т. к. суффиксы, образующие притяжательные прилагательные, очень разнообразны. Попросите детей образовать притяжательные прилагательные из следующих сочетаний: грива льва - львиная; лай собак — собачий; рога оленя — оленьи; гнездо орла — орлиное, панцирь черепахи — черепаший, пасть щуки — щучья.
Обратите внимание правильно ли ребенок образует новые слова. Поправьте его, если нужно.

Профессии. Поговорите с ребенком о каждой профессии. Расскажите, что врачи, например, бывают разные: те, которые лечат детей, называются педиатры. Зубы лечат стоматологи (зубные врачи). Операции делают хирурги. Учителя учат детей в школе, воспитатели — в детском саду и т. д. Расскажите и о других профессиях. Знают ли дети, кому что нужно для работы? Художнику — краски, кисти; футболисту — мяч и т. д. Прочитайте ребенку книгу стихов В. Степанова «Профессии».

Домашние птицы и их детеныши. Голоса птиц. Кто как голос подаёт?
Спросите ребенка, почему этих птиц называют домашними. Кто как подает голос? Что эти птицы дают людям (Куры — яйца и мясо; утки яйца и мясо и еще пух. Гуси - мясо и пух. Все перовые подушки набиты утиными и гусиными перьями. Теплые куртки также делают на пухе уток и гусей. Утки и гуси живут около воды и очень любят плавать). Детям 3—4 лет достаточно узнавать животных и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам. Дети постарше должны знать, что ест каждое животное, какую пользу приносит. Например: корова дает молоко и мясо, а из молока делают сыр, собака стережет дом, овца даёт мясо, мех, шерсть.

Сходство и различие предметов
Сначала сравнивать следует предметы одного класса (столы со столами, книги с книгами). Помогите ребенку найти знакомые ему одинаковые предметы вокруг себя, затем подумайте, какие предметы могут быть разными. И найдите похожие предметы, у которых совпадает только один признак, например цвет. Придумайте предложения с этими словами. Добивайтесь полного понимания и усвоения материала.
Рассмотрите с ребенком различные картинки. Спросите, какое сходство есть у ели и сосны (деревья, вечнозеленые, хвойные). А различия? (Цвет ствола, форма кроны). У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие. Поговорите о грибах (подосиновик и мухомор — грибы, у них красные шапочки). Это сходство. А в чем различие (подосиновик съедобный гриб, а мухомор ядовитый).
Автобус и троллейбус. Сходство - это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма. Различие - у автобуса мотор работает на бензине, а у троллейбуса — на электричестве. Автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному). Спросите ребенка: «Почему?» И т.д.

Родственные слова
Похожие слова. Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов.
ВОДА - ВОДЫ - ВОДИЧКА - ВОДНЫЙ - ПОДВОДНЫЙ - ВОДОЛАЗ - ВОДОВОЗ - ВОДОПАД – ВОДОПРОВОД
Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка - зимующий. Огород — …; цветок - …
Сложные слова. САМОВАР, ВОДОЛАЗ, МЯСОРУБКА, ВЕЗДЕХОД, ЭЛЕКТРОВОЗ, ЛЕДОКОЛ, САМОКАТ, ПАРОХОД, САМОЛЁТ. Разберите с ребенком каждое слово. Из каких слов оно состоит? Есть и другие сложные слова, знакомые детям: телефон, магнитофон, микроскоп, телевизор и т. д., но они образованы от иностранных слов.

Трудные слова. МОТОЦИКЛ АВТОМОБИЛЬ НАВОЛОЧКА и т.д.
Попросите ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги. Стремитесь к тому, чтобы отчетливо проговаривался каждый звук. Если ребенок справился с заданием, добавьте следующие слова аэродром, электричество, температура, сувенир, строительство, велосипедист, экскурсовод.

Правильно ли произносит звуки Ваш ребенок?
Предложите повторить за вами и другие слова, в которых содержатся трудные для него звуки. Например: С — солнце, сумка; Сь — василек, сено; З — зонт, зубы; Зь — корзина, зима; Ц — цапля, огурец; Ш - шалаш, шишка; Ж — лыжи, лужа; Ч — часы, мальчик; Щ — плащ, щека; Л — лапа, кулак; Ль — лента, лестница; Р — работа, рубашка; Рь — секрет, рисует; Й — йод; Я — ящерица; Ё — ёлка; Ю - юбка и т. д.

Память.
Графический диктант. Посмотреть поочередно на 8 карточек с разными линиями, запомнить и изобразить на бумаге. (Оценивается соответствие изображения образцу, четкость выполнения рисунка.)
«Запоминайка». Две минуты посмотреть на 5 картинок, отвернуться и перечислять изображенные предметы. (Лучший результат у того, кто назовет картинки не только правильно, но и по порядку Карточек может быть больше.)
Подбери слова. Записать как можно больше слов, относящихся к какому-либо понятию, например: искусству, осени, лету, зиме, весне, цветку, картине, художнику, акварели, книге, кукольному театру.

Стихи.
Во время заучивания стихов нужно приучить ребенка сначала разобрать и понять текст, затем только учить, таким образом, развивается словесно-логическая память.

Внимание.
Игры общеизвестны: найти сходство и различие в двух похожих картинках, найти ошибки художника между картиной и оригиналом, пройти лабиринт, найти пару одинаковых изображений среди нескольких похожих, пазлы и мозаики, и т.д. Учите ребенка видеть и мелочи и целое.
Помните, что задача родителей – подготовить мышление ребенка к обучению. То, что ребенок хорошо читает и считает, еще не гарантия того, что он будет хорошо учиться. А хорошее логическое мышление обеспечивает быстрое и качественное усвоение программного материала.

Учебная мотивация.
Это одно из главных качеств личности ребенка, на котором строится вся система познания окружающего мира и обучения различным наукам. Развивается до 8 лет. Семья дает ребенку примеры для подражания, и если родителям и старшим братьям и сестрам интересно то, что их окружает, то и малыш будет активно интересоваться окружающим. Не оставляйте без ответа ни один вопрос Вашего ребенка, даже если Вам кажется, что он совсем Вас не слушает. Необязательно заниматься только дома. Можно это делать и на прогулке, в лесу, на пляже и т.д. Процесс мышления человека непрерывен, в разговоре с родными порой ребенок больше усваивает, чем за партой. Постарайтесь давать ребенку только точную и интересную информацию, т.к. трудно «переучить» его.
Если Вы все сделаете правильно, то не придется заставлять ребенка учиться (особенно, когда он будет учиться в средней и старшей школе), он будет это делать с радостью и большим интересом.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению