• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Карева И. Г., Барнаул, БГПУ
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Математическое развитие детей с особыми потребностями требует пристального внимания и тщательного исследования с различных сторон. Несмотря на то, что сам характер особых потребностей освещён в специальной литературе давно и подробно (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.С. Цветкова и др.), остаются недостаточно разработанными аспекты освоения отдельных сфер окружающего мира детьми с особенностями речевого развития. Карева И. Г., Барнаул, БГПУ
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Математическое развитие детей с особыми потребностями требует пристального внимания и тщательного исследования с различных сторон. Несмотря на то, что сам характер особых потребностей освещён в специальной литературе давно и подробно (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.С. Цветкова и др.), остаются недостаточно разработанными аспекты освоения отдельных сфер окружающего мира детьми с особенностями речевого развития. Эти дети не обладают необходимым количеством и качеством жизненного опыта для успешного дошкольного и школьного обучения. Бедность представлений об окружающем их мире активно влияет на формирование элементарных математических знаний.
  
    Теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия свидетельствуют о системной организации психических процессов человека, о понимании любой психической деятельности как сложной функциональной системы, включающей в свой состав различные психофизиологические факторы (слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный, избирательной регуляции психической активности). В случае становления речи в особых условиях, объединяющих нарушение формирования и развития указанных факторов, правомерно говорить об особенностях познавательной деятельности. Данные особенности обуславливают своеобразие формирования элементарных математических представлений у дошкольников и воздействуют в дальнейшем на характер усвоения математических знаний в школе.
  
    В процессе школьного обучения дети должны овладеть определёнными знаниями и умениями, основанными на их дошкольной подготовке. Наша практика показывает, что усвоение математики в подготовительном и в первом классах вызывает серьёзные трудности у детей. Характер этих трудностей может быть адекватно оценен только учителем-логопедом. Взаимосвязь между речевым и математическим развитием наиболее ярко прослеживается через цикл уроков по обучению грамоте и математике. Л.С. Цветкова отмечает: “Формирование и развитие функций счёта тесно связано с речью, которая выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой – как организатор деятельности счёта”. Эти два положения сопровождают всё математическое развитие ребёнка: представления и понятия о пространстве, о геометрических фигурах, о размерах предметов, о времени, о структуре и содержании задачи. Дети с особенностями речевого развития затрудняются чётко сформулировать определённую мысль, затрудняются и в её формировании. Отставание в развитии словесно-логического мышления, трудности, связанные с овладением операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения, обуславливают недостаточную готовность детей к полноценному усвоению математических знаний.
  
    Опираясь на эти теоретические положения, мы осуществили экспериментальное исследование уровня сформированности математических знаний у младших школьников с особенностями речевого развития. В ходе исследования были выявлены выстраивающиеся в закономерный ряд определённые проблемы, возникающие в математическом развитии детей. Этот ряд складывается из следующих компонентов: бедность и неточность математического словаря; отсутствие достаточного объёма и качества реальных жизненных наблюдений, необходимых для усвоения математических знаний; преобладание механического типа манипуляций с прямым числовым рядом; затруднения в назывании обратного порядка чисел; отсутствие чёткого представления о связи между числом и количеством; отсутствие чёткого представления о величинах и возможностях их сравнения; нарушения пространственных и временных представлений.
  
    Математика – это наука с собственным языком. Математическая речь ребёнка развивается по тем же законам, что и речь обиходная. Она характеризуется теми же особенностями, представляет такие же трудности в формировании и формулировании мысли для детей с нарушениями речи. Она также существует в устном и письменном виде. Математика – это тексты, пересказы, описания, ответы на вопросы. Это звукопроизношение, лексика, грамматика. Обучение математике детей с нарушениями речи без учёта указанных положений не может привести к успеху. В условиях детского сада, на наш взгляд, также как и в условиях начальной школы необходимо участие логопеда в процессе обучения математике. Исходя из литературных данных и собственных наблюдений, мы предполагаем необходимым наличие нескольких этапов в работе по математическому развитию детей с нарушениями речи с целью преодоления неготовности их к усвоению математических знаний в школе. Этап обследования: он включает в себя выявление уровня сформированности элементарных математических представлений и понятий и соотнесение его с уровнем речевого развития. Этап подготовки к усвоению математических знаний. Этап формирования элементарных математических представлений и понятий в процессе детской деятельности с учётом результатов 1 этапа и с использованием методики формирования связной речи. Этап закрепления полученных умений и навыков на занятиях по математике. Этап применения полученных знаний и повторного закрепления навыков в обиходно-бытовой практике. Этап введения в связную речь математической лексики и скрытых за ней представлений и понятий.
  
    Введение в практику обучения математике в ДОУ индивидуальных и подгрупповых занятий обеспечит, на наш взгляд, реализацию содержания каждого из этапов. А это, в свою очередь, приведёт к решению проблем математического развития детей с нарушениями речи.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению