• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование навыков произвольной регуляции психофизиологического состояния у школьников в системе психолого-педагогической коррекции заикания


Жесут Л.В, к.п.н., доцент каф. коррекционной педагогики КК и ПП РО, г. Красноярск


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

Проблема адаптации детей с заиканием к трудным речевым ситуациям остается одной из наиболее сложных в практике коррекционной работы. Одним из путей преодоления подобных трудностей может стать объединение различных форм коррекции заикания, например педагогической и клинической. В частности, это касается ведущей в практике устранения пароксизмов заикания логопедической деятельности.
Жесут Л.В, к.п.н., доцент каф. коррекционной педагогики КК и ПП РО, г. Красноярск


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

Проблема адаптации детей с заиканием к трудным речевым ситуациям остается одной из наиболее сложных в практике коррекционной работы. Одним из путей преодоления подобных трудностей может стать объединение различных форм коррекции заикания, например педагогической и клинической. В частности, это касается ведущей в практике устранения пароксизмов заикания логопедической деятельности. Она должна быть обогащена хорошо зарекомендовавшими себя психотерапевтическими формами и методами работы с детьми, имеющими заикание. При этом большинство психотерапевтических методик предусматривает оказание влияния на психофизиологическое состояние ребенка с заиканием со стороны самого психотерапевта, что ставит такого ребенка в некоторую зависимость от специалиста.
Судорожные проявления большинства заикающихся детей зависят от сложности психотравмирующей ситуации, в которой они оказываются в момент речевой коммуникации. Нельзя исключить все фрустраторы из жизни ребенка, необходимо формировать у заикающегося умения справляться с ними путем произвольного влияния на собственное психофизиологическое состояние во время речевого продуцирования. Формирование же у детей с заиканием навыков произвольной регуляции своего психофизиологического состояния, как правило, не предусматривается.
В связи с необходимостью решения проблемы адаптации школьников с заиканием к трудным речевым ситуациям было проведено исследование, посвященное поиску педагогических путей формирования у таких детей навыков саморегуляции психофизиологического состояния. В исследовании принимали участие 72 учащихся специальной (коррекционной) школы V вида и логопунктов общеобразовательных школ г. Красноярска в возрасте 10-13 лет. Итогом исследовательской работы стала разработка педагогической технологии формирования у школьников навыков произвольной регуляции своего психофизиологического состояния в системе психолого-педагогической коррекции заикания. Данная технология подразумевает реализацию коррекционной деятельности в три этапа.
Первый этап включает три стадии коррекционного воздействия.

Первая стадия подразумевает создание условий для овладения навыками регуляции психофизиологического состояния, то есть условий жизнедеятельности, способствующих нормализации деятельности ЦНС, соблюдению речевого и охранительно-педагогического режима, воспитанию здорового образа жизни и т. д.
Вторая стадия направлена на формирование у детей с заиканием умений управлять своим психическим состоянием, что достигается при помощи: воздействия особого рода аудиальных, визуальных, тактильных, обонятельных ощущений, обучения психической релаксации. С этой целью рекомендованы к использованию адаптированные приемы методов прогрессивной релаксации E. Jacobson, целенаправленного саморасслабления А. И. Лубенской, гетерротренинга J. Schuitz, М .С. Лебединского и Н. А. Бортник, аутогенной тренировки А. И. Лубенской, Ю. Б. Некрасовой и т.д.
Третья стадия подразумевает формирование у детей с заиканием умений саморегуляции физиологического состояния, что осуществляется проведением расслабляющего массажа, обучением мышечной релаксации и гетеротренингу с использованием приемов М. С. Лебединского, Н. А. Бортник, J. Schuitz и др.
Второй этап экспериментального обучения направлен на формирование у школьников с заиканием навыков саморегуляции психофизиологического состояния в процессе нормализации плавности речи. На данном этапе решаются такие коррекционные задачи, как развитие речи детей, нормализация плавности их речи и выработка навыков саморегуляции психофизиологического состояния.
Последний этап предполагает закрепление у детей навыков саморегуляции психофизиологического состояния в усложняющихся условиях речевой коммуникации с использованием приемов психотерапевтического метода функциональных тренировок (М. Н. Киселева, А. И. Лубенская и др.). В ходе функциональных тренировок последовательно сменяются условия логопедических занятий, уроков, домашней, малознакомой обстановки.
Апробация предложенной педагогической технологии формирования у школьников навыков саморегуляции психофизиологического состояния в системе психолого-педагогической коррекции заикания показала увеличение на 39% количества детей, готовых к исполнению саморегуляции психофизиологического состояния, и на 36% количества детей, избавившихся от заикания. Полученные сведения подтверждают эффективность использования предложенной технологии формирования у школьников с заиканием навыков произвольного управления психофизиологическим состоянием в коррекционном педагогическом процессе по устранению заикания.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению