• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование навыков произвольной регуляции психофизиологического состояния у школьников в системе психолого-педагогической коррекции заикания


Жесут Л.В, к.п.н., доцент каф. коррекционной педагогики КК и ПП РО, г. Красноярск


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

Проблема адаптации детей с заиканием к трудным речевым ситуациям остается одной из наиболее сложных в практике коррекционной работы. Одним из путей преодоления подобных трудностей может стать объединение различных форм коррекции заикания, например педагогической и клинической. В частности, это касается ведущей в практике устранения пароксизмов заикания логопедической деятельности.
Жесут Л.В, к.п.н., доцент каф. коррекционной педагогики КК и ПП РО, г. Красноярск


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

Проблема адаптации детей с заиканием к трудным речевым ситуациям остается одной из наиболее сложных в практике коррекционной работы. Одним из путей преодоления подобных трудностей может стать объединение различных форм коррекции заикания, например педагогической и клинической. В частности, это касается ведущей в практике устранения пароксизмов заикания логопедической деятельности. Она должна быть обогащена хорошо зарекомендовавшими себя психотерапевтическими формами и методами работы с детьми, имеющими заикание. При этом большинство психотерапевтических методик предусматривает оказание влияния на психофизиологическое состояние ребенка с заиканием со стороны самого психотерапевта, что ставит такого ребенка в некоторую зависимость от специалиста.
Судорожные проявления большинства заикающихся детей зависят от сложности психотравмирующей ситуации, в которой они оказываются в момент речевой коммуникации. Нельзя исключить все фрустраторы из жизни ребенка, необходимо формировать у заикающегося умения справляться с ними путем произвольного влияния на собственное психофизиологическое состояние во время речевого продуцирования. Формирование же у детей с заиканием навыков произвольной регуляции своего психофизиологического состояния, как правило, не предусматривается.
В связи с необходимостью решения проблемы адаптации школьников с заиканием к трудным речевым ситуациям было проведено исследование, посвященное поиску педагогических путей формирования у таких детей навыков саморегуляции психофизиологического состояния. В исследовании принимали участие 72 учащихся специальной (коррекционной) школы V вида и логопунктов общеобразовательных школ г. Красноярска в возрасте 10-13 лет. Итогом исследовательской работы стала разработка педагогической технологии формирования у школьников навыков произвольной регуляции своего психофизиологического состояния в системе психолого-педагогической коррекции заикания. Данная технология подразумевает реализацию коррекционной деятельности в три этапа.
Первый этап включает три стадии коррекционного воздействия.

Первая стадия подразумевает создание условий для овладения навыками регуляции психофизиологического состояния, то есть условий жизнедеятельности, способствующих нормализации деятельности ЦНС, соблюдению речевого и охранительно-педагогического режима, воспитанию здорового образа жизни и т. д.
Вторая стадия направлена на формирование у детей с заиканием умений управлять своим психическим состоянием, что достигается при помощи: воздействия особого рода аудиальных, визуальных, тактильных, обонятельных ощущений, обучения психической релаксации. С этой целью рекомендованы к использованию адаптированные приемы методов прогрессивной релаксации E. Jacobson, целенаправленного саморасслабления А. И. Лубенской, гетерротренинга J. Schuitz, М .С. Лебединского и Н. А. Бортник, аутогенной тренировки А. И. Лубенской, Ю. Б. Некрасовой и т.д.
Третья стадия подразумевает формирование у детей с заиканием умений саморегуляции физиологического состояния, что осуществляется проведением расслабляющего массажа, обучением мышечной релаксации и гетеротренингу с использованием приемов М. С. Лебединского, Н. А. Бортник, J. Schuitz и др.
Второй этап экспериментального обучения направлен на формирование у школьников с заиканием навыков саморегуляции психофизиологического состояния в процессе нормализации плавности речи. На данном этапе решаются такие коррекционные задачи, как развитие речи детей, нормализация плавности их речи и выработка навыков саморегуляции психофизиологического состояния.
Последний этап предполагает закрепление у детей навыков саморегуляции психофизиологического состояния в усложняющихся условиях речевой коммуникации с использованием приемов психотерапевтического метода функциональных тренировок (М. Н. Киселева, А. И. Лубенская и др.). В ходе функциональных тренировок последовательно сменяются условия логопедических занятий, уроков, домашней, малознакомой обстановки.
Апробация предложенной педагогической технологии формирования у школьников навыков саморегуляции психофизиологического состояния в системе психолого-педагогической коррекции заикания показала увеличение на 39% количества детей, готовых к исполнению саморегуляции психофизиологического состояния, и на 36% количества детей, избавившихся от заикания. Полученные сведения подтверждают эффективность использования предложенной технологии формирования у школьников с заиканием навыков произвольного управления психофизиологическим состоянием в коррекционном педагогическом процессе по устранению заикания.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть