• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Тропина Людмила Васильевна,
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад № 15 компенсирующего вида"
город Кандалакша


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

При определении последовательности и содержания логопедической работы с детьми по формированию интонационной выразительности необходимо учитывать данные о ее становлении в онтогенезе. Ребенок усваивает язык и развивается не сам по себе, а под  влиянием общения с взрослыми.
Тропина Людмила Васильевна,
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад № 15 компенсирующего вида"
город Кандалакша


Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии

При определении последовательности и содержания логопедической работы с детьми по формированию интонационной выразительности необходимо учитывать данные о ее становлении в онтогенезе. Ребенок усваивает язык и развивается не сам по себе, а под  влиянием общения с взрослыми. С самого рождения между ним и матерью устанавливается эмоциональный контакт, а  в речи матери эмоции по отношению к ребенку выражаются, прежде всего, в интонации, которую тот начинает усваивать раньше, чем сегментные звуковые средства языка. Если обращенная к нему речь эмоциональна, выразительна, то к  4-5 месяцам малыш будет по-разному реагировать на интонации: на приветливый тон отвечать радостью, а на сердитый  может заплакать. Первоначально в активном овладении интонацией играет имитация, а лепет и собственно речь возникают в основном в моменты эмоционального подъема. Постепенно появляется интонация утверждения и вопросительная интонация, что связано напрямую с формированием соответствующих синтаксических структур (вопрос - ответ). К двум годам жизни ребенка в речи начинают проявляться разные эмоциональные состояния, накладывающиеся на высказывания - ответы, на реплики взрослых  оформленные интонациями. Согласно современным данным онтолингвистики, к старшему дошкольному возрасту у детей с нормальным речевым развитием интонационная система в целом сформирована.
Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование  у воспитанников, поступающих в речевые группы, с которыми я работаю, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности должна сочетать мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.
Становление интонационной системы сложный процесс. На начальных этапах использую игры на развитие выразительности движений и речи. В процессе игры  дошкольники  при помощи мимики и пантомимики изображают животных или персонажей сказки. Затем применяю игры в парах, когда один из детей показывает животное или персонаж сказки, а другой отгадывает, кто находится перед ним. Моделирую ситуации общения между участниками игры, предлагая детям выразить определенные эмоции при помощи мимики и выразительных движений (радость, удивление, интерес, жалость, обида и т. д.).

Развитию понимания  эмоционально - образного содержания высказываний способствует ознакомление дошкольников с устным народным творчеством. В качестве  речевого материала использую сказки о животных и стихи, знакомые детям. Применяю следующие виды заданий:

узнать произведение по пантомимике;


продемонстрировать движением, мимикой свое понимание основного тона высказывания и эмоционального содержания фрагмента сказки;


выбрать одну или несколько иллюстраций событий сказки, соответствующую смыслу и эмоциональному содержанию прослушанного фрагмента произведения;


составить последовательность из картинок, иллюстрирующих сюжет и эмоциональное содержание событий сказки.


В дальнейшем опору на наглядное  изображение замещаю использованием специальных символов. Провожу игры для развития восприятия и понимания эмоций, а также основного тона высказывания, использую пиктограммы, символизирующие наиболее яркие по проявлениям эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев, страх, удивление. С помощью этих игр у детей происходит расширение круга понимания эмоций.
Работе по формированию интонационной выразительности предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают дошкольников к ее восприятию, способствуют ее развитию. Упражнения включают прослушивания, отстукивания, прохлопывания  отдельных звуков, слогов, слов. Также ввожу упражнения, направленные на развитие силы  и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции. Развитие чувства ритма и выразительности речи продолжается на занятиях  по логоритмике, музыке, в ходе подвижных, дидактических игр, игр-драматизаций и др.

К числу достаточно распространенных ошибок у младших школьников относится неправильный выбор знака в конце предложения, поэтому уделяю большое значение формированию общих представлений об интонационной выразительности речи. Работу начинаю с объяснения, что наш голос изменяется, что  им можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу. Затем знакомлю  детей с повествовательной интонацией: "Когда мы о чем-то сообщаем, говорим спокойно, к концу предложения голос ровно понижаем". Произнесенные предложения сопровождаю  движением руки, графическим изображением. Для закрепления знаний о повествовательной интонации дошкольникам сообщаю, что в конце таких предложений ставится точка, подтверждая это карточкой с изображением знака и стихотворением о нем. После знакомства со знаком проводится выделение  из   текста          повествовательных предложений  путем показа карточки с точкой.
При знакомстве с вопросительной интонацией детям сообщаю, что, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Воспитанникам задаю вопросы, а потом им предлагаю сделать это, и обсуждаю с ними особенности произнесения вопросительного предложения: " В конце вопросительного предложения голос повышается". Повышение голоса  подтверждаю соответствующим движением руки и обозначаю графически. Показываю карточку с изображение вопросительного знака, заучиваем стихотворение о нем. Закрепление вопросительной интонации осуществляется  в стихах  сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.
Знакомство дошкольников с восклицательной интонацией начинается  со сравнения с уже  известными им. Далее предлагаю несколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа "Ох!", "Ах!", "Ух!". Провожу беседу по их содержанию, называю слова соответствующие каждой из картинок. Уточняю, что эти слова мы произносим громко, восклицая. Потом объясняю, что восклицательно можно произнести и целое предложение. На примерах предложений дети наблюдают, что при произнесении их голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменения голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается  соответствующим движением руки и изображается графически. Для обозначения восклицания вводится  соответствующий знак, выучивается стихотворение о нем. Далее предлагается выделить из текста  восклицательные предложения, поднимая карточки с восклицательным знаком.
Дифференциация интонационных типов высказываний и их закрепление проводится в играх "Шифровальщик", когда дети после прослушивания предложенных предложений зашифровывают их соответствующими знаками. А  также на материале стихотворений и текстов, считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок разыгрываемых по ролям.
Становление интонационной системы в речи дошкольников способствует как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению