• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Психологи заметили, что  высокая музыкальность и сопутствующий ей хороший слух начинаются с повышенного внимания ребенка к звучанию в целом, к его выразительным возможностям.
Доктор искусствоведения, психолог  Дина Константиновна Кирнарская  на основе  большого количества статистических данных относительно развития музыкальных способностей говорит следующее: «В течение жизни человека происходит ... Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста как предпосылка начального музыкального воспитания Психологи заметили, что высокая музыкальность и сопутствующий ей хороший слух начинаются с повышенного внимания ребенка к звучанию в целом, к его выразительным возможностям.
Доктор искусствоведения, психолог Дина Константиновна Кирнарская на основе большого количества статистических данных относительно развития музыкальных способностей говорит следующее: «В течение жизни человека происходит раскрытие и проявление его способностей и одаренности, их реализация, но не развитие и не качественный рост: музыкальные способности большинства взрослых людей вполне сопоставимы со способностями детей. На это обратили внимание многие исследователи музыкального восприятия, отмечая его фрагментарность, точечность, тембро-фактурную ориентированность и чрезмерную обобщенность – все эти качества взрослые проявляют наряду с детьми». И далее автор подводит нас к основной мысли особенности развития музыкальных способностей у детей через мотивацию «…Ученик будет двигаться от осознания выразительности звука, от проникновения в его характер и смысл музыкальной коммуникации к секретам музыкального движения, к освоению языка тела через ритм, через организацию музыкального времени… Ключ к музыкальному развитию ребенка, к музыкальному развитию ученика лежит в росте его музыкальной мотивации, его любви к музыке и понимания ее возможностей. Этот путь наиболее естественен и филогенетически оправдан. Так двигалось человечество…. Так же развиваются и способности. Их фундамент и основа – мотивация».
Музыкально одаренный ребенок хочет общаться посредством звука, это способ общения кажется ему самым желанным и естественным. Согласно наблюдениям психологов, музыкально одаренные дети начинают раньше петь, чем говорить, повторяя филогенетический путь развития слуха и речи. Естественный путь развития хорошего слуха связан с тем, что ребенок осознает выразительные возможности звука, они понятны ему, и, желая их использовать, его слуховой потенциал остается на высоком уровне. В основе сохранения этих ресурсов лежит связанная с интонационным слухом мотивация, музыкальная потребность маленького человека, которую он уже успел почувствовать...
Заметим, что в возрастной психологии и детской педагогике часто используется понятие мотивации – двигателя, раскрывающего и выявляющего все способности, а потому именно ей надо уделять особое место в воспитании ребенка. Но сначала несколько слов об особенностях психофизиологического развития ребенка. Мы остановимся только на раннем возрасте, поскольку именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я - сам», соотношения себя и мира.
Психическое развитие детей происходит неравномерно. В нем наблюдаются различные периоды: относительно медленных, постепенных изменений и скачкообразных переходов, кризисов развития. «Стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства. Поскольку внутри них развитие идет как бы подземным путем, то при сравнении ребенка в начале и в конце стабильного возраста особенно отчетливо выступают огромные перемены в его личности».
Зато дети, переживающие критические периоды развития словно выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. Критических периодов несколько. Они перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии: старое уже не устраивает ребенка, а новое еще не сложилось.
Для чего важно понять дифференциацию возрастов? На каждой данной возрастной ступени мы всегда найдем «центральное новообразование» (Л. Выготский). Соответственно те процессы, которые непосредственно связаны с центральным новообразованием являются «центральными линиями развития». Процессы, являющиеся центральными линиями в одном возрасте становятся побочными в другом, и наоборот.
Что является центральным новообразованием раннего детства, то есть что же созидается в развитии и что, таким образом, закладывается как фундамент для последующего раскрытия?
Развитие психических функций ребенка начинается с развития восприятия. Важнейшая черта, характеризующая поведение ребенка, показывает связанность с ситуацией. Соответственно активному восприятию развивается мышление. Психологи называют его наглядно-действенным. Выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Усваивая действия с общепринятыми орудиями (ложкой, совком, бубном и треугольником) ребенок начинает применять в качестве орудий другие предметы. Возникают первые обобщения: ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты, происходит постепенный переход к наглядно-образному мышлению… Дети раннего возраста склонны устанавливать «прямое замыкание» между тем, что они слышат от взрослых и конкретными образами. Их игровые действия являются прямым воспроизведением ситуаций, показанных взрослыми, или усвоенными по подражанию. Очень удобно взрослому показать кошечку (игрушку), изобразить как мяукает мама-кошка, а как котенок, и пройдет совсем немного времени как ребенок сам берет эту кошку и начинает интонировать с ней…Учитывая вторую особенность детского мышления – действенность, взрослый помогает ребенку перевоплощаться в эту самую кошку – маму или котенка.
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Память у малышей появляется в узнавании, при этом слуховой багаж, накапливаемый за занятия даже у самых пассивных участников колоссален.
Тимофей Матвеев 2г1мес. (не разговаривает) Посещал занятия с более старшими детьми (4лет). Во время занятия гулял по классу и рисовал на доске. Дети танцевали и пели сюжетную песенку «Горло болит у осла моего», разучивая движение на 3/4. спустя два месяца, одеваю его на прогулку, он что-то мычит. «У тебя, что, горло болит?» в ответ ребенок выдает полный танец про осла со всеми похлопываниями по горлу, коленям и притопами…
Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий, поэтому малыши с удовольствием играют в одни и те же игры… Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.
Речь – средство социального общения. Сам факт приобретения речи стоит в резком противоречии со всем тем, о чем мы говорили, характеризуя раннее детство. Речь сразу начинает расшатывать сенсомоторное единство, разбивать ситуационную связанность ребенка. Меняется отношение ребенка к элементам окружающей среды, так как меняется характер их воздействия на ребенка. Спонтанно ребенку свойственен лишь лепет. Единственный способ общения без обобщения – это указательный (индикативный) жест, предшествующий речи. Любой элемент языка, которым ребенок делится с взрослым или получает от взрослого, есть обобщение, пусть очень примитивное и несовершенное, но обобщение.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. До этого момента у ребенка преобладает манипуляция с предметами, которая учитывает только внешние признаки предмета: круглое катать, твердым стучать… Предметная деятельность имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. К концу раннего возраста, к трем годам связь с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому, приспосабливая к ситуации: причесаться палочкой, карандашом. Таким образом, к трем годам у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предметной деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения.
Основной тип деятельности ребенка на стадии раннего детства – игра. Все остальное: предметная деятельность (орудийная, соотносящая), продуктивная деятельность (рисование и конструирование) интересны тогда, когда есть мотивация, игровая ситуация.
В раннем детстве перед нами квазиигра, или «игра в себе», это только зарождение сюжетно-ролевой игры. Пока в ней нет ни сюжета, ни ролей, она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.). Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном возрасте.
Проблемы раннего развития ребенка исследовали Л. Выготский, Д. Эльконин, Л. Венгер, В. Мухина и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м годам в этот сложный процесс включаются «фронтальные доли» мозга. Самый лучший способ развития связей в мозгу ребенка заключается в том, что вам необходимо давать ему именно то, в чем он нуждается: заботу, родительское внимание и ласку. Дети испытывают потребность в интересной для исследования, безопасной обстановке и в людях, которые бы реагировали на их эмоциональные и интеллектуальные потребности, в людях, которые бы им пели и читали, обнимали, разговаривали бы с ними, укачивали их, а не отделывались ничего не значащими фразами. Правильное развитие мозга предполагает не форсирование раннего обучения, а скорее создание потенциала для последующего обучения.
Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Ребенок готов все осваивать, и делает это очень легко - играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т.п. Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие - обозначив собственное Я.
Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Родители, воспитатели, педагоги должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.
М. Ибука считает, что в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность. «Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша» , - говорит он. Для воспитания (музыкального в том числе) детей необходима (музыкальная) предметно-развивающая среда, а для развития личности с ребенком должен быть рядом педагог, увлеченный своим делом, умеющий реализовать потенциал обучающей среды. Среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. Все окружение должно побуждать ребенка к игре на музыкальных инструментах (наличие музыкальных инструментов в должном количестве и ассортименте), восприятию и исполнению музыки (наличие игрушек- персонажей песен, картин с изображением, соответствующим содержанию музыкального фрагмента произведения…, мячи, ленты, куклы и др. для исполнения музыки в движении). Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо малышу, что ему интересно. Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.
Таким образом, главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка – пробудить интерес. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания. Интерес – лучший стимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство его безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок все время находит увлечения, где ему никто не нужен, поэтому ему необходима помощь взрослого, который может помочь определить цели различных увлечений. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит и отреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно не упустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться в способности, но у него должен быть шанс раскрыть их. Необходимо помнить, что удавшееся действие, приносит ребенку ощущение успеха, а это уже подарок, награда, за воплощенное усилие, реализованное напряжение. Если ребенку в раннем детстве что-то удается, это вызывает у него настолько сильное чувство удовлетворения, такой восторг, что этот успех можно рассматривать как своего рода естественное, врожденное даже, поощрение.
Как нам, кажется, основной проблемой, отталкивающей педагогов от занятий с детьми раннего возраста, является именно возрастная специфика.
Малыши двух-трех лет настолько связаны с ситуацией, настолько ей подчиняются, что рациональные правила взрослых все время терпят крах.
Малыша привели в зал на занятия, где он еще никогда не был: один не будет сидеть на месте, поскольку тут надо измерить все пространство, можно долго бежать – и он побежал… Другой, замкнутый и ориентированный только на мамочку, зажмется в уголке, даже в клубок свернется на стуле от страха перед таким большим и новым… Третий, крепко вцепившись в мамину руку, смело тащит ее на покорение территории… Эти наблюдения связаны не только с музыкальным залом или помещением для занятий, также происходит, когда дети впервые приходят на новую игровую уличную площадку, приезжают в гости к кому-либо…
Дальнейшие взаимоотношения среды и малыша развиваются уже по законам психологии более адекватно, даже самому трусливому, испуганному малышу очень интересно все посмотреть, поэтому через некоторое время его взгляд устремляется туда, где шумно и весело, где что-то происходит, где есть движение… Наверное, самое главное, дождаться этого момента, а не спешить: «Иди погляди, что там, иди скорей..» всему свое время…
Только поддерживая интерес у малыша к тому, что происходит в данной среде, можно начать и заниматься…
Мы позовем всех к себе, подойдут самые смелые и решительные, пусть даже и маму притащат, это не важно, важно, что ребенок хочет еще что-то новое узнать. Если педагог нашел это новое и оно интересней, чем окружение ребенка, то успех гарантирован.
А все, что окружает, интересует ребенка только с действенной ситуации: надо все потрогать, потрясти, попробовать, покусать (вариантов очень много). Собственно задача педагога и заключается в том, чтобы окружить ребенка именно нужными предметами в нужное время, помочь ему по-новому построить отношения.
Те малыши, которые, которые сидят на стульях, боясь слезть, представляют собой очень интересную картинку: с одной стороны им очень страшно от всего нового и незнакомого, с другой стороны это все новое манит к себе. Поэтому, если не форсировать события, а предоставить детей самим себе, через некоторое время они становятся не только активными слушателями, но и знающими исполнителями.
Аня Ермакова (2,5) сидела ровно 2 месяца. За это время она выучила все движения в играх и плясках, поэтому, когда прибежала в круг, разницы никто и не заметил. Таково активное восприятие детей.
Рита Тналиева (1,10) занималась своими делами: бегала, осваивала территорию до двух лет. В настоящее время ей исполнилось 3года (13.02.2004), она чувствует себя «старенькой», активно начинает делать все упражнения, порой впереди объяснения педагога. В марше «Вперед-назад», где направление движения меняется вместе со сменой динамики, она двигается быстрей на полтакта, видимо показывая, что очень хорошо знает, что будет дальше.
Варя Кузьмина (1,9) занимается своими делами, но есть несколько игр и упражнений, она все бросает и прибегает в круг к детям. Когда она приходит в зал и видит ее любимые погремушки для танцев, она их хватает и требует: «Ля-ля», если начинаем танцевать с ее любимого упражнения, то она может еще одно- два новых прозаниматься, если начинаем с другого – убегает и ждет погремушек. В хороводе не любит ходить, поскольку надо держаться за руки Она села на корточки и наклонила голову «спряталась», сидела так, пока не пришел Зайчик: следующий ее любимый персонаж.
Вика Непокрытова (2,7.) на приглашения всегда говорит: «Не, Вика не». Но как только ее оставляют без внимания, ей становится скучно и она приходит сама (время ожидания не более 5 минут)
Ариана Ахадова (3,2) Сидит и ждет, пока ее возьмут за руку. Сама не встает ни в круг, ни в свободное движение. Ей надо просто приглашение.
Никита Шаляпин (2,4) самостоятельной концентрации внимания даже на что-то интересное хватает на 3 минуты, дальше должна быть контрастная смена упражнения, иначе начинает бегать. Бегать может долго-долго, при этом всегда радостно смеется, чем убеждает остальных тоже начать беготню - догонялки.
Диана Доненко (3,1) всегда должна быть в центре внимания. Пришла в зал, бегает и следит за реакцией взрослого, лезет на шкаф за игрушками, следит за педагогом, что ей скажут да или нет. Знает, что можно, что нельзя, но каждый раз провоцирует взрослого: вдруг что-то изменилось? Если нельзя обгонять, то обгоняет; если садимся на корточки, то она на попу; если мы поем, потом хлопаем, то она наоборот меняет движения или выполняет их одновременно… на открытом занятии для родителей. Все время поворачивалась к маме «мама, ты слышишь? Мама я пою»
Связанность с ситуацией у детей раннего возраста является большим подспорьем для педагога. Можно сколько угодно рассказывать, проигрывать сказки, истории, главное, чтобы это было действенно и наглядно. Дети с удовольствием много раз слушают одни и те же истории о больной куколе, о том, как мама купила новую куклу, о том, как и куда маршировали деревянные солдатики. Не случайно считается, что именно ранний возраст – самый плодотворный в плане накопления информации: малышей интересует все, какая была кукла, на чем и где летала Баба-Яга, сколько было солдатиков и у кого… С удовольствием мы слушали и Карнавал животных, особенно если рассматривать картины, с персонажами и находить сходство…
Память у детей непроизвольная в этом возрасте, они запоминают то, что слышат не один раз, в то же время многократное повторение нисколько не надоедает в этом возрасте. Все это способствует хорошему запоминанию большого количества информации.
Вот и удобно для педагога, наличие связанности с ситуацией. Меняя ситуацию в течение урока, каждые 2-4 минут, за занятие в 30-40 минут мы успеваем сделать по 20-25 упражнений, поиграть, послушать, попеть, побегать и порезвиться.
То, что для малыша представляет собой игру или разминку, то для педагога – кладезь знаний, ведь каждое упражнение подбирается соответственно определенной теме.
Часто можно повторять и пройденное. Еще заметим, такой факт, что повтор пройденного очень полезен, поскольку именно уже выученные упражнения детям легче делать, а значит они получают чисто эстетическое удовольствие, удовлетворение от того, что они делают красиво, правильно, что у них все получается…
На каждом занятии формируется блок упражнений, состоящий из повтора старого и нового, все должно быть дозировано и уравновешено.
Дети любят, когда рядом кто-то поет, но многие дети еще не могут даже говорить, связывая 2-3 слова, где уж петь, скажете вы. Значит петь, будет педагог, а малыши подпевать. Они с удовольствие изображают животных? Значит, петь мы будем их голосами, заодно и регистры изучим. Маму -кошку и котенка он отличает, и хорошо изображает, а некоторые даже в тон попадают, чем не интонационные упражнения? А если сказку озвучить? «Курочка Ряба» (В учебнике Стоклицкой) замечательно воспринимается и детьми 2-3 лет. Они даже показывают и подпевают, как дед с бабой яичко били-били, не разбили… Даже самые молчуны в некоторых песнях начинают так подпевать, что громче всех получается.
Варя Кузьмина «пела» молча новогоднюю песню «блестят на елке бусы, хлопушки и звезда, мы любим нашу елку. Да, да, да». Но сказанным «да, да, да» вслух, она затмила остальных 5 человек, при этом она не кричала, она точно спела на своей нотке.
Заметим, что здесь, во всех песнях, правильно подбирать тесситуру, с учетом возможностей голосовых связок детей. Как правило, в данном возрасте это диапазон «фа-ля» первой октавы. Более нижние ноты являются для детей разговорными, а значит, может проявиться навык выкрикивания слов на данных звуках, выше – трудно, поскольку дети плохо владеют связками. Но тем, не менее, когда мы озвучиваем, просто озвучиваем персонажа, а не интонируем какое-либо слово, то более высокие звуки очень удобны. Мы мяукаем – где-то «до – 2 октавы», при изображении персонажей, стараемся тоже их интонировать в каком-то диапазоне. Кукушка, кошка – на терцию, унисон цыпленка «пи-пи-пи», тоже где-то вверху.
Приглашение настоящего персонажа (не в виде картинки) на занятие всегда вызывает большой восторг. Это может быть игрушка, кукла би-ба-бо, марионетка – неважно, это всегда уже диалог ребенка с ней. И повторение уже пройденного материала с новым персонажем воспринимается как новое увлекательное занятие.
Вообще первые занятия по времени должны быть ограничены, но желательно, часты. Некоторые дети очень восприимчивы к музыке, особенно спокойной Только начинаем петь колыбельную – два такта вступления, и в зале уже рев… Вот такая грустная песенка оказалась.
Тимофей Матвеев (2г4мес) приехал к бабушке. Включили ему (в первый раз в жизни) «Спокойной ночи малыши», он смотрел. А как только началась всем известная прощальная песня «Спят усталые игрушки» начал плакать, «всех жалко», потом смотрел только до песни. Песня вызывала у него такую реакцию до 3,9 лет.
Соня Бутенко (3г2мес.) напротив, на каждую песню в спокойном характере alla колыбельная подпевает «спят усталые игрушки»…
В данной статье нам хотелось рассказать: каковы особенности психофизиологического развития детей раннего возраста; насколько может быть интересным и плодотворным путь воспитания и обучения детей, как важно дать им правильные ориентиры, импульсы к дальнейшему развитию и погружению в прекрасную страну музыки; как нужно приучать ребенка к доброй, созидательной и позитивной музыке, как музыка может помочь в становлении характера, в освоении речи, в развитии навыков движения, как можно научиться в два года общаться со сверстниками и взрослыми, не умея говорить...
Желаем, чтобы никого больше не пугал ранний возраст, ведь именно он вполне удобен для начала и общего, и музыкального развития.

Список рекомендуемой литературы
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка – дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 144с
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т4. Детская психология. М.: Просвещение 1984 – 433с
Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Г.М.Ляминой Изд.2-е, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1976 – 239с
Гленн Доман Гармоничное развитие ребенка (электронная версия)
Масару Ибука. После трех уже поздно (Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. (электронная версия).
Занятия музыкой для детей от 1-го года до 3 - 4 лет. Сост. Семынина Е. (электронные СМИ)
Кирнарская Д. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты-XXI век, 2004. 496стр.
Костина.Э. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка// Дошкольное воспитание.11,2006 с37-43
Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет /составители Ветлугина Н., Дзержинская И., Фок Н., М.: Музыка, 1978
Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. Перевод с французского Е. И. Дюшен, Н.Л.Суслович, З. Б. Ческис (электронная версия)
Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье – М.: Знание, 1982. – 96с
Мухина В.С. Психология дошкольника. М., Просвещение -1975
Пиаже Ж. Развитие мышления // Избр. психол. труды. М., 1969
Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. Учебное пособие для студентов высш. учебн. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – Москва, 1960
Эстетическое воспитание в детском саду/ Пособие для воспитателей детского сада под ред. Н. А. Ветлугиной. Изд 2-е перераб. М., Просвещение 1985

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению