• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Поварова И.А., к.пед.н., доцент Московский социально-гуманитарный институт

 Характеризуя сложившуюся систему комплексной реабилитации лиц с патологией речи, авторы выделяют педагогический аспект, в качестве одного из направлений их реабилитации в целом наряду с такими направлениями, как медицинская и психологическая реабилитация. Педагогическая коррекционная работа предполагает осуществление специфических мероприятий в содержательно-целевом и в методическом плане обучения; выступа ... Поварова И.А., к.пед.н., доцент Московский социально-гуманитарный институт

 Характеризуя сложившуюся систему комплексной реабилитации лиц с патологией речи, авторы выделяют педагогический аспект, в качестве одного из направлений их реабилитации в целом наряду с такими направлениями, как медицинская и психологическая реабилитация. Педагогическая коррекционная работа предполагает осуществление специфических мероприятий в содержательно-целевом и в методическом плане обучения; выступает как деятельность, направленная на удовлетворение специфических потребностей лиц с патологией речи и на преодоление их социальной недостаточности, проявляющееся в дезорганизации системы межличностных отношений в различных сферах жизненного функционирования. Тем самым определяются содержательные направления реабилитации, единство которых предполагает деятельность с использованием разных реабилитационных технологий и средств, обеспечивающих положительную динамику психосоциального статуса лиц с речевой патологией в различных сферах жизненного функционирования (учебной, познавательной, игровой, досуговой и др.). Человек выступает как субъект социальной деятельности во всех ее видах, основную форму которой представляет собой труд, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная деятельность и общение. Структура личности адекватно этому включает в себя четыре соответствующих потенциала: преобразовательный (творческий), гносеологический, аксиологический и коммуникативный (Ананьев Б.Г., 1980). Указанные обстоятельства придают особую актуальность исследованиям, направленным на целостное изучение жизни человека, интегрированных оценок его бытия в различных проявлениях, структурированных в понятие качество жизни. Ключевое значение здесь приобретает понятие «образ жизни», который имеет свою экономическую сторону, охватываемую понятием «уровень жизни», и социально-психологическую, связанную с особенностями поведения и общения личности, определяемых понятием «стиль жизни». Исследователи подчеркивают необходимость выделения разных видов субъективного благополучия в связи с изучением субъективного качества жизни, которое включает как психологическое, так и другие виды благополучия - социальное, социально-психологическое, экономическое, а также обусловленное здоровьем. Включение личности в разные аспекты социальных отношений образует спектр ее субъективных отношений к действительности как многомерную, многоуровневую и динамическую систему. Эти отношения выступают как интегральные свойства личности, поскольку составляют систему ее предпочтений, мнений, интересов, переживаний, представлений, что проявляется в действиях, понимании и оценке явлений, имеющих социально-психологическое содержание Современная трактовка методологии поиска оптимальных стратегий реабилитации лиц с речевой патологией должна предполагать акценты в парадигме исследования сознания (и самосознания) человека и его различных видов, опосредующих воздействия внешнего окружающего мира на развитие и формирование личности, рассмотрение того, как внутреннее (сознание и личность) обеспечивают «включения» человека в социальные отношения. Л.С. Выготский (1982) сформулировал закон развития высших психических функций, сущность которого состоит в том, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид «переносит их внутрь». При этом главной составляющей его психологического измерения становятся переживания, чувственно-эмоциональная и когнитивные сферы, обусловленные как объективными обстоятельствами жизнедеятельности, так и личностными свойствами. Субъективное благополучие рассматривается исследователями как интегральный психологический показатель жизни человека, и в этом значении обычно подчеркивается близость явлений субъективного или психологического благополучия, качества жизни, общей удовлетворенностью жизнью, социального самочувствия (Гордеев В.И., Александрович Ю.С., 2001). Отметим, что социальные аспекты жизни выступают в качестве базового основания субъективного благополучия человека. Люди субъективно по-разному «взвешивают» внешние переменные и реагируют на одни и те же переменные и обстоятельства в зависимости от их ценностей, ожиданий и желаний.. Эта категория становится базовой для определения целевых установок педагогической реабилитации лиц с патологией речи, поскольку описываемые ею феномены – поведение и общение - рассматриваются не только в социально-психологической, но и в педагогической плоскости. В самосознании личности различают когнитивный или познавательный аспект (знание о себе) и эмоционально-ценностный аспект (отношение к себе): вместе они составляют «Я - концепцию». Указанные составляющие обращают исследователей к изучению содержательной стороны внутренней картины дефекта (ВКД) у лиц с патологией речи (Некрасова Ю.Б., 1984; Калягин В.А., 1996). По своей структуре и способу возникновения ВКД представляет собой функциональную систему (по П.К.Анохину, 1978), построенную из тех же «блоков», что и все другие функциональные системы (афферентный синтез, акцептр результата действия, механизм принятия решения, обратная афферентация). Следовательно, субъективная информационная модель болезни, представляет собой динамическое системное образование, создаваемое личностью человека в особой жизненной ситуации, которая связана с наличием заболевания, что может вызвать дезорганизацию текущей целенаправленной деятельности человека, нарушая ее результативность и адаптивный характер. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В.Н., 1960; Шкловский В.М., 1994; Миссуловин Л.Я., 2003). Мерой устойчивости и сопротивляемости разрушительному действию неблагоприятных факторов можно считать гипотетический личностный адаптационный барьер (Александровский Ю.А., 1976). Отмечено, что заикающихся в момент актуального речевого общения возникает комплекс отрицательных психических состояний, что способствует формированию у них неадаптивных форм поведения: снижение коэффицента социальной адаптации не только по сравнению с группой здоровых лиц, но и больных разными формами неврозов, которые проявляются по пассивно-оборонительному, агрессивному, самоуничижительному типу, чтобы скрыть дефект речи и избежать фрустрации. Поэтому актуальным становится как диагностика, так и «выравнивание» этих характеристик в процессе коррекционного воздействия (Карпова Н.Л., 2003; Миссуловин Л.Я., 2003; Некрасова Ю.Б., 2005; Рау Е.Ю., 1992; Шкловский В.М., 1994 и др.). Заикающимся свойственна особая дезорганизация личности, проявляющаяся в недостаточной способности к самоактуализации, самовыражению, характеризующаяся торможением творческой продуктивности и активности личности в целом. Стержневым звеном такой дезорганизации выступают особенности мотивационной сферы заикающихся, где на первый план выступает сверхценное отношение к дефекту речи, «закрученность» основных мотивов на него. Таким образом, рассмотренные выше взгляды исследователей свидетельствуют о перспективности концепции внутренней картины дефекта для изучения патологии речи, а также возможности определить определенные «точки роста» этой концепции. В частности, в связи с изучением субъективного благополучия с позиций исследования «стиля жизни» и «качества жизни». Прежде всего, они убеждают в центральной роли личности как фактора, формирующего ВКБ. Только углубленное изучение личности больного и всей системы его интерперсональных отношений, направленностей и ценностных ориентаций позволяет понять психологические механизмы, формирующие его субъективную модель болезни. Проведенные исследования убеждают в необходимости применения системно-структурного подхода, как в процессе получения информации, так и в процессе ее анализа, а также интеграции сведений о больном с патологией речи. Кроме того, должна быть учтена специфика заболевания, в частности, для адекватного выбора исследовательских методик и индивидуализации тактики коррекционного воздействия. Поэтому в качестве приоритетной задачи выступает разработка четких критериев для определения оптимальных форм коррекционного воздействия адекватно для каждого индивида, то есть обучение на диагностической основе с применением системно-структурного подхода. Раскрытие сущностных характеристик педагогической реабилитации лиц с патологией речи позволяет определить базовые принципы, обеспечивающие оптимизацию их качества жизни и стиля жизни. Логика состоит в том, что педагогическая коррекция должна подчиняться принципам педагогической деятельности, опосредованной целевыми установками социальной реабилитации лиц с патологией речи в целом, и специфическими особенностями субъектов затрудненного общения. Это предполагает связь педагогического процесса с жизнью, социальной практикой и жизнедеятельностью; осуществление педагогического процесса в коллективе и через коллектив; учет индивидуальных особенностей объекта в педагогическом процессе; системный подход к организации педагогического процесса. Многообразные данные об особенностях личности, эмоционального реагирования и основных психологических проблемах должны использоваться для более сбалансированного составления программы комплексной реабилитации заикающихся. При такой организации диагностического и коррекционного блоков индивидуальной программы комплексной психолого-педагогической реабилитации лиц с патологией речи достигается оптимальное как по содержанию, так и по форме сопряжение коммуникативной и практической деятельности. Это способствует развитию способностей и личностных потенциалов, личностной динамике, прежде всего в области самооценки личностных реакций и установок пациента, что отражается на поведенческом уровне и в сфере перцепции межличностных отношений с окружающими. Динамичность психологических параметров требует регулярной диагностики их состояния. Психологический ресурс межличностного взаимодействия может выступать показателем субъективного качества жизни лиц с патологией речи и являться предметом постоянного мониторинга. Указанные базовые педагогические принципы, по нашему мнению, должны лежать в основе педагогической работы по совершенствованию стиля и качества жизни лиц с патологией речи, что в целом будет способствовать оптимизации социальных отношений заикающихся.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению