• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Подхалюзина Лилия Ивановна, соискатель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО, заведующая Отделом научно-методического обеспечения социально-педагогической деятельности образовательных учреждений республики Хакасия ХРИПК и ПРО, г. Абакан Одной из центральных проблем современного массового дошкольного образования является преобладание нарушений фонетической стороны речи у детей, приводящей в дальнейшем к росту школьной неуспеваемости по чтению и пис ...
Подхалюзина Лилия Ивановна,
  
соискатель кафедры коррекционной
  
педагогики и специальной
  
психологии АПК и ППРО,
  
заведующая Отделом
  
научно-методического обеспечения
  
социально-педагогической
  
деятельности образовательных
  
учреждений республики Хакасия
  
ХРИПК и ПРО, г. Абакан
  



Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии



Одной из центральных проблем современного массового дошкольного образования является преобладание нарушений фонетической стороны речи у детей, приводящей в дальнейшем к росту школьной неуспеваемости по чтению и письму (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова, Г. В.Чиркина, О. Е. Грибова, Т. Б. Филичева, Л.Г.Парамонова, Н.В. Новоторцева, А.Н. Корнев и др.). Эти отклонения в становлении звуковой стороны речи характеризуются комбинаторностью нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны) и сенсорного компонента.     

Поэтому, начиная со среднего дошкольного возраста, когда ещё не завершено становление звуковой стороны речи и возраст ребёнка позволяет диагностировать элементы дизонтогенеза, целесообразно начинать предупреждение дальнейших нарушений и осуществлять коррекцию только что сформировавшихся отклонений.

Организация эффективной работы по профилактике нарушений звуковой стороны речи у дошкольников невозможна без проведения грамотной всесторонней диагностики и адекватной коррекционно-развивающей работы. Однако успех коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от продуктивного взаимодействия специалистов детского сада и семьи.

В рамках нашего исследования проведено изучение 200 родителей по уровню мотивационной готовности к оказанию помощи ребёнку в развитии фонетической стороны речи.

Большинства родителей (166 (83%)) адекватно оценивали речевое развитие ребёнка, понимали необходимость помощи в её становлении, но вследствие низкой теоретической и практической осведомлённости, испытывали трудности в организации речевой среды. Осознавая проблемы в развитии речи своего ребёнка, они не спешили обращаться к логопеду за консультацией и перекладывали всю ответственность за развитие речи на воспитателя ДОУ.

Небольшая часть родителей (10 (5%)), которая состояла из педагогов ДОУ, понимали проблемы своего ребёнка и пытались помочь, обращаясь за консультацией к логопеду, принимали активное участие в занятиях с ребёнком по развитию (или коррекции) речи.

Остальные 24 (12%) человека, были уверенны в том, что процесс становления речи пройдёт без особого вмешательства со стороны взрослых (родителей, логопедов, воспитателей) даже при имеющихся нарушениях в становлении звуковой стороны речи.

Но независимо от желания помочь своим детям в речевом развитии, у 190 родителей (за исключением родителей, работающих в данном детском саду) была выявлена низкая педагогическая готовность к работе по развитию фонетической стороны речи детей.

Поэтому одной из задач педагогического коллектива дошкольного учреждения являлось информирование родителей о проблемах в развитии компонентов звуковой стороны речи у их ребёнка и подготовка (в теоретическом и практическом плане) к проведению специально подобранных заданий с целью закрепления полученных в детском саду умений и навыков.

Работа с семьёй строилась дифференцированно и поэтапно, с использованием разных форм работы (фронтальных, групповых и индивидуальных), с привлечением специалистов детского сада.

Нами выделены пять этапов работы с родителями, имеющими детей с предрасположенностью к нарушениям звуковой стороны речи или её дизонтогенезом:

1 этап. Теоретический.

2 этап. Информирования родителей.

3 этап. Овладение практическими умениями и навыками.

4 этап. Применение практических умений и навыков

На этапе теоретической подготовки для всех родителей детского сада проводились тематические собрания, занятия на которых они имели возможность получить основы специальных логопедических знаний, необходимые для адекватного понимания проблем ребёнка, осознания своей роли в развитии звуковой стороны речи в процессе сотрудничества со специалистами детского сада. Родительские собрания, занятия и консультации проводились в вечернее время для родителей всего детского сада один раз в неделю в течение сентября. На родительских собраниях освещались вопросы, касающиеся причин речевых нарушений, закономерностей становления звуковой стороны речи, дизонтогенеза фонетической стороны речи, нарушения чтения и письма, обусловленные недоразвитием звуковой стороны речи и др. В зависимости от темы сообщения в подготовке и проведении собраний участвовали педагоги ДОУ, прошедшие краткосрочное повышение квалификации в Хакасском республиканском ИПК и ПРО на проблемных курсах «Организация комплексного подхода к профилактике нарушений звуковой стороны речи у дошкольников массового детского сада» и на семинарах-практикумах, проводившихся в ДОУ в течение года.

После получения необходимой теоретической подготовки, на этапе информирования, воспитатели знакомили родителей с результатами проведённого обследования компонентов звуковой стороны речи, образовательными маршрутами ребёнка и формой их реализации в условиях детского сада. На этом этапе использовались индивидуальные и групповые консультации с родителями, которые строились в виде беседы «… на доступном уровне, с учётом родительского чувства любви, в конструктивном направлении» [5, С.81].

В соответствии с основными направлениями образовательного маршрута ребёнка, выстраивался образовательный маршрут членов его семьи. Поэтому на этапе овладения практическими умениями и навыками родители имели возможность овладеть специальными методическими приёмами, необходимыми для проведения занятий с ребёнком в домашних условиях. К комплектованию групп для консультирования родителей воспитатели подходили дифференцированно. Например, для обучения приёмам работы по развитию артикуляционной и мимической моторики приглашались родители, имеющие детей с нарушением произношения или нечёткой дикцией. Внутри этой группы формировались микрогруппы с учётом характера или формы нарушения произношения у ребёнка. На занятиях родители на практическом уровне овладевали методикой выполнения артикуляционных, мимических упражнений, развитию речевого дыхания.

Для группы родителей, имеющих детей с фонетико-фонематическими нарушениями дополнительно организовывались групповые и индивидуальные консультации, на которых их знакомили с играми по развитию слухового внимания, дифференциации нарушенных звуков на слух и в произношении и др.

Консультации для родителей по развитию и коррекции произношения у детей проходили еженедельно, а консультации по развитию слухового внимания и интонационной стороны речи проводились один раз в месяц.

На консультации по развитию компонентов интонационной стороны речи приглашались родители детей, у которых в процессе обследования были выявлены недостатки в её развитии.

Необходимость проведение консультаций по развитию фонематического восприятия для всех родителей. имеющих детей дошкольного возраста, продиктована результатами обследования, выявившего нарушения в различении опозиционных звуков, трудности в овладении элементарными формами звукового анализа и синтеза не только у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, но и у детей с фонетическими нарушениями и с нормой становления звукопроизношения.

Содержание занятий и консультаций для родителей носило опережающий характер и, к моменту занятий со своим ребёнком в домашних условиях, родители не только овладевали определёнными умениями и навыками, но становились «…равноправными партнёрами специалистов…», «…проявляли творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребёнка» [2, С.3].

Параллельно с предыдущим этапом реализовывался этап применения практических умений и навыков. Члены семьи выполняли задания воспитателя, которые давались дифференцированно. Для детей с дислалией, развитие речедвигательного анализатора проводилось в детском саду два раза в день, а детям с лёгкой степенью дизартрии воспитатели рекомендовали дополнительное выполнение определённых комплексов артикуляционной и мимической гимнастики в вечернее время и в выходные дни под руководством родителей.

Игры по развитию фонематического восприятия воспитатели рекомендовали выполнять всем родителям, но содержание заданий варьировалось в зависимости от степени фонематического недоразвития и уровня сформированности действий по выделению последовательности звуков в слогах и словах.

При заучивании стихотворений родители развивали и совершенствовали компоненты интонации: выполняли задания на развитие речевого слуха, силы и высоты голоса, речевого дыхания, мелодики, темпа, тембра.

Как только в процессе коррекционно-развивающего обучения по предупреждению нарушений звуковой стороны речи стали появляться первые результаты и родители убедились, что совместно с педагогами они могут помочь ребёнку предупредить проблемы в речевом развитии, они с большим желанием стали выполнять рекомендации воспитателя, читать общую педагогическую и логопедическую литературу, посещать открытые занятия, делиться опытом работы с ребёнком на семинарах, родительских собраниях и конференциях.

Таким образом, организация работы с родителями по предупреждению нарушений звуковой стороны речи предполагает создание поэтапного, целенаправленного и дифференцированного обучения родителей и привлечения их к оказанию квалифицированной помощи детям в домашних условиях.



Литература.



  Грибова О.Е. Роль многоуровневой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в создании модели «Коррекционного пространства региона»// Академический вестник, №2, 2002.

  Мастюкава Е. М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / под ред. В.И.Селивёрстова – М., 2004.

  Парамонова Л.Г. О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Пятые Царскосельские чтения, ЛГОУ им. А.С.Пушкина. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием, 24-25 апреля, 2001 г. Материалы конференции / Под общ. ред. проф. Н.В.Скворцова. – СПб., 2001. – с.149-151.

  Руденко О.Л. К вопросу о коррекционно-педагогической компетентности воспитателя ДОУ общеразвивающего вида. Реализация программы модернизации непрерывного педагогического образования при подготовке специалистов дефектологического профиля для дошкольных учреждений России (опыт, проблемы, перспективы развития). Материалы Всероссийского совещания. М., 3-5 марта 2004 г. – М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2005.

  Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М., 2005.

  Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению