• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Причины несформированности предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием


В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти ребенку к этой деятельности без особых затруднений. Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии



В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким – либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти ребенку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности Е.Н.Кравцова.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы: - психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.); - коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены: - умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; - умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; - умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали: - высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную; - средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда четкое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки; - низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Экспериментальное исследование сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста общеобразовательных и специализированных ДОУ (для детей с нарушениями речи) показало, что выявляется несколько групп детей, имеющих особенности формирования предпосылок учебной деятельности:

1 группа (41,5%)– дети, имеющие в анамнезе органические или функциональные нарушения нервной системы, ПШОП (патология шейного отдела позвоночника), ППЦНС (перинатальное поражение ЦНС), длительные соматические заболевания. В речевом статусе - нарушения фонетической, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (ФНР, ФФНР, ОНР 2 - 4 уровень); 2 группа (21,3%) – дети, имеющие в анамнезе органическое или функциональное нарушение нервной системы, ПШОП (патология шейного отдела позвоночника), ППЦНС (перинатальное поражение ЦНС), длительные соматические заболевания. В речевом статусе - отклонений не выявляется; 3 группа (18,1%) – дети, имеющие отклонения только в речевом статусе – фонетическое недоразвитие речи (ФНР), обусловленное не правильным строением периферического речевого аппарата (неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка и т.д.); 4 группа (19,1%) – дети, не имеющие отклонений по выделенным показателям.

В ходе сравнительного анализа данных выяснилось, что у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития, таких познавательных психических процессов как: внимание (52,5% - 10%), значимыми являются характеристики устойчивости, концентрации и распределения; восприятия (22,5% - 2,5%), значимо умение вычленять детали целого предмета и узнавать по части целый предмет; произвольности психических процессов (37,5% - 7,5%). Снижение уровня развития познавательных процессов детей первой группы объясняется проявлением самого речевого нарушения (взаимосвязь развития познавательных процессов и речи), а также, как и у детей второй группы, слабостью нейродинамических процессов коры головного мозга, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения, обусловленных функциональной или органической природой. В анамнезе этих детей часто выявляются причины связанные с патологией перинатального развития, при неврологическом обследовании этих детей выявляется неврологическая симптоматика и сопутствующие синдромы.

В заключении, хотелось бы отметить практическую значимость выявления причин нарушений сформированности предпосылок учебной деятельности детей с речевыми отклонениями, для разработки комплексной коррекционно - развивающей программы направленной на преодоление не только речевых нарушений и развитие достаточного уровня познавательных процессов, но и учитывающей другие значимые моменты для формирования предпосылок учебной деятельности.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению