• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Инновационное содержание обучения детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
05.04.2020 в 06.26
Татьяна Викторовна Лисовская
  
г. Минск
  
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
  
Министерства образования Республики Беларусь



Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии



В настоящее время наше общество решает задачу включения всех детей в  ... Татьяна Викторовна Лисовская
  
г. Минск
  
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
  
Министерства образования Республики Беларусь



Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии



В настоящее время наше общество решает задачу включения всех детей в организованную образовательную среду. Это связано, прежде всего, с гуманизацией общества, изменением психолого-педагогических парадигм, а также последними достижениями медико-биологических наук, которые способствуют все более тонкой клинической дифференциации различных форм интеллектуальной недостаточности у детей. Включение всех детей в систему образования требует и обеспечения педагогического процесса данной категории учащихся соответствующей методической поддержкой, практико-ориентированной информации, подобранной на основе потребностного подхода.



Значительный вклад в практику обучения и воспитания детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью внесли российские авторы А.В. Бабушкина, И.М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, М.И. Кузьмицкая, Е.Т. Логинова, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.



В Белоруссии данной проблемой занимаются Т.В. Варенова, В.П. Гриханов, Т.В. Демьяненок, Т.П. Кунцевич, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская, В.Л. Тучковская, В.А. Шинкаренко, Е.А. Якубовская и др.



До недавнего времени большинство детей с резко ограниченными возможностями рассматривались как «необучаемые». Тяжело умственно отсталого ребенка рассматривали как нуждающегося в помощи и ухаживающей системе услуг. Понятие «необучаемые дети» в отечественной педагогике сохранялось долгое время, но оно отсутствовало как в теории, так и в педагогической практике большинства цивилизованных стран, где на первый план выходят не интеллектуальные и эмоционально-волевые свойства учащегося, а уровень качества и сложности программных требований, ставится задача осуществления образования, имеющего смысл, образования для ребенка, а не ребенка для образования. Если учащийся не может освоить одну программу, то выбирается или специально разрабатывается другая, посильная для него. Современное состояние учения об умственной отсталости и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Включение всех детей в систему образования требует и программно-методического обеспечения педагогического процесса данной категории учащихся. В теоретическом плане – это проблема научного обоснования содержания обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В практическом плане – это разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса. Обучение этих детей следует строить иначе, чем обучение детей с легкой и умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. Работа с ними ведется по особому учебному плану, своим программам и методикам.



Результатом научно-методической деятельности сотрудников лаборатории специального школьного образования и отдела методического обеспечения специального образования Национального института образования было научно обосновано и разработано инновационное содержание обучения детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Наши концептуальные идеи обучения этих детей основываются на принципах системного, комплексного, потребностного, прагматического, интегративного, деятельностного и средового подходов, а также антропоцентризма: внутренней свободы выбора средств, высокой личной заинтересованности в положительном эффекте, мотивации и оптимизма. Рассмотрим реализацию каждого подхода в образовательном процессе детей с тяжелыми и множественными нарушениями.



Данное инновационное содержание нашло отражение в следующих образовательных областях: основы жизнедеятельности, коммуникация, практическая математика, сенсомоторное обучение, предметно-практическая деятельность, адаптивная физкультура, изобразительная деятельность, музыкально-ритимческие занятия. Рассмотрим некоторые из них.



Образовательная область «Основы жизнедеятельности» предполагает включение детей в повседневную жизнедеятельность, в результате которой они учатся соблюдать санитарно-гигиенические правила, быть опрятными, удовлетворять свои витальные потребности (в пище, тепле, безопасности). Они сигнализируют о неблагополучии (холоде, голоде, боли, опасности), обращаются за помощью. Дети осуществляют жизненно важные функции и постигают окружающий мир. Насколько они изолированы от него, настолько меньше у них приспособительских навыков. Ориентация в окружающем мире достигается только в процессе деятельности и в процессе жизни среди людей. Учащиеся ориентируются среди предметов природного и рукотворного мира, они включаются в социальное взаимодействие. Ориентация помогает понимать окружающий мир, освоиться в нем, чувствовать свою принадлежность к нему, не отгораживаясь и дистанцируясь от него, обучаясь жизненной ориентации. Дети нуждаются в таком ориентировании, которое важно для жизни и социального включения. Положительные жизненные установки формируются через упражнения. Признается ценность каждого ученика, культивируется уважение к нему и признается как само собой разумеющееся, что его жизнь возможна только в общности людей, и не может быть исключен из микросоциума.



Коммуникация обеспечивает социальную общность тех, кто принимает в ней участие. Поддерживающая коммуникация является основой жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт. Поддерживающая коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и жестикуляционных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже если ребенок сам не может говорить. Благодаря различным невербальным средствам, понимание речи облегчается. Эти средства создают ситуативный контекст, способствуют передаче значения слов, речевых выражений. Речевая коммуникация, насколько это нужно, подкрепляется жестами, мимикой, телодвижениями, тактильными контактами, прикосновениями, уменьшением пространственной дистанции.



Поддерживающая коммуникация, выполняющая роль развития речи, дополняется обучением «чтению» и «письму». Термины «чтение», «письмо» употребляются в более широком значении, чем традиционные чтение и письмо. Чтение включает умение распознавать (понимать) ситуации, узнавать предметы, их изображения, умение читать символы, пиктограммы и отдельные слова (глобальное чтение), привязанные к определенной ситуации.



Письмо является также специфическим. Ситуативное «письмо» выражает сообщение с помощью предметов (ложка может служить сообщением «хочу есть», стакан – «хочу пить»). Ученик «пишет» картинками (подбирает картинки, что он хотел бы съесть, что хочет купить в магазине, что хочет надеть. Наконец, ученик может «писать» символами, печатными буквами, целыми словами, подбирая их для сообщения.Чтение и письмо служат целям общения.



Образовательная область «Практическая математика» является прикладным предметом по отношению к другим видам учебной деятельности. Этот учебный предмет включает формирование дочисловых представлений, счет и измерение. Обучение детей практической математике – это обучение использованию полученных знаний, умений в бытовых, практических ситуациях в домашних условиях, вне дома, на учебных занятиях. Дети выполняют предметно-практическую деятельность по измерению длины, ширины, высоты, объема, площади, веса. На основе измерительных действий формируются количественные представления. Дети овладевают счетом и сравнением групп в процессе совместных действий со взрослым, действий по подражанию, по образцу и словесной характеристике. Формируются понятия о целом и части как составляющей целое (спичка и коробка спичек, конфета и коробка конфет, число и составляющие части). Овладение счетом используется при подсчете денег, определении времени. Практическая деятельность позволяет сформировать понятия: было, стало, осталось, всего, вместе, прибавить, отнять и подвести учащихся к выполнению вычислительных операций. Математические знания включаются в различные виды деятельности, они предметно ориентированы, являются прикладными.



«Сенсомоторное обучение» направлено на развитие деятельности анализаторов (органов чувств) в процессе активных действий и упражнения моторных навыков. Используется разнообразный дидактический материал, позволяющий включать, упражнять зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный анализаторы. Особая роль отводится осязанию, развитию тактильной чувствительности в силу особой важности такого органа как рука. Дети учатся выполнять активные движения ощупывающего органа – руки -- с целью восстановления тактильного образа предмета. Зрению как средству познания принадлежит важная роль. У детей развивается восприятие цвета (основные цветовые тона), его яркости. Расширяется поле зрения (по горизонтали и вертикали), развивается концентрация зрения. Дается оценка удаленности предмета, описывается предметное окружение, находящееся в поле зрения. Дети практикуются в восприятии движущихся предметов, в восприятии форм предметов. Даются упражнения для снятия зрительного напряжения, на переключение зрительного анализатора. Огромное значение в жизни ребенка и восприятии им окружающей среды принадлежит слуху. Жизненно важными стимулами являются звуки и шумы живой и неживой природы. Дети учатся различать звуки по громкости, высоте и тембру. Они упражняются в различении музыкальных звуков и шумов, речевых, звуков трудовых операций. Используются звучащие игрушки, записи звуков в окружающей среде, тихая и громкая речь, резкие и приятные звучания. Вкусовые ощущения формируются на основе воздействия раздражителей на рецепторы рта. Дети упражняются в различении сладкого, горького, кислого, соленого и их комбинаций. Обонятельные ощущения помогают воспринимать предметы окружающего мира. Важно, чтобы дети различали четыре основных запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный и запахи, связанные с продуктами питания (лука, чеснока, свежих продуктов, испорченных, несъедобных). Учитывается эмоциональное воздействие запахов на организм.



Образовательная область «Адаптивная физкультура» служит задачам удовлетворения потребностей детей и максимально возможному развитию их жизнеспособности. Этот предмет как часть традиционной физической культуры, вместе с тем решает задачи коррекции имеющихся нарушений, адаптации ребенка к окружающему миру, формированию у него практических умений. Адаптивная физкультура содействует эмоциональному развитию ребенка, так как позволяет ему ощутить эмоциональный подъем и радость, удовольствие от достижения победы. Физкультурные упражнения связываются с теми практическими умениями, которые необходимы в повседневной жизни. Они помогают социально-бытовой и социально-трудовой адаптации ребенка. Различные физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в режиме учебного дня, во внеклассное время. У детей формируются жизненно и профессионально необходимые двигательные умения и навыки, повышаются функциональные возможности различных органов и систем. Систематические занятия позволяют детям приобрести потребность в ведении здорового образа жизни, легче переносить физические нагрузки. Адаптивная физкультура решает задачи приобретения детьми самостоятельности, бытовой независимости. Движения связываются с теми действиями, которые ученик выполняет повседневно: умываться, причесываться, завязывать, поднимать, опускать предметы, перемещать их, копать, сгребать, стирать, выжимать, развешивать. Таким образом приобретаются приспособительные умения, достигается социальная адаптация, включающая ориентацию в окружающем мире и налаживанию адекватных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.



Обучение детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности – дело сложное. Вместе с тем есть понимание, что главное в работе с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью – это не степень и количество достижений, а продвижение, улучшение качества их жизни. Взаимодействие ученых и практиков, педагогическая ответственность, терпение, мужество, умение сострадать, желание помогать могут сделать то, в чем бессильна медицина.



Резюме.



Ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, которому дана некоторая сумма элементарных знаний, не наученный и не привыкших постоянно в жизни применять эти знания, не использует их или использует неадекватно и практически ничем не отличается от необученного тяжело умственно отсталого ребенка. Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Однако, главное в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями – это не степень и количество достижений, а продвижение, улучшение качества их жизни.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть