• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Глава 1. Проблемы изучения заикания и методы коррекции
    перейти к оглавлению
    Нельзя сказать, что механизм заикания полностью разгадан. Между тем, более современные исследования и опыт прошлого позволяют утверждать, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов.
    В отечественной логопедии разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания. Выделение двух к ...

Глава 1. Проблемы изучения заикания и методы коррекции
    перейти к оглавлению
    Нельзя сказать, что механизм заикания полностью разгадан. Между тем, более современные исследования и опыт прошлого позволяют утверждать, что заикание в большинстве случаев относится к числу неврозов.
    В отечественной логопедии разработан оригинальный подход к оценке клинической картины заикания. Выделение двух клинических форм заикания - невротической и неврозоподобной - позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности как в начальной период развития заикания, так и при его хронификации. Помимо судорожных запинок, заикание включает в себя нарушения высшей нервной деятельности, связанные в одних случаях с органическим поражением ЦНС, в других случаях - с невротической реакцией. Наблюдаемая при заикании хронификация процесса вызывает, как правило, вторичную невротизацию в качестве реакции личности на основное заболевание, что делает заикание сложнейшим патологическим процессом, который может сопровождать человека всю его жизнь.
    В «Лаборатории патологии речи» ВНИИ им.В.П.Сербского и на кафедре логопедии Московского педагогического государственного университета проводились многолетние исследования различных аспектов изучения заикания для широкой логопедической практики(00) «Заикание» М., 1998, Беляева Л.И. и Дьякова Е.А.
    «Центры» речи» (в том числе письмо, счет), как ограниченные участки мозга, где «заложена» конкретная функция, выделяются достаточно условно. Эти «центры» расположены на стыках тех зон мозга, где заканчиваются нервные пути от различных органов чувств. Именно там осуществляется высший корковый анализ, необходимый для реализации таких функций как зрение, слух, осязание и т.п. Для развития такого мощнейшего психического и психомоторного акта, как речь, необходимо формирование функциональных связей между определенными корковыми зонами. Стыки этих зон и создают как бы «центры» речи.
    Еще в прошлом веке установлена асимметрия локализации речевых зон. Многочисленные современные нейрохирургические данные свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодополняющем постоянном взаимодействии двух полушарий.
    Нейроанатомические различия имеются не только в «речевых» зонах, но и в других структурах, в первую очередь затылочных и верхнетеменных. Три основные модальности (т.е. ощущение звука, света, осязания) наиболее представлены в левой гемисфере (у правшей). В то же время величина правой лобной коры больше левой, что позволяет связывать обеспечение наиболее сложных уровней регуляции психической активности с правым полушарием.
    Известно, что повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза не приводит к алалии, так как в правом полушарии имеются нейроанатомические предпосылки для развития «речевых» зон. При поражении правого полушария нарушаются невербальные психические функции, что не компенсируется левым полушарием.
    С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение помехоустойчивости речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний.
    С деятельностью левого полушария связаны, главным образом, языковые уровни: фонологическая система, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременная и долговременная словесная память.
    Преимущественная роль отдельного полушария проявляется лишь в определенной фазе формирования или реализации речи. До настоящего времени не теряют актуальности представления А.Р.Лурии о принципах работы центральной нервной системы.
    А.Р.Лурия выделяет три функциональных блока в деятельности мозга. К первому блоку он относит подкорковые структуры и структуры лимбической системы, которые обеспечивают тонус коры мозга, регулируют состояние бодрствование-сон.
    Второй блок включает кору задних отделов больших полушарий. Считается, что этот блок является основным в обеспечении познавательных процессов. В структуре второго блока выделяют три зоны. В первичных зонах осуществляется анализ раздражений от органов чувств.
    Участки коры первичной зоны строго соответствуют раздражениям, идущим от определенных органов чувств (слух, зрение и пр.). Анализ возбуждений, приходящих в первичные зоны, осуществляется во вторичных зонах. Они имеют так же, как и первичные зоны, специфическую модальность. Первичные и вторичные зоны - это корковые отделы анализаторов (зрительного, слухового и др.). Третичные зоны являются зонами перекрытия корковых отделов анализаторов, где происходит интеграция полученной чувственной информации различных модальностей.
    Третий блок мозга включает передний отдел больших полушарий, куда входят моторные, премоторные и префронтальные области. Этот блок обеспечивает регуляцию и контроль социального поведения.
    Моторная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области и нижними отделами левой премоторной области. В постцентральной области происходит анализ ощущений движения речевых органов. Эти ощущения поступают от мышц речевых органов (кинестезии). В премоторной области синтезируются программы речедвигательного акта (кинемы). В третичных отделах коры больших полушарий происходит сложнейшая аналитико-синтетическая деятельность, следствием которой является перекодирование акустико-моторной информации, поступающей из вторичных зон, в смысловые схемы.
    Результатом деятельности речевых областей мозга является импульсация, которая проводится сначала к ядрам периферических нервов, а затем с их помощью к мышцам речевого аппарата.
    Речь представляет собой сложнейший феномен человеческой психики. Она формируется в результате взаимодействия различных уровней и областей мозга. Наличие и качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий при условии функционирования нижележащих структур мозга.
    Начало заикания обычно падает на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. Некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием (Ю.А.Флоренская, 1949г. и др.) или заиканием развития (К.П.Беккер, М.Совак, 1983г. и др.). Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе, как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств.
    Если мы попытаемся охарактеризовать внешние проявления речи заикающихся детей, то необходимо отметить в ней следующие отклонения:


    
        в устной речи прежде всего обращает на себя внимание нарушение ее плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз;
    
        у многих заикающихся обнаруживаются речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия);
    
        речевая активность у многих детей снижена, общение с окружающими ограничивается, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;
    
        у заикающихся детей (особенно раннего возраста) нередко наблюдаются в речи физиологические несовершенства произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
    
        в некоторых случаях недостатки устной речи у заикающихся детей отражаются в их письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать его нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот - расторможенность, показную разболтанность и резкость.
    Заикание - это не только расстройство речевой функции, но, и, прежде всего это расстройство нервной системы, соматического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, при наличии психологических особенностей.
    Наиболее типичным и обязательным симптомом заикания является речевая судорога. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.
    Судороги речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности. Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические. Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгновения, как бы скован. Рот при этом может быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сжаты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации: п...пила.
    Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки, либо слоги: та-та-та-тарелка; с-с-с-суп. Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.
    Смешанные речевые судороги, когда одновременно встречаются тонические и клонические судороги: п...пет-ту-тух. ( классическое описание речевых судорог при заикании представлено в монографии Л.И.Сикорского «О заикании» (1889г.). Им выделено 16 форм речевых судорог в зависимости от их локализации.)
    Проявление речевых судорог.
    Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог. Опенка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает множество факторов.
    До настоящего времени нет объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести заикания. Имеются разные мнения специалистов по этому поводу. Многие практики считают, что степень тяжести заикания определяется возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой нагрузки. Так, легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи.
    Средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи.
    Тяжелая степень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной, и отраженной (Волкова Г.А., 1993г. и др.).
    Другие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И.Селиверстов, 1994г.).
    Существуют и другие, более формализованные оценки степени тяжести заикания, как-то: количественные показатели темпа речи, количество и длительность пауз, количество повторов, вставок лишних звуков и других искажений речи заикающихся (Ю.А.Кузьмин, 1990г. и др.).
    Речевое дыхание.
    В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.
    Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
    Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.
    При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.
    Сопутствующие речи движения.
    Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются у разных заикающихся по-разному: от раздувания крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т.п. Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.
    Часто эти движения являются насильственными, но могут носить и маскировочный (уловочный) характер.
    В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что начинают напоминать двигательные ритуалы. Так, например, перед тем, как начать речь, заикающейся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после этого начинает говорить.
    Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо несколько месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.
    В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение.
    Этиология заикания.
    До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при проявлении заикания имеет значение ряд факторов.

    
        Возраст ребенка.
    
        Состояние центральной нервной системы ребенка.
    
        Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.
    
        Особенности формирования функциональной ассиметрии мозга.
    
        Наличие психической травмы
    
        Генетический фактор.
    
        Половой деморфизм.

Можно перечислить еще целый ряд факторов, которые могут предшествовать проявлению заикания (соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, анормальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и т.д.). Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.
    При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.
    
    перейти к оглавлению

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению