• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи
Кротова Т.В., старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики МПГУ, Москва
Организация полноценного вза­имодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семья­ми воспитанников, которые бы позв ... Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи
Кротова Т.В., старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики МПГУ, Москва
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Организация полноценного вза­имодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семья­ми воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же до­школьные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих меро­приятий и другие.
Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

  низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
  недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  недостаточная компетентность многих воспитателей;
  неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
  отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
  стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
  «закрытость» дошкольного учреждения.

Перед руководителями отделов образования, методистами окружных методических кабинетов и научно-методических центров, а также руководителями самих до­школьных учреждений встает во­прос об оценке состояния взаимодействия каждого детского сада с семьей. Подобная работа необходима прежде всего для выявления и распространения ценного опыта. Передовая практика способна помочь тем педагогическим коллективам, которые стремятся к организации сотрудничества с семьей, но не всегда владеют эффективными путями его достижения. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителям дошкольных учреждений провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Анализ психолого-педагогиче­ской литературы и изучение практики работы дошкольных учреждений позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.
Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов дошкольных учреждений, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей. Это годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы общих и групповых родительских собраний.
Критерии анализа годового плана:

  планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
  учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
  планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
  разнообразие планируемых форм работы;
  планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогиче­ским кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогиче­ские советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
  выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
  выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

  планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
  разнообразие планируемых форм работы с семьей;
  наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

  разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
  отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
  учет мнения и пожеланий родителей при организации по­следующих мероприятий.

Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить, насколько неформально подходит коллектив дошкольного учреждения к работе с семьями воспитанников: учитывает их потребности, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями.
К сожалению, очень часто в ДОУ запланированные эффективные мероприятия по взаимодействию педагогов и семьи в практике работы не реализуются. Поэтому важно не только изучить содержание планирования работы с родителями, но и выяснить, насколько планы соотносятся с реаль­ной работой педагогов.
Подтверждением того что планируемые мероприятия дейст­вительно реализуются, будет являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и ви­­део­материалы.
Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенно­стей каждой семьи. Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семьям. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:

  проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;
  изучение уровня педагогиче­ской культуры родителей и стилей семейного воспитания;
  использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями;
  изучение запросов, нужд, интересов родителей;
  выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
  изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения и  взаимодействии с педагогиче­ским коллективом.

Для осуществления полно­ценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы дошкольного учреждения, о трудностях, которые во­зникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.
По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить дет­ские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры.
Высокий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
w    отсутствие формализма в организации работы с семьей;
w    учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
w    социологический анализ контингента семей воспитан­ников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
w    использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
w    систематическая организация активной методической ра­боты по повышению профес­сиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимо­действия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
w    стремление к диалогу при организации работы с родителями;
w    выявление, обобщение, распространение передового педаго­гиче­ского опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
w    «открытость» дошкольного учреждения для родителей;
w    осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Средний уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
w    стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
w    минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, за­просов родителей;
w    изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без активного использования полученных данных в работе;
w    сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок;
w    нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с семьей;
w    организация открытых меро­приятий для родителей в основном в праздничные дни;
w    отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
w    использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.
Низкий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей предполагает:
w    формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
w    отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей;
w    изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без использования полученных данных в работе;
w    бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
w    организация открытых меро­приятий для родителей только в дни праздников (посещение детских праздников родителями);
w    отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
w    отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
w    неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Определение уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой — обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференци­рованный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения дошкольных учреждений и семьи.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению