• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Глава 3 (окончание)
  
  Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
  
  Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
      
перейти к оглавлению    
      
    
По мнению этих авторов, реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа  ...
Глава 3 (окончание)
  
  Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
  
  Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
      
перейти к оглавлению    
      
    
По мнению этих авторов, реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа детского сада или дневного стационара с лечебным уклоном. «Специальный охранительный режим» понимается как оздоровительный щадящий режим, на фоне которого протекает «режим ограничения речи» или «режим молчания».

Н.А. Власова рекомендует данный режим в самом начале коррекционной работы. Оптимальное время его соблюдения: 10-14 дней. Режим ограничения речи может плавно переходить в щадящий речевой режим, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. В этот период начинается постепенное введение простейших видов речи: сопряженной и позднее - отраженной. Организация режима ограничения речи и щадящего речевого режима, также представлена в работах В.И. Селиверстова• и И.Г.Выготской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской и др.

Последовательность использования различных видов речи соответствует основным этапам коррекционной работы.

Большое значение в этой комплексной системе реабилитации придается развитию памяти, внимания, мыслительных операций. Особый акцент именно на этих видах деятельности рекомендуется делать в работе с детьми, страдающими неврозоподобной формой заикания.

Кроме этого, система реабилитации включает такие разделы: работа по развитию общей и мелкой моторики, которая осуществляется на логоритмических занятиях в ручном труде и в процесс изобразительной деятельности детей, работа по развитию речи детей, ее лексического наполнения и грамматического оформления.

Основные положения этой системы мы широко используем в практической работе с заикающимися детьми разного возраста. (Подробное описание методики содержится в книге «Заикание»).

Комплексный подход к реабилитации заикающихся преимущественно в амбулаторных и стационарных условиях медицинских учреждений разработан В. И. Селиверстовым.

В.И. Селиверстов особо подчеркивает необходимость индивидуализации коррекционного воздействия при разработке его задач и сроков. В системе придается большое значение активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением. Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы. Это позволяет детям активизировать свое внимание на «речевых ошибках», как собственных, так и других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т. п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, так что они с самого первого дня становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся как коллективно, так и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е. Левиной.• Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, О.С. Бот, Л.Ф. Спирова).

Данные исследователи исходят из представлений о том, что заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, но в то же время они недостаточно адекватно используют его, неконкретно формулируют мысль, не всегда выдерживают логическую последовательность речи.

В соответствии с этим для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо коррегировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи. В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, объединено обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи у заикающихся использованы закономерности речевого онтогенеза, т. е. развитие речи от ситуативной к контекстной.

Н.А.Чевелева при работе с заикающимися дошкольниками включает 5 периодов развития связной речи:



1    период - пропедевтический;

2    период - сопровождающей или констатирующей речи;

3    период - завершающей или речи по следам зрительных представлений;

4    период - планирующей речи или речи, лишенной зрительной опоры;

5    период - закрепление навыков связной речи.



В пропедевтический период детям прививаются навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи детей.

В период сопровождающей - допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.

В период завершающей - дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную по отношению к их выполнению.



В следующем периоде предваряющей - наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.

На заключительном этапе развития речи закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

На основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» для средней, старшей и подготовительной групп С.А. Мироновой предложена система воспитания и обучения, где ставятся задачи как программные, так и коррекционные.• В коррекционных целях используется перестановка видов программных задач, и увеличиваются сроки усвоения детьми более трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале учебного года дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.

В коррекционные задачи первого квартала входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все это реализуется при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводят как логопед, так и воспитатели.

 

Во втором квартале заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, грамматическому оформлению ее, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. В этом квартале закрепляются навыки пользования ситуативной речью. Происходит переход к элементарной контекстной.

 

В третьем квартале задачи развития речи заикающихся становятся идентичными задачам массового детского сада. Идет процесс обучения составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

 

В заключительном четвертом квартале продолжается работа над обогащением лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.
перейти к оглавлению    

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению