• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Зимина А.В., Стебакова А.П. — логопеды дошкольных отделений Детской психиатрической больницы №6, Москва

Детская психиатрическая больница № 6 - старейшее учреждение города Москвы, которое было образовано в 1962 году.  Являясь  современным учреждением, на данный момент, она отвечает всем требованиям медико-педагогической абилитации и реабилитации  и  оказывает помощь детям с различными проблемами в возрасте от 3 до 18 лет.  Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности.
Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит», «мой ребенок говорит шепотом» или «мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «заикается», «в разных ситуациях повторяет одни и те же слова». И т.д. Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило не беспокоят родителей. И наоборот, вызывает гордость у родителей слишком богатый словарь ребенка.  Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка. Зимина А.В., Стебакова А.П. — логопеды дошкольных отделений Детской психиатрической больницы №6, Москва

Детская психиатрическая больница № 6 - старейшее учреждение города Москвы, которое было образовано в 1962 году.  Являясь  современным учреждением, на данный момент, она отвечает всем требованиям медико-педагогической абилитации и реабилитации  и  оказывает помощь детям с различными проблемами в возрасте от 3 до 18 лет.  Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит», «мой ребенок говорит шепотом» или «мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «заикается», «в разных ситуациях повторяет одни и те же слова». И т.д. Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило не беспокоят родителей. И наоборот, вызывает гордость у родителей слишком богатый словарь ребенка.  Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка.  Такие проблемы  как: системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом,  недоразвитие  импрессивной  и экспрессивной речи у  детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие  речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов.
Основная задача логопеда дошкольного отделения состоит в том, чтобы определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям. Наметить план коррекционной работы с ребенком, определить профиль учреждения для его дальнейшего обучения, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях после выписки. Для решения этих задач логопед проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, на которых они знакомятся с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы. Кроме того, наблюдают за своим ребенком, за его поведением на занятии, за качеством усвоения учебного материала. К сожалению,  нередко родители не имею представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации – это преемственность в работе между логопедом и родителями. Она же является и залогом ее успешного решения, так как только при совместных усилиях обеих сторон возможен положительный результат.
Речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Какие же условия  являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, что бы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что в норме, после трех лет, речь ребенка практически сформирована. Она становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений в речевом развитии.
Такие познавательные процессы, как внимание память, мышление являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому,  взрослые, играя с детьми,  имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития,  должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.
Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая  внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи  и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями,  родители, обращаясь к нему  с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон.  Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). На эмоционально окрашенной ситуации у ребенка будет большее стремление к общению. Диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, они, в свою очередь должны не только пожалеть, но дать ребенку возможность рассказать что случилось, иногда слово «бо-бо» является одним из первых речевых достижений вашего ребенка.  
В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша  желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся.  Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы  научить ребенка слушать маму,  активизируя   и развивая произвольное внимание ребенка. Наиболее частой жалобой родителей является нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в исправлении звукопроизношения ребенка принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
Не сравнивайте ребенка  с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок,  даже имеющий  серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
Важную роль играет эмоциональный контакт со  взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной  и игровой деятельности.
Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося,  таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом  развивается  планирующая и регулирующая функции речи,  играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении  планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы,  излагать свои мысли логично и последовательно, осмышлять причинно-следственные зависимости.
Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных,  совместное  проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных  звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией.  Даже не овладев специальными методиками,  мама  несомненно может  быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.
Список использованой и рекомендуемой литературы


Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт.


Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. –М., 1958.


Моторное и эмоциональное развитие ребенка.  / Пер. с франц. А. Васильковой, Н. Васильковой. – М.: Эксмо, 2005.


Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 3-е. – М.:Теревинф, 2005.


Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.   Издательство: Теревинф, 2009 г.


Корсунская Э.А.Не говори ребенку - ты плохой. Книга для педагогов и родителей. Издательство Классик Стиль, 2003 г.


Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. Издательство: У-Фактория, 2005 г.


Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999 г.



Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению