• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Бодраченко И.В., музыкальный руководитель и педагог по театрализованной деятельности МДОУ № 1787, Москва, статья из журнала «Логопед» 2007/3.
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе дет-ского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям. Бодраченко И.В., музыкальный руководитель и педагог по театрализованной деятельности МДОУ № 1787, Москва, статья из журнала «Логопед» 2007/3.
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе дет-ского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Я предлагаю вам - мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.
Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга за-брала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.
Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.
А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом - играть.
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке)
Аты-баты,    Дети маршируют.
Шли солдаты.     Прикладывают правую руку к голове -         «отдают честь».
Аты-баты,     Маршируют.
На базар.     Указывают левой рукой в сторону базара -         «вон там базар».

Аты-баты,     Маршируют.
Что купили?     Разводят руки в стороны - вопросительная         интонация - «спросить ручками».
Аты-баты,     Маршируют.
Самовар.     Расставляют ноги, слегка приседают, руки         упирают в бедра, локти в стороны - «я     самовар».
Аты-баты,     Маршируют.
Сколько стоит?     Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация.

Аты-баты,     Маршируют.
Сто рублей!     Поднимают руки, пальцы растопыривают -         «много денег».
Аты-баты,     Маршируют.
Заходите,     Слегка повернувшись назад, выставляют руки         перед собой - пригласительный жест, ласковая интонация.
Выпьем чаю     Раскрытую ладонь левой руки держат перед         собой - «блюдце».
Поскорей!     Соединяют большой и указательный пальцы         правой руки - над «блюдцем» держат «чашечку».


Считалка «Мы сидели на печи»
(слова и модель И. Бодраченко)
Мы сидели на печи,     Слегка расставляют ноги и сгибают         их в коленях, опираются руками в         бедра - «сидят на печке».
Ели булки,     Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку».
Калачи.     Выставляют левую руку в сторону -         «держат на ладони калач».
Бабка Ежка прилетела,     Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка         сжимают правую руку в кулак         перед собой - «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе - «ветерок от полета».

Все бараночки поела,     Соединяют большие и указательные         пальцы рук в колечки - «бараночки»,         говорят с обидой в голосе - «забрали         наши бараночки».
Нам остался лишь батон,    Вытягивают руки перед собой -         «держат длинный батон», говорят         с сожалением в голосе.
Кто не съел,     Кладут обе руки на живот.
Тот вышел вон!     Выставляют в сторону левую руку,         указательным пальцем указывают         на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»
(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.
Ели вкусную мы кашу.     Соединяют ладони перед собой -         делают «тарелку», показывая ее         всем, стоящим справа и слева.
Каша пшенная с дымком,     Над раскрытой ладонью левой         руки - «тарелка»; указательным         пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от         горячей каши и поднимающийся         вверх, поэтому текст произносят         нараспев, «глиссандируя».
Каша пшенная с дымком,     Повторяют те же движения, но         с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок».
С хлебом,     Выставляют правую руку перед         грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба».
С маслом,    Левую ладонь кладут на правую         сверху - «слой масла».

С молоком.     Соединяют запястья, кончики         пальцев рук и поднятые вверх         большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки,     Сжимают кулаки, большие пальцы         поднимают вверх и разводят в         стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки!    Попеременно то правой, то левой         «ложкой» едят «кашу», поднося         «ложки» ко рту.
Вот какая каша     Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа         и слева.
У бабушки Наташи!     Снова берутся за воображаемые         концы платочка, говорят по-старушечьи.
Речевая игра «Барабек»

(«Как дразнить обжору», из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек     Ноги расставляют, руки кладут на         пояс, говорят, переступая с ноги на         ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек     Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией.
И корову,     Приставляют указательные пальцы         к голове - «рога», говорят низким         голосом.
И быка,     Убирают руки за спину, выпячивают         нижнюю губу, слегка наклонив голову, - «упрямый бык».
И кривого мясника,     Медленно выставляют в стороны         руки со скрюченными пальцами, ноги         ставят косолапо - «кривой мясник».

И телегу,     Слегка расставив ноги, опираются о         колени руками, локти в стороны -         «сидят на телеге».
И дугу,     Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - «дуга».
И метлу,     Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу,     Двумя руками берут воображаемую         кочергу и делают резкое движение         вперед, ноги слегка расставляют и         чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь,     Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы         рук поднимают вверх и соединя-        ют - это «свеча», голову накло-        няют вниз, смотрят на «свечу»,         произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом,     Поднимают руки над головой,         локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».

Скушал кузню с кузнецом,    Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись         через голову, 2 раза ударяют по         «наковальне», говорят активно,         энергично, в ритме движений.
А потом и говорит:    Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!!     Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким         голосом, жалостливо.
        

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению