• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Тропина О.С., учитель-логопед МОУ Отрокской средней общеобразовательной школы Идринского района Красноярского края.

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она  играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка. Развитие связной устной речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта Тропина О.С., учитель-логопед МОУ Отрокской средней общеобразовательной школы Идринского района Красноярского края.

Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и, конечно, свою речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Она играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка.

Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Проблема современной школы в том, что сейчас поступает большое количество детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Учителям приходится подбирать и апробировать разные формы и методы работы по развитию связной устной речи.
Исследования М.Ф. Гнездилова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович показали несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Кроме того, дети с нарушенным интеллектом имеют сложности со вступлением в диалог. Диалог редко возникает по инициативе умственно отсталого ребенка. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них мало поводов задавать вопросы взрослым или вступать с ними в беседу. Такие дети обычно замкнуты.
Теоретические данные о связной устной речи учащихся младших школьников с нарушением интеллекта подтверждаются проведенными мною исследованиями.
Исследования показали, что у учащихся третьих классов с отклонениями в интеллектуальном развитии связная речь недостаточна сформирована. В основном при выполнении предлагаемых заданий школьники передавали содержание текстов упрощенно, приближенно к тексту. Пользовались в основном простыми, малораспространенными, неправильно построенными предложениями. Нарушена правильная последовательность при воспроизведении событий. Также отмечалась хаотичность излагаемой информации, длительные паузы на границах фраз, низкий уровень фразовой речи.
В связи с вышесказанным, считаю, необходима серьезная, хорошо продуманная и методически правильно выстроенная коррекционно-педагогическая работа с такими детьми.
Устная связная речь формируется через обучение описания предметов, пересказ художественных произведений, составление рассказов по различным видам картин.

Важным моментом успешности обучения детей с нарушением интеллекта является мотивация их деятельности, требующая постоянного положительного эмоционального подкрепления со стороны окружения ребенка.
Что же нужно сделать логопеду, педагогу, родителям, чтобы речь ребенка была более развита? Приведу направления работы, по которым необходимо работать по развитию речи.

- Работать над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха с использованием игровых упражнений.
- Проводить простые артикуляционные упражнения с опорой на картинки.
- Вести работу по обогащению словарного запаса с помощью развивающих игр.
- Работать над ударением в словах, над интонацией звука в предложении.
- Работу над связной речью сначала проводить на материале диалогической речи, а позднее монологической.

Работу над связным текстом вести в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на наглядность, пересказ на основе деформированного текста, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.

Хорошим примером для развития речи служат игры.

Игра «Четыре дорожки»
Цель игры: тренировать учащихся в связном описании времен года.
Оборудование:
четыре сюжетные картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень;
предметные картинки, соответствующие временам года;
четыре цветные полоски — белая, голубая, зеленая, желтая, соответствующие фону сюжетных картинок.
Xод игры
Логопед читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и «отправиться в путешествие».
Логопед. Догадайтесь, в какое время года приведет вас дорожка.
Учащимся дается задание: пойти по своей «дорожке», быть очень внимательным, все замечать и запоминать.
Учащиеся отбирают картинки, подходящие к их времени года, расставляют их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке» и опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года. Дети, не получившие «дорожек», в процессе работы дополняют и исправляют ответы товарищей.
Перечень картинок к первому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки.
Весна
Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.
Перечень картинок ко второму рассказу: небо, солнце, луг, деревья, розы, гладиолусы, маргаритки, лес, земляника, черника.
Лето
Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.
Перечень картинок к третьему рассказу: небо, солнце, тучи, ветер, дождь, трава, деревья, кусты, астры, ноготки, георгины, грибы, клюква.
Осень
Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Де¬ревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.
Перечень картинок к четвертому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, сугробы, медведь, белка, заяц, волк.
Зима
Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.

Для развития коммуникативных навыков младших школьников можно применить методику скороговорения в урочной и внеурочной деятельности. Предлагаю провести конкурсы:
«Кто кого перескороговорит»
Представители команд или команды хором произносят скороговорки по очереди. По условиям игры повторять скороговорки нельзя. Побеждает та команда, которая продержится дольше и без штрафных очков, назначаемых экспертами в том случае, если скороговорка произнесена недостаточно чисто или слишком медленно.

«Скороговорный снежный ком»
Первый игрок произносит первое слово скороговорки, второй – первое и второе, третий – первое, второе и третье и т.д. Игра происходит в быстром темпе. ЕЕ удобно использовать на начальном этапе освоения скороговорки.

«Продолжи начатое»
В игре используется мяч. Играющие становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, произносит начало скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец скороговорки и вернуть мяч ведущему. Не справившиеся с заданием из игры выбывают. Игрок, продержавшийся дольше всех, становится ведущим. В игре используются скороговорки, хорошо известные всем игрокам.

Работа по развитию у детей навыков доказательств при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, способствует развитию навыка построения сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Разные загадки об одном предмете активизируют словарь, показывают, как дети понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

Можно провести игру «Я тебе не верю»
Цель: закреплять навыки речи-доказательства, учить детей отгадывать загадки.
Ход игры
Класс делится на 2-3 команды, затем логопед поочередно загадывает каждой команде загадку. После того, как команда называет отгадку, соперники сообщают, что не верят правильности ответа, поэтому необходимо построить четко аргументированное доказательство. Побеждает тот, кто наиболее убедительно доказывает отгадку, кто полнее и точнее ее объяснит.

Школьники с нарушением интеллекта нуждаются в большом количестве наглядности на занятиях, для них необходимы частые повторения упражнений, включающих элементы новизны. Вся работа должна сочетаться с тщательной дозировкой упражнений и речевого материала.
В результате такой работы, направленной на формирование основных компонентов устной связной речи детей с глубокой умственной отсталостью, возможна их определенная социальная адапта¬ция к условиям окружающей жизни. Этого можно достичь, используя комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, применяя методику скороговорок и вышеперечисленные направления работы. Все это способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, развитию навыков связной устной речи.

Список используемой и рекомендуемой литературы
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К., Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987- № 6 ).
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-хч. Ч.1 : Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой.- М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006.-182с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие – М.:АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 -158с.
Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие / М.Ю. Гаврикова: 2-е изд., - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007 – 176с.
Ефименкова И.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Кн. для логопедов. – М.: Просвещение,1991.
Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников (Кочеткова А.В.// Начальная школа. 2002.- №9 с.64-68.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению