• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование элементов интуитивного чтения в работе с детьми логопедической группы

В программе «Детство» - одним из главных направлений в развитии старших дошкольников является подготовка к обучению детей чтению. Чтение – опосредствованная форма речевой деятельности. Поэтому овладение навыками чтения является наиболее сложным процессом в формировании психического статуса старших дошкольников. Тем более трудно в данном направлении работать с детьми логопедических групп, а известно что с каждым годом наблюдается рост различных речевых патологий. В программе «Детство» - одним из главных направлений в развитии старших дошкольников является подготовка к обучению детей чтению. Чтение – опосредствованная форма речевой деятельности. Поэтому овладение навыками чтения является наиболее сложным процессом в формировании психического статуса старших дошкольников. Тем более трудно в данном направлении работать с детьми логопедических групп, а известно что с каждым годом наблюдается рост различных речевых патологий.
В современной российской педагогике стало традиционным использование аналитико – синтетического метода в обучении чтению. Но последние исследования в области когнитивной психологии показали, что среди дошкольников выделяются следующие группы детей:


«глобальные» - т.е. дети, которые лучше справляются с заданиями по запоминанию целых слов;


«аналитические» - успешнее осваивающие методику послогового чтения;


«контекстно – зависимые» - предпочитающие узнавание слова в тексте.



Данные исследования, проведенные специалистом центра патологии речи Т.С. Резниченко, позволили сделать вывод, что детям с нарушением речи необходимы различные способы предъявления заданий по обучению речи.[9]

Одним из наиболее эффективных приемов является глобальное или интуитивное чтение. Этот способ заключает в себе чтение целых слов, а сущность его глубока и многогранна.
По мнению психолога Е.М. Плюсниной у ребенка должна сформироваться связь графической формы слова с его семантикой. И это очень важная задача при обучении чтению. Для ребенка это – формирование нового речевого механизма, а именно : отделение слова от самого предмета или его свойства. Если же данный механизм не сформировался, ребенок будет читать не улавливая смысла. Это в дальнейшем может вызвать нежелание читать.[8]
Как пишет американский психолог Джеральдина Чейни : «Чтение – это «электрический ток», соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом. [11] Но данный процесс возможен лишь при достаточном уровне сформированности абстрактного мышления внутренней речи. Большинство детей – логопатов имеют трудности в формировании этих психических функций.
Российские исследователи Ляпидевский С.С., Селиверстов выявили, что у детей с речевым нарушением имеется недоразвитие логического и абстрактного мышления[3]. Поддерживают эту точку зрения и другие специалисты. Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. отмечают, что дошкольникам с общим недоразвитием речи характерна недостаточная сформированность умственных операций: анализа и синтеза отличия и обобщения, сравнения [6].
Именно поэтому приемы интуитивного чтения, обоснованные и применяемые такими педагогами как Мария Монтессори, Тоцкий, Ильин позволяют активизировать его умственные данные[5].
Использование элементов интуитивного чтения полностью соответствует возрастным и психофизическим особенностям детей – логопатов. Так, например, Л.Ф. Тихомирова отмечает, что внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой – либо поставленной цели. Оно является непроизвольным, следовательно, и запоминание носит непроизвольный характер.[10] Согласна с ней и известный психолог В.С. Мухина. Она утверждает, что ведущей в этом возрасте является непроизвольная память[7].  Поддерживает эту мысль и педагог – исследователь Волошкина М.И. Она пишет, что дошкольный возраст – период интенсивного развития памяти. Ребенок уже может запоминать, сознательно пользоваться приемами запоминания. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным [2].
Таким образом, продуманная активизация резервов непроизвольного запоминания и памяти дошкольников способствует развитию мышления и познавательной активности. Использование элементов интуитивного чтения поможет в игровой форме, без утомительного заучивания и умственного напряжения решать такие задачи.
Что же такое интуитивное чтение? Если говорить проще – это чтение целыми словами, блоками. Данный метод, конечно, кардинально отличается от общепринятого в России аналитико – синтетического метода. Такой способ чтения распространен в Англии, других зарубежный странах. Но есть возможность убедиться, что он с успехом может применяться и при знакомстве дошкольников с основами русского языка и русской грамматики.
Используя приемы интуитивного чтения, мы не пытаемся отойти от общепринятой методики, а лишь стремимся использовать эту технологию как средство активизации и развития грамматических способностей у детей.

Необходимо отметить, что в современной литературе практически не исследуется эффективность данного приема в работе с дошкольниками – логопатами. Обобщение итогов педагогической деятельности в данном направлении, определение ее продуктивности, разработка и систематизация игровых приемов поможет повысить уровень коррекционно – логопедической помощи детям с нарушением речи.
Работа по использованию элементов интуитивного чтения начинается от простого к сложному, формы ее становятся все более разнообразными. Начали мы с того, что напечатали слова и прикрепили надписи к соответствующим  предметам в группе. Необходимо отметить, xnh к началу учебного года все дети среднего возраста, поступившие в логопедическую группу, были не читающими. Мы показывали ребенку сначала предмет, а затем подпись. Проводили по подписи карандашом или указкой, называя предмет : «телевизор», «стол», «стул», «дверь», и т.д. При этом мы контролируем внимание ребенка, а он должен наблюдать за движением руки. Занимаясь таким образом, дети привыкают к графическому строению слова, усваивают то, что слова состоят из букв, привыкают связывать написанное слово с определенным предметом. Этот метод используется не только на занятиях, но и в повседневной жизни группы. Мы систематически указываем на надписи и спрашиваем : «Что здесь написано?». Эти слова постоянно находятся перед глазами дошкольников, они запоминают их непроизвольно. Таким образом, здесь идет опора на почти не использованные резервы  непроизвольной памяти ребенка. Увидев предмет, ребенок сразу вспоминает слово. Так мы проводим игру «Найди свое место».  Снимаем надписи и перемешиваем их, а затем предлагаем детям развесить карточки с надписями по своим местам.
Когда мы начинаем знакомство детей с буквами, эти надписи на предметах в группе нам очень помогают. Дети находят изученные буквы в этих словах, рассказывают о местонахождении данной буквы (начало, конец, середина). Например, при знакомстве с буквой «о», детям было предложено отыскать ее в окружающих нас словах. Определяя эту букву в начале слова, дети указывали воспитателя на знакомые им карточки: «окно», «обручи», и т.д., в середине слова : «шторы», «сова», в конце слова: «стекло», «зеркало». Таким образом, данные карточки – надписи дают опору и своеобразную подсказку детям в работе над развитием грамматических навыков.
Когда изучено большинство букв, можно использовать следующие задания


найти слово, которое начинается с гласной и заканчивается ей же;


найти слово, которое начинается согласной и заканчивается тоже согласной;


найти слово, которое начинается согласной заканчивается гласной и т.д.




Дать задания найти слово, в котором присутствует заданная буква ( «р», «а», «щ» и др.)
Далее с детьми мы изучаем понятие «часть слова». В усвоении этой темы нам тоже очень помогают элементы интуитивного чтения. Дети делят слова на части, и наглядно видят, в каком слове сколько частей. Здесь можно использовать такое задание : найти слово, состоящее из 2-х, 3-х, и более частей. Например: при задании принести карточку со словом, состоящим из 1 части, дети приносят «дом», «стул». Из трехсложных слов чаще выделяют следующие: «зеркало», «игрушки» и т.д. когда дети познакомятся с правилами правописания «жи», «ши» - пиши с буквой и, им тоже можно дать задание найти слова, соответствующие этому правилу.
Для знакомства с предложением можно написать на карточке несколько слов, обозначающих имена персонажей сюжетной игры, имена персонажей любой сказки.  Далее разложить перед ребенком карточки со словами и начать рассказывать, а ребенок по ходу будет показывать действие. Например воспитатель говорит : «Папа пришел домой». Ребенок берет карточку, на которой написано слово «папа». Далее он показывает соответствующие действие и кладет карточку на следующее слово «дом». Используя этот прием он может разыгрывать любую сказку или сюжетно – ролевую игру.
В чем же особенности игры со словами? Благодаря этим играм, ребенок становится более внимательным к слову, а значит и к своей речи. Он начинает видеть слова как бы изнутри, а это путь к грамотному письму и фонетическому чутью.
Таким образом, ребенок учится видеть слово во взаимодействии с другими словами. В повседневной жизни, вне занятий мы используем эти карточки с надписями  следующим образом: что бы мы ни делали, какой бы режимный момент не проходил в данную минуту, не забываем обращать внимание на «наши слова». Например, когда дети умылись, а затем подошли к полотенцам вытереть руки то тут же они читают надпись : «полотенце» и кратко анализируют (сколько частей в слове, сколько гласных, на какую букву начинается и т.д. ) Когда дети ложатся спать в тихий час, вспоминают надпись «кровать». При этом читаем надписи в виде мини – игры. Такой вид абсолютно не угнетает детей, а наоборот, приносит в словарную работу элемент неожиданности и интереса. В игре часто сложное становится доступным.
На основании исследований специалиста и собственного педагогического опыта можно сделать вывод о том, что успешность использования элементов интуитивного чтения базируется на доминирующей в дошкольном возрасте непроизвольной памяти. В процессе работы эта психологическая функция организма совершенствуется, что подтвердилось в результате диагностического исследования.
Для изучения непроизвольного характера запоминания в старшем дошкольном возрасте, используется методика, рекомендуемая педагогом психологом Л.И. Вансовской [4]. Детям предъявляется набор из 10 карточек со словами, педагог показывая карточку громко и четко произносит слово. Установка на запоминание на дается. Затем карточки показываются вновь, а ребенок должен произнести написанные на них слова. Для исследования были выбраны дети 5 лет, не умеющие читать. В результате выяснилось, что точно назвали 5- 7 слов на карточках только 2 ребенка. Остальные смогли вспомнить только 1- 3 слова. Повторно диагностика проводилась через 4 месяца, в течение которых активно использовались элементы интуитивного чтения. И результат показал, что уже половина группы вспомнили 5 – 7 слов, а 2 человека воспроизвели слова на всех 10 карточках.
Таким образом, анализ диагностических данных позволяет выявить несомненное влиянием приемов интуитивного чтения на развитие психических процессов : внимания, памяти, способностей к анализу и синтезу. Именно эти функции являются основополагающими для детей – логопатов при освоении грамматических навыков.

Без сомнения, особенности данных приемов оправданы применительно к детям – дошкольникам с нарушением речи, так как известно, что таким детям необходимо дополнительное стимулирование для развития этих функций.
Поскольку в настоящее время наблюдается рост количества детей с различными патологиями речи, перед педагогами стоит задача поиска наиболее эффективных приемов активизации у них мыслительных процессов, грамматических особенностей.
Мой опыт показал, что включение в работу элементов интуитивного чтения позволяет заметно повысить уровень коррекционно – логопедической помощи.
Библиография:


Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. С- ПБ, 2000.


Волошкина М.И. О методике умственной воспитанности старшего дошкольника// Начальная школа, 1997, №3 с. 17


Воспитание и обучение детей с расстройствами речи (Под Ред. Ляпидевского С.С., Селиверстова В.И.). М, 1968 с. 125



Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – С – ПБ, 2001


Ильин А.М. Ильина Л.П. Букварь 21 века, или как научить детей читать, считать, думать. – С – ПБ, 1992.


Кулагин Ю.А. Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психологического развития аномальных детей // Дефектология, 1983, №3, с 15.


Мухина В.С. Детская психология (под ред. Венгера Л.А.) М, 1985с. 151


Плюснина Е.М. больше ответственности при выборе методик обучения детей //  Вопросы психологии, 1997, № 1, с.152


Резниченко Т.С. Моделирование программы обучению чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи.// Дефектология, 1998, № 5, с. 73



Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль. 1996


Чейни Дж. Готовность к школе, М., 1992.



Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть