• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Разработано учителем-дефектологом  Кокаревой Е.В.
ГОУ - д/с комбинированного вида № 1595 г. Москвы

В традиционном дошкольном образовании в основном происходит развитие так называемого конвергентного мышления, развивается стиль  учения, ориентированный на «правильный ответ». Программы обучения и воспитания требуют от дошкольников усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в устоявшемся виде. Безусловно, конвергентные мыслительные способности дошкольников развивать необходимо. Однако в современных условиях постоянно изменяющейся жизни уже с раннего возраста необходимо предоставлять детям возможность развивать творческое дивергентное мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов.  Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем. Разработано учителем-дефектологом  Кокаревой Е.В.
ГОУ - д/с комбинированного вида № 1595 г. Москвы

В традиционном дошкольном образовании в основном происходит развитие так называемого конвергентного мышления, развивается стиль  учения, ориентированный на «правильный ответ». Программы обучения и воспитания требуют от дошкольников усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в устоявшемся виде. Безусловно, конвергентные мыслительные способности дошкольников развивать необходимо. Однако в современных условиях постоянно изменяющейся жизни уже с раннего возраста необходимо предоставлять детям возможность развивать творческое дивергентное мышление. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов.  Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем.
В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие важнейшие навыки, как:


беглость мышления и его продуктивность (множество различных решений одной задачи);


гибкость как возможность самостоятельного выбора стратегии и тактики;



оригинальность как способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения;


способность к детальной разработке как способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки;


легкость ассоциирования;


сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.


Особую трудность при решении задач дивергентного типа испытывают дошкольники с ЗПР. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Кроме того, сниженная познавательная активность, недостаточный уровень развития ряда психических функций, особенности эмоционально-волевой сферы - все это ограничивает возможности детей проявить творчество, они оказываются беспомощным в создании новых образов. Дети с ЗПР с трудом подбирают единственно правильный ответ, а придумать два и более варианта решения проблемы становится совершенно не под силу ребенку с ЗПР…
Напрашивается вывод о невозможности развития дивергентного мышления в коррекционной группе детского сада. Но ведь известно, что дошкольники с ЗПР – это категория детей, имеющих потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, а значит, «если педагогом (дефектологом) не сделано все возможное, значит не сделано ничего»!

Перед специалистами, работающими с детьми с ЗПР (дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями) встает сложная задача - разработать Программу развития дивергентного мышления и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей «особого» ребенка (его дивергентного мышления).
Сфера применения заданий, имеющих не только одно верное решение чрезвычайно многообразна:


в первую очередь, это занятия по продуктивным видам деятельности;


занятия по ознакомлению с окружающим миром;


занятия, направленные на развитие познавательных способностей;


занятия по развитию речи;



занятия по формированию элементарных математических представлений.



Вышеперечисленные направления работы являются необходимыми для успешного преодоления ЗПР, поэтому разработанная Программа развития дивергентного мышления дополняет и углубляет коррекционный процесс.

В Программе развития дивергентного мышления представлены серии творческих заданий, разработанные на основе «Курса развития творческого мышления» (Гатанов Ю.Б., Госстандарт России, ИМАТОН, С-Петербург) и дополненные заданиями на совершенствование мыслительной деятельности дошкольников, их креативности, эмоциональной и волевой саморегуляции.  В Программе выделены два направления работы:
Первое направление предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно-образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и  созданию на этой основе новых.
Второе направление - формирование способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, специальные словесные игры и упражнения, обучение рассказыванию.
На начальном этапе реализации Программа развития дивергентного мышления не опирается на способность дошкольников применять какой-либо учебный материал. Каждый ребенок может творить, используя только имеющийся у него знания и опыт. По мере расширения круга представлений об окружающем мире Программные задания усложняются и требуют включения в творческий процесс полученных знаний и умений. Важно отметить, что способности, умения и навыки, приобретенные на этих занятиях, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь. Главное, что частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.
Достоинствами программы являются возможности ее применения в различных видах дошкольных образовательных учреждений в сочетании с их приоритетными направлениями и интеграции с другими образовательными программами.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению