• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие фонематического восприятия и слуха у детей подготовительной группы с ФФН

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
08.04.2020 в 04.31
Конспект занятия: ЗВУК и БУКВА «С»

Измайлова Л.С.
учитель-логопед ГОУ ЦО № 109,
Москва


Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи. Конспект занятия: ЗВУК и БУКВА «С»

Измайлова Л.С.
учитель-логопед ГОУ ЦО № 109,
Москва


Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.
Поэтому работа над дифференциацией звуков – значимая часть логопедических занятий.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развитие умения слышать и различать каждый звук в слове, анализировать звуковой состав слова, дифференцировать близкие
по звучанию фонемы.


Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего успешного обучения их чтению и письму, а так же для изучения иностранных языков.

Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звуко-буквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.

Предлагаем авторский конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха у детей подготовительной группы с фонетико-фонематическими нарушениями.

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие
фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.
Оборудование:   Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С», магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.
Организационный этап
      Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

      Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.


      Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук «С».


Введение в тему занятия


      Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».


Этап повторения пройденного материала
      Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?                              

      В царстве гласных или согласных звуков?»

      Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.          


      Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

      Дети отвечают, что это свистящий звук.


      Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»

      Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

      Логопед: «Молодцы!»


      На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

      Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно     посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит  (прячется):

               -   в начале слова (санки, сумка);


               -   в середине слова (носки, лиса);

               -   в конце слова (ананас, автобус)».

      Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются  соответствующие звуковые схемы слов.


      Логопед: «Молодцы!»
Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия
      Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С»».


  Развитие слухового внимания.


      а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

      Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С», запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):


са – со – су – сы        ас – ос – ус – ыс        са – ша – са – са


сэ – со – са – су         эс – ос – ус – ас         су – шу – су – су


сы – са – сэ – су        ыс – эс – ос – ас         ша – са – ща – ща


со – су – са – сы        ос – ас – ыс – ус        зо – со – зо – со




      б). Запоминание слов на заданный звук.    

      Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С»:


                                                  

                                                   Солнце село за селом;

                                                   Спят синицы, сойки спят,

                                                   Спит в воде усатый сом,

                                                   Видит сладкий, сладкий сон.


                                                   Спит лиса и зайка спит,

                                                   Ветер лишь один свистит».



      2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц.




      Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».




V. Физкультминутка.



                                                   А сегодня у зимы новоселье,

                                                   Пригласила она на веселье.


                                                   Дом построен из сугроба,

                                                   А какой он вышины?

                                                   Вот такой вышины.

                                                   Белый коврик у порога,


                                                   А какой он ширины?

                                                   Вот такой ширины.



VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.




      1. Развитие слухового внимания.

      Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».




      2. Различение сходных по звучанию звуков.

      Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».

      Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».




      3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

      Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

                               На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.


                               А кокосы высоко, а кокосы далеко».



VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.



     Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»


     Дети отвечают: «Согласный звук «С»».

     Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

     Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть