• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Конспект занятия: ЗВУК и БУКВА «С»

Измайлова Л.С.
учитель-логопед ГОУ ЦО № 109,
Москва


Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи. Конспект занятия: ЗВУК и БУКВА «С»

Измайлова Л.С.
учитель-логопед ГОУ ЦО № 109,
Москва


Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию или артикуляции звуки. Нарушение фонематического слуха мешает ребенку овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическими основами, а так же тормозит развитие связной речи.
Поэтому работа над дифференциацией звуков – значимая часть логопедических занятий.
В старшем дошкольном возрасте необходимо развитие умения слышать и различать каждый звук в слове, анализировать звуковой состав слова, дифференцировать близкие
по звучанию фонемы.


Развитие фонематического слуха детей необходимо для дальнейшего успешного обучения их чтению и письму, а так же для изучения иностранных языков.

Систематические занятия по дифференциации звуков активизируют фонематическое восприятие, способствуют развитию звуко-буквенного состава слова, являются профилактикой дисграфиии и дислексиии у дошкольников, формируют мыслительные операции противопоставления и помогают ребенку контролировать свою речь.

Предлагаем авторский конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха у детей подготовительной группы с фонетико-фонематическими нарушениями.

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Развитие
фонематического слуха и речевого внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов, развитие речевого дыхания.
Оборудование:   Магнитная доска, звуковые схемы слов, предметные картинки со звуком «С», магнитные буквы, листы для индивидуальной работы, цветные карандаши, картонная Волшебная Снежинка.

Ход занятия.
Организационный этап
      Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

      Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт, Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.


      Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук «С».


Введение в тему занятия


      Логопед говорит: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».


Этап повторения пройденного материала
      Логопед говорит: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?                              

      В царстве гласных или согласных звуков?»

      Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.          


      Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

      Дети отвечают, что это свистящий звук.


      Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»

      Дети отвечают: «В начале, в середине, в конце слова».

      Логопед: «Молодцы!»


      На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

      Логопед говорит: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно     посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит  (прячется):

               -   в начале слова (санки, сумка);


               -   в середине слова (носки, лиса);

               -   в конце слова (ананас, автобус)».

      Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются  соответствующие звуковые схемы слов.


      Логопед: «Молодцы!»
Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия
      Логопед говорит: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш звук «С»».


  Развитие слухового внимания.


      а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

      Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С», запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):


са – со – су – сы        ас – ос – ус – ыс        са – ша – са – са


сэ – со – са – су         эс – ос – ус – ас         су – шу – су – су


сы – са – сэ – су        ыс – эс – ос – ас         ша – са – ща – ща


со – су – са – сы        ос – ас – ыс – ус        зо – со – зо – со




      б). Запоминание слов на заданный звук.    

      Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова со звуком «С»:


                                                  

                                                   Солнце село за селом;

                                                   Спят синицы, сойки спят,

                                                   Спит в воде усатый сом,

                                                   Видит сладкий, сладкий сон.


                                                   Спит лиса и зайка спит,

                                                   Ветер лишь один свистит».



      2. Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С – Ц.




      Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».




V. Физкультминутка.



                                                   А сегодня у зимы новоселье,

                                                   Пригласила она на веселье.


                                                   Дом построен из сугроба,

                                                   А какой он вышины?

                                                   Вот такой вышины.

                                                   Белый коврик у порога,


                                                   А какой он ширины?

                                                   Вот такой ширины.



VI. Этап закрепления полученных на занятии навыков.




      1. Развитие слухового внимания.

      Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».




      2. Различение сходных по звучанию звуков.

      Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».

      Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».




      3. Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

      Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

                               На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.


                               А кокосы высоко, а кокосы далеко».



VII. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.



     Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»


     Дети отвечают: «Согласный звук «С»».

     Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

     Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению