• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Развитие связной речи у детей с ОНР
                  По методике В.К. Воробьев
Принципиальным моментом методики логопедической ра¬боты с детьми, имеющими  недоразвитие речи, явля¬ется первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:
•     динамичен, в нем происходит быстрая смена действий
•    смысловая программа повествовательного рассказа доста¬точно жестко мотивирована последовательностью действий того или ин ... Развитие связной речи у детей с ОНР
                  По методике В.К. Воробьев
Принципиальным моментом методики логопедической ра¬боты с детьми, имеющими  недоразвитие речи, явля¬ется первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:
•     динамичен, в нем происходит быстрая смена действий
•    смысловая программа повествовательного рассказа доста¬точно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события
•    описательный рассказ же статичен, факти¬чески не имеет заданной извне программы, ее необходимо созда¬вать намеренно и самостоятельно.

В.К.   Воробьевой разработан такой способ, который  существенно отличается от широко распростра¬ненного в логопедии  метода словесного выяснения о чем говорится в  сообщении, с опорой на  вопросы логопеда. Это  способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют  детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предло¬жения к другому – ЦЕПНОЙ РАССКАЗ
Учитывая психологические аспекты, формирования связной речи должно
осуществляться поэтапно.
Мы часто слышим, такие задания как: «Составь рассказ» и ребенок теряется,
ведь он не знает правила построения рассказа.
В.К.Воробьева предлагает построить процесс обучения не на словесных,
а предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он  
был поставлен в условия решения МЫСЛИТЕЛЬНОЙ задачи.

  В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаи¬мосвязанных между собой раздела:
I    раздел. Формирование ориентировочной основы действий по
узнаванию связного сообщения -  рассказа.
2    раздел. Формирование первоначального навыка связного го¬ворения. Знакомство с правилами смысловой и языковой органи¬зации связной речи.
3 раздел. Закрепление правил смысловой и языковой органи¬зации связной речи.
4 раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
                  
I раздел. Формирование ориентировочной основы.
Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представля¬ют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом.  Прежде чем учить де¬тей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сфор¬мировать у них практическое представление о связном сообще¬нии.
Таким образом, нужно ввести  понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится  понятием.
Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет».
На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормиро¬ванной речи.
Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осу¬ществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных  упражнений следующего типа:
•    Сравнение рассказа и набора слов из него.
•    Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
•    Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения.
•    Сравнение рассказа и его деформированного варианта.
Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения.
Рассказ повествовательного характера
В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.
Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.
Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе
Рассказ повествовательного характера
Сорвал ветер с дерева листок. Покру………….
Деформированный вариант рассказа.
Так муравей оказался на берегу. Пригнал …………
Основным ориентиром для опознания рассказа-повествова¬ния является представление о событии, которое можно изобра¬зить на картинке или представить себе мысленно.
Дети усваивают, что один  об¬разец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнес¬ти с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле.
Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки.
В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он под¬нимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка.


На занятиях целесообразно использовать графические схемы.
Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав ко¬торого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем пре¬дикативная часть высказывания может быть выражена как гла¬гольным словом, так и прилагательным.

Графическая запись  простого предложения распространенного каким-либо второ¬степенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом:




II раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста.
Задачей  раздела является ознакомление детей с правилами,  по кото¬рым строится рассказ и в этом ему поможет   План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?»


Опираясь на план, дети доказывают правильность своего вы¬бора, следуя при этом порядку его пунктов.

Для развитие навыка связного говорения большое  внимание должно быть уделено:
•    формированию  мотивации к связному рассказыванию
•    формированию относительно длительного рассказа.

Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие:
- упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.
- упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.
- упражнения на развитие замысла
Упражнения на восстановление порядка серии картин
Детям предлагается:
•    отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок толь¬ко те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ
•    восстановить заданный порядок картинок  по памяти;
•    найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный по¬рядок элементов серии.

Упражнения эвристического характера направлены на выбор недо¬стающего элемента ситуации.
—    найти «пропавшую» картинку и определить
место в ряду заданных;
—    найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить
в соответствии с логикой протекания события;
—     и т.д.
Упражнения на развитие замысла, побуждающие  к придумыванию небольшого сюжета с по¬следующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью пред¬метных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пе¬нек — кучка сухих листьев — ежик».
Затем задание усложняется: детям предлагается самостоя¬тельно из банка предметных картинок отобрать только те, кото¬рые помогут придумать какой-либо случай.

Предъявляя графическую схему необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все  вместе составляет  целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе.
Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам.
Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же , так как две одинаковые картинки.
Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.
III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи
Задачи III  раздела
•    -закрепление усвоенных правил на материале тренировочных упражнений,
•    постепенный переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.
Решение таких задач осуществляется на материале новых рече¬вых заданий, построенных по принципу от простого к сложному.
Построить сообщение с опорой  на графическую запись зна¬чительно легче, и поэтому следует начинать с заданий, стимули¬рующих именно такие сообщения. Постепенно в речевую прак¬тику детей вводятся задания без опоры на содержательные компоненты, но с опорой на модель будущего рассказа.
В дальнейшем элементы графической записи постепенно снимаются и заменяются анализом в устной речи, вначале с опо¬рой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем и без опоры.

IV раздел.  Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей.
Минимальное обращение учащихся к вербально-графической программе во время пересказа служит сигналом для снятия вербальной конкретизации и перехода на графическую программу.
Таким образом, происходит постепенное свертывание «внешних опор».
Типология речевых упражнений разнообразна:
•    воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленный  план;
•    пересказ с частичной опорой на план;
•    воссоздание текста по памяти;
•    краткий пересказ с предварительным выделением «смысловых вех».


Конспект занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.

Вид занятия: формированию навыков связной повествовательной речи.
Тип занятия: фронтальное
Тема занятия: Домашние животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.
Цель занятия: научить детей пересказывать рассказ « Лакомка» с опорой на предметно-графическую схему.
Задачи:
- (обучающая) ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе; закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; учить адекватному использованию лексики, обозначающей поведение животный, их отличительные признаки, а так же действия, выполняемые животными в различных ситуациях;
- (развивающая) развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд состоящий из 6 элементов;
- (воспитательная) воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;
- (коррекционная)  устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.
Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.
                                                           Ход занятия:


Этапы занятия    Деятельность логопеда    Деятельность детей
Орг.момент





Повторение
изученного


Сенсорно-
словарная
работа
















Новый материал.
Знакомство детей с предметно-графическим планом











Динамическая пауза




Составление рассказа с опорой на схему






Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе


Пересказ с опорой на предметно-графическую схему


Итог



     Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.
Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.
Молодцы!
Дидактическая игра «Кто, чем питается»



Педагог предлагает в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) сообщается в нем
Чтение рассказа:
Наша Мурка всем на удивленье любила мед.
Запах меда шел из малинника.
В малиннике стоял улей.
Улей охраняли пчелы.
Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.
Теперь Мурка близко не подходит к меду.

После прочтения рассказа, ребята из банка предметных картинок отбирают только те, о которых говорится в нашем рассказе.
Уточняя значение слова «улей», предлагается ряд картинок: скворечник, дупло, собачья будка.



- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.
Первый квадрат – это первое слово, далее стрелка- это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение.
Посчитаем количество предложений в нашем рассказе.
Далее дети находят предметные картинки к первому предложению и заполняют строчку.
Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.


«Вышла кошечка гулять»





Сосредоточим внимание детей на первых двух предложениях, закрыв весь текст экраном.
- Что интересного заметили?

- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь  отдельных предложений в единое целое – рассказ.
- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.
Помните, как мы с вами делали новогоднюю гирлянду? Покажите пальчиком, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют РАССКАЗ.



Внимательно слушайте и повторяйте за мной предложения.
Сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ «Лакомка», а поможет вам в этом наша схема.


Что нового узнали на занятии?
Что больше всего понравилось?    Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садтится.


Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.









Ребята отбирают нужные картинки и объясняют, почему выбрали именно эту.







Шесть предложений в рассказе.




«читают» предложение.







Дети выполняют действия соответствующие тексту.



В двух предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане две одинаковые картинки.


Вот как дружат предложения.









Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.




Ответы детей.
Конспект занятия  - Знакомство детей с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

Тип занятия: фронтальное
Тема занятия: Дикие животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.
Цель занятия: познакомить детей с новыми средствами синтаксического сцепления предложений – местоимения, производные слова, контекстные синонимы.
Задачи:
- (обучающая) познакомить детей с новыми способами связи предложений в рассказе; закрепить основной способ – прямой лексический поворот; закрепить и уточнить знания детей о диких животных; учить образовывать производные слова, т.е парадигмы словообразования;
- (развивающая) развивать точность, прочность запоминания;
- (воспитательная) воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;
Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.
                                                 Ход занятия:


Этапы занятия    Деятельность логопеда    Деятельность детей
Орг.момент





Повторение
изученного






Построение картинно-графическрго плана






Новый материал











Динамическая пауза


















Пересказ с опорой на предметно-графическую схему


Итог



     Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.
Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.
Молодцы!
Дидактическая игра «Кто, где живет»


Чтение рассказа:
Как-то раз пастух в поле поймал лисенка.
Лисенка принесли ребята.
Ребята посадили лисенка в пустой амбар.
Прямо за амбаром начинался лес.
Ночью из леса пришла лисица.
Лисица принесла лисенку зайчонка.


- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.
Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

Знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в рассказе

Посмотрите какая схема у нас получилась.
А почему мы можем назвать эти предложения рассказом?
- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь  отдельных предложений в единое целое – рассказ.
- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.


Мишка шел, шел, шел,
Пирожок нашел,
Сел, поел
И дальше пошел.


« Будь внимателен»
«Прочитайте» первое предложение, а к первому слову второго предложения необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ.
ФИШКА ЗАПРЕТА
Таким словом может быть?

Дальше по тексту производим лексические подстановки и можно сделать вывод – Содержание рассказа не меняется.


Один ребенок « прочитывает» предложение так как оно дано в рассказе, а другой с новым словом – поочередно.





Что нового узнали на занятии?
Что больше всего понравилось?    Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садится.


Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.






Ребята самостоятельно выстраивают смысловую программу к рассказу из предложенных педагогом картинок.









«читают» предложение.


Дети выполняют действия соответствующие тексту.



Можно заменить на –
«этого лисенка» или «детеныша»











Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.




Ответы детей.
Конспект занятия  по формированию навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста

Тип занятия: фронтальное
Тема занятия: Хлеб. Профессии. Обучение  пересказу.
Цель занятия: познакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения.

Задачи:
- (обучающая) обучение умению выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа; закрепить умения  рассказывания об одном и том же предмете по разному;
- (развивающая) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- (воспитательная) воспитывать уважение к труду хлебороба;  воспитывать самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.
Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, а так же людей разных профессий: шофера, пекаря, комбайнера и предметов для них, наглядные схемы.

                                  Ход занятия:


Этапы занятия    Деятельность логопеда    Деятельность детей
Орг.момент


Повторение изученного

Предъявление
нового материала

Динамическая пауза

Составление рассказа по сюжетным  картинкам


Итог     Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.
Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.
Молодцы!

За правильный ответ получите фишку.

Дидактическая игра «Кто, что нужно?»



Упр. На восстановление порядка картин серии, объединенных одной темой.

-Сейчас, послушайте рассказ и отберите из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.

Чтение рассказа:

Наступила осень.
В поле созрел хлеб.
Начались полевые работы.
Рано утром встают комбайнеры, выводя свои корабли на поля.
Им помогают убирать хлеб шофера на грузовиках.
Струится золотое зерно в кузов грузовика.
Все люди будут благодарны за их тяжелый труд.

Расположите картинки в последовательности протекания событий.
К каждой картинке произнесите предложение.

-Ой, налетел ветер и что-то сдул с доски, какой картинки не хватает?

Встаньте в круг:

Листья осенние в небе кружатся
Листья осенние на землю ложатся,
И под ногами шуршат и шуршат,
Словно опять закружиться хотят.

Дети повторяют за педагогом отраженно, каждое предложение по картинкам.

Самостоятельно составьте рассказ по картинкам, которые мы выбрали.
А все внимательно слушают и потом скажете получился рассказ или нет и почему?

- А поможет нам в этом схема.
Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
Посмотрите кто у нас собрал самый богатый урожай?    Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет хлебобулочное изделие и садится.


Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Внимательно слушают, затем выбирают картинки.

Выходят к доске и правильно выставляют картинки.

Внимательно восстанавливают картинку.

Повторяют движения и проговаривают стих.



Дети оценивают свою работу и работу товарищей.



Подсчитывают фишки.


ссылки на литературные источники:
Воробьева.В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.М.: Астрель, 2006.

                                          

                                                                                
                                                                        
                                                                            
                                                              


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению