• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.

Долганюк Е. В. , учитель – дефектолог МДОУ   № 9  «Журавлик», г. Великий Новгород

Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Дети с ЗПР особенно испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения. ... Долганюк Е. В. , учитель – дефектолог МДОУ   № 9  «Журавлик», г. Великий Новгород

Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Дети с ЗПР особенно испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые - лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.
        Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. А также использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, использование жестов, мимики, поз.
Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь стимулируется внутренними мотивами и особенно ситуацией, в которой происходит диалог, репликами собеседника.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Диалог - сложная форма взаимодействия для детей с ЗПР. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологическое высказывание в форме 2-3 предложений.
Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Участие в диалоге требует сложных умений:
1)    внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную
собеседником;
2)    формулировать в ответ собственное суждение;
3)    правильно выражать его средствами языка;
4)    менять вслед за мыслями собеседника тему речевого
взаимодействия;
5)    поддерживать определенный эмоциональный тон;
6)    слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Правила ведения диалога:
—    соблюдать очередность в разговоре;
—    выслушивать собеседника, не перебивая;
—    поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
—    проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
—    не говорить с полным ртом;
—    говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
—    использовать литературную лексику;
—    строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого, можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога:
  -     ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;
- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.
Общие задачи по обучению дошкольников диалогу:
1)    формировать умения пользоваться различными единицами
диалога в соответствии с их функциональным назначением;
2)    способствовать усвоению основных правил ведения диалога,
его культуры;
3)    обучать дошкольников правилам речевого этикета.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи у детей с ЗПР :
1.    Развитие понимающей речи взрослых и детей в группе.
2.    Использование активной речи детей как средства общения,
побуждения ребенка к общению с взрослым.
3.    Ответы на вопросы: (Кто это? Что это? Что делает? Какой?
Какая? )
4.    Учить детей выражать свои просьбы своими словами.
5.    Поощрение детей задавать вопросы (Кто? Что? Где Что делает?
Зачем?).
6.    Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме,
не отклоняясь от содержания вопроса.
7.    Воспитание потребности у детей делиться своими впечатлениями,
наблюдениями, рассказывать о том, что сделал, как играл.
8.    Продолжается воспитание культуры общения: формирование
умений приветствовать родных, знакомых, товарищей с
использованием штампов речевого этикета:
(«Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Привет!»).

         В ходе изучения специальной литературы, посвященной вопросу формирования диалогической речи у дошкольников, было выявлено, что обучение диалогу в ДОУ сводится, в основном, к вопросно-ответной форме работы или точному воспроизведению заученных детьми пространных и сложных диалогов, в то время как умение вести беседу безусловно предполагает  вопросно-ответную работу, но к ней не сводится.
      Основным направлением моей работы является изучение исходного уровня развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР 5-6летнего возраста.
Задачи:
- выявить исходный уровень развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР 5 – 6 лет;
-  определить особенности диалога в данной возрастной группе.
     Критериями сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки: владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога.
     Процедура констатирующего эксперимента проводилась на базе МДОУ №9 компенсирующего вида г. Великий Новгород.
     В исследовании приняли участие дети с задержкой психического развития 5 – 6 летнего возраста.
     Каждый критерий сформированности диалогической речи изучался и анализировался отдельно.
1.    Речевой этикет.
     Для эксперимента были отобраны доступные детям темы для выбора речевых ситуаций общения: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт в игре, обращение к взрослому. Положительным считался ответ, включающий речевой штамп, соответствующий данной ситуации. Анализ данных приведен в диаграмме 1.

Таблица 1      
                                          
Уровни речевого этикета (в %)

Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой            41
Низкий            33
средний            20
высокий             6

     Итак, на основе полученных результатов первого задания можно выделить следующие особенности усвоения речевого этикета дошкольниками с ЗПР. Дети 5 – 6 лет с ЗПР владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, прощание, просьба). Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Не зная речевых штампов, в малознакомых ситуациях дети теряются и замолкают, не пытаясь вступить в контакт с собеседником. Самостоятельно из речи взрослых речевые штампы не выделяют. В речи используют односоставные, неполные предложения, не включая в них обращения.
2.    Запрос информации.
     Каждый испытуемый ставился в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т. е. провести расспрос.
Результаты анализа данных приведены в таблицах  2 и 3.
Таблица 2
Уровни развития запроса информации (в %)

  Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой                52
Низкий                30
Средний             18
высокий                 0


Таблица 3
Характеристика вопросов (в %)

  
    Вопросы    Кол-во детей в %
общие                87
социально-
коммуникативные      13
познавательные        0

На основе полученных результатов выполнения второго задания можно сделать вывод: дети способны задать несколько вопросов с помощью педагога, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается – теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием, о чем еще спросить, как сформулировать вопрос. Чаще дети пользуются общими вопросами. Нередко вопросительная интонация заменяется утвердительной.
3.    Реплицирование.
     Цель – узнать,какие реплики дети используют чаще, а также их речевая реакция в беседе. Предлагалась игра «Разговор по телефону». Реплики – стимулы говорил взрослый, а реплики – реакции – ребенок.
  Результаты выполнения данного упражнения зафиксированы в таблице 4.

Таблица 4
Уровни развития реплицирования (в %)

Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой          26
Низкий          54
Средний          20
высокий           0

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в беседе с детьми с ЗПР инициатором всегда выступает взрослый; ребенок пассивно исполняет роль «ответчика» на речевые стимулы взрослого, поэтому диалоги принимают вид беседы или расспроса  с односторонней инициативой со стороны взрослого. Структура макродиалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики – реакции детей в диалоге краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник. В беседу со взрослым дети вступают охотно, но после 2-3 вопросов теряют интерес к беседе, отвлекаются и отказываются разговаривать.
    4. Составление диалогов.
     Цель – выявить уровень составления диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке.
      Анализ производился по таким критериям, как: самостоятельность в составлении диалога, количество диалогических единств в нем, виды реплик, объем информации, содержание диалога. Результаты анализа умения вести диалог приведены в таблице 5.

Таблица 5
Уровни ведения диалога (в %)

Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой          60
Низкий          40
Средний           0
высокий           0

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что дети с ЗПР 5 – 6 лет придумать диалог по картинке не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки.
     Дети нулевого уровня в речевой контакт с собеседником не вступают. Ответы заменяются действиями или жестами. Дети часто молчат и отказываются отвечать на вопросы.
     С учетом полученных результатов исследования, логопедическая работа по формированию диалогической речи как средства коммуникации у детей с ЗПР 5-6 летнего возраста предполагает формирование:
1. Собственно речевых умений. К ним относятся умения:
• вступать в общение (ребенок должен уметь и знать когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
• поддерживать и завершать общение ( при этом учитывать  условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умений речевого этикета. К ним относятся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, благодарность, прощание и др.)
3. Умений общаться в паре, группе из 2-5 человек, в коллективе.
4. Умений общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Невербальных умений – уместно использовать мимику и жесты.
     Таким образом, выделение учителем – дефектологом особенностей диалогической формы речи у дошкольников с ЗПР позволит уточнить не только уровень сформированности речевых умений и навыков детей различных возрастных групп, но и  правильно спланировать систему коррекционного воздействия.




Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению