• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.

Долганюк Е. В. , учитель – дефектолог МДОУ   № 9  «Журавлик», г. Великий Новгород

Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Дети с ЗПР особенно испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения. ... Долганюк Е. В. , учитель – дефектолог МДОУ   № 9  «Журавлик», г. Великий Новгород

Особенности диалога как средства коммуникации старших дошкольников с ЗПР.

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Дети с ЗПР особенно испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.
Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые - лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.
        Для диалога характерны: разговорная лексика, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. А также использование шаблонов, речевых клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, использование жестов, мимики, поз.
Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь стимулируется внутренними мотивами и особенно ситуацией, в которой происходит диалог, репликами собеседника.
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Диалог - сложная форма взаимодействия для детей с ЗПР. Участвовать в диалоге бывает труднее, чем строить монологическое высказывание в форме 2-3 предложений.
Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Участие в диалоге требует сложных умений:
1)    внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную
собеседником;
2)    формулировать в ответ собственное суждение;
3)    правильно выражать его средствами языка;
4)    менять вслед за мыслями собеседника тему речевого
взаимодействия;
5)    поддерживать определенный эмоциональный тон;
6)    слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Правила ведения диалога:
—    соблюдать очередность в разговоре;
—    выслушивать собеседника, не перебивая;
—    поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
—    проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;
—    не говорить с полным ртом;
—    говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
—    использовать литературную лексику;
—    строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника
и чтобы оно было понятно ему.
Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого, можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога:
  -     ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;
- формирование умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение вариативных формул речевого этикета, обслуживающих эти ситуации, осознанное их использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения.
Общие задачи по обучению дошкольников диалогу:
1)    формировать умения пользоваться различными единицами
диалога в соответствии с их функциональным назначением;
2)    способствовать усвоению основных правил ведения диалога,
его культуры;
3)    обучать дошкольников правилам речевого этикета.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи у детей с ЗПР :
1.    Развитие понимающей речи взрослых и детей в группе.
2.    Использование активной речи детей как средства общения,
побуждения ребенка к общению с взрослым.
3.    Ответы на вопросы: (Кто это? Что это? Что делает? Какой?
Какая? )
4.    Учить детей выражать свои просьбы своими словами.
5.    Поощрение детей задавать вопросы (Кто? Что? Где Что делает?
Зачем?).
6.    Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме,
не отклоняясь от содержания вопроса.
7.    Воспитание потребности у детей делиться своими впечатлениями,
наблюдениями, рассказывать о том, что сделал, как играл.
8.    Продолжается воспитание культуры общения: формирование
умений приветствовать родных, знакомых, товарищей с
использованием штампов речевого этикета:
(«Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Привет!»).

         В ходе изучения специальной литературы, посвященной вопросу формирования диалогической речи у дошкольников, было выявлено, что обучение диалогу в ДОУ сводится, в основном, к вопросно-ответной форме работы или точному воспроизведению заученных детьми пространных и сложных диалогов, в то время как умение вести беседу безусловно предполагает  вопросно-ответную работу, но к ней не сводится.
      Основным направлением моей работы является изучение исходного уровня развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР 5-6летнего возраста.
Задачи:
- выявить исходный уровень развития диалогической речи у дошкольников с ЗПР 5 – 6 лет;
-  определить особенности диалога в данной возрастной группе.
     Критериями сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки: владение речевым этикетом, запрос информации, реплицирование, составление диалога.
     Процедура констатирующего эксперимента проводилась на базе МДОУ №9 компенсирующего вида г. Великий Новгород.
     В исследовании приняли участие дети с задержкой психического развития 5 – 6 летнего возраста.
     Каждый критерий сформированности диалогической речи изучался и анализировался отдельно.
1.    Речевой этикет.
     Для эксперимента были отобраны доступные детям темы для выбора речевых ситуаций общения: приветствие, знакомство, просьба, извинение, конфликт в игре, обращение к взрослому. Положительным считался ответ, включающий речевой штамп, соответствующий данной ситуации. Анализ данных приведен в диаграмме 1.

Таблица 1      
                                          
Уровни речевого этикета (в %)

Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой            41
Низкий            33
средний            20
высокий             6

     Итак, на основе полученных результатов первого задания можно выделить следующие особенности усвоения речевого этикета дошкольниками с ЗПР. Дети 5 – 6 лет с ЗПР владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, прощание, просьба). Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Не зная речевых штампов, в малознакомых ситуациях дети теряются и замолкают, не пытаясь вступить в контакт с собеседником. Самостоятельно из речи взрослых речевые штампы не выделяют. В речи используют односоставные, неполные предложения, не включая в них обращения.
2.    Запрос информации.
     Каждый испытуемый ставился в условия, побуждающие его обратиться с несколькими вопросами с определенной целью, т. е. провести расспрос.
Результаты анализа данных приведены в таблицах  2 и 3.
Таблица 2
Уровни развития запроса информации (в %)

  Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой                52
Низкий                30
Средний             18
высокий                 0


Таблица 3
Характеристика вопросов (в %)

  
    Вопросы    Кол-во детей в %
общие                87
социально-
коммуникативные      13
познавательные        0

На основе полученных результатов выполнения второго задания можно сделать вывод: дети способны задать несколько вопросов с помощью педагога, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается – теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием, о чем еще спросить, как сформулировать вопрос. Чаще дети пользуются общими вопросами. Нередко вопросительная интонация заменяется утвердительной.
3.    Реплицирование.
     Цель – узнать,какие реплики дети используют чаще, а также их речевая реакция в беседе. Предлагалась игра «Разговор по телефону». Реплики – стимулы говорил взрослый, а реплики – реакции – ребенок.
  Результаты выполнения данного упражнения зафиксированы в таблице 4.

Таблица 4
Уровни развития реплицирования (в %)

Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой          26
Низкий          54
Средний          20
высокий           0

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в беседе с детьми с ЗПР инициатором всегда выступает взрослый; ребенок пассивно исполняет роль «ответчика» на речевые стимулы взрослого, поэтому диалоги принимают вид беседы или расспроса  с односторонней инициативой со стороны взрослого. Структура макродиалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики – реакции детей в диалоге краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник. В беседу со взрослым дети вступают охотно, но после 2-3 вопросов теряют интерес к беседе, отвлекаются и отказываются разговаривать.
    4. Составление диалогов.
     Цель – выявить уровень составления диалогов детьми по ситуации, изображенной на картинке.
      Анализ производился по таким критериям, как: самостоятельность в составлении диалога, количество диалогических единств в нем, виды реплик, объем информации, содержание диалога. Результаты анализа умения вести диалог приведены в таблице 5.

Таблица 5
Уровни ведения диалога (в %)

Уровни    Кол-во детей в %
Нулевой          60
Низкий          40
Средний           0
высокий           0

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что дети с ЗПР 5 – 6 лет придумать диалог по картинке не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки.
     Дети нулевого уровня в речевой контакт с собеседником не вступают. Ответы заменяются действиями или жестами. Дети часто молчат и отказываются отвечать на вопросы.
     С учетом полученных результатов исследования, логопедическая работа по формированию диалогической речи как средства коммуникации у детей с ЗПР 5-6 летнего возраста предполагает формирование:
1. Собственно речевых умений. К ним относятся умения:
• вступать в общение (ребенок должен уметь и знать когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
• поддерживать и завершать общение ( при этом учитывать  условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умений речевого этикета. К ним относятся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, благодарность, прощание и др.)
3. Умений общаться в паре, группе из 2-5 человек, в коллективе.
4. Умений общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Невербальных умений – уместно использовать мимику и жесты.
     Таким образом, выделение учителем – дефектологом особенностей диалогической формы речи у дошкольников с ЗПР позволит уточнить не только уровень сформированности речевых умений и навыков детей различных возрастных групп, но и  правильно спланировать систему коррекционного воздействия.




Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть