• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
     Работая с детьми с нарушениями  речи  (ОНР 2 ур., ОНР 3 ур.), использую в своей работе замечательный , эффективный прием: «живые» картинки.
          У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям, максимально включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный.
       Одним из видов коррекционной направленности приема «живые» картинки является обогащение лексического словаря детей, формирование грамматического стр ...      Работая с детьми с нарушениями  речи  (ОНР 2 ур., ОНР 3 ур.), использую в своей работе замечательный , эффективный прием: «живые» картинки.
          У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям, максимально включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный.
       Одним из видов коррекционной направленности приема «живые» картинки является обогащение лексического словаря детей, формирование грамматического строя речи. Формирующая познавательная активность детей старшего дошкольного возраста направлена на обследование окружающего мира.  Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей с речевыми нарушениями без соответствующего наглядного материала («Обитатели морей и океанов», «Животные южных стран», «Дикие животные» и т.д.).  Не все дети имеют возможность вживую увидеть слона, жирафа,  наблюдать в естественной среде за попугаями, змеями, а используя прием «оживления», я стараюсь как можно больше донести об образе того или иного предмета, животного.
        В основе многочисленных педагогических методик, направленных на речевое развитие детей лежит принцип: больше впечатлений хороших и разных. Информацию об окружающем мире дети учатся воспринимать в основном с помощью зрения, слуха, тактильных ощущений, осязания:  любоваться красотой цветка, вслушиваться в шелест листьев, чувствовать нежное прикосновение лепестков, вдыхать его божественный аромат
    В своей работе я использую элементы аромотерапии, воссоздаю обонятельный фон для определенной лексической темы, ароматизирую помещение логопедического кабинета.
    Обоняние называют источником наслаждения, с его помощью мы воспринимаем  окружающую действительность ярче, многообразнее. Автор   «Щелкунчика» Эрнест Теодор Амадей Гофман утверждал, что вдохновение в нем пробуждал запах ржаной лепешки с тмином.
    Эфирные масла способствуют вдохновению (шалфей, роза, сандал, лимон, апельсин, бергамот). Повышают работоспособность, концентрацию внимания (апельсин, лимон). Усиливают процессы  запоминания.















Лексическая тема     Обонятельный фон    Свойства



«Фруктовый сад»    Апельсин


Мандарин



Лимон

Ваниль
    Повышает работоспособность, поднимает  активность, концентрацию внимания

Оптимистическое «детское» масло, помогает индивидуальному виду творчества

Ускоряет процессы адаптации

Поднимает активность, творческое восприятие





«Лес. Деревья»    Пихта
Можжевельник

Мята
Вербена

Липа
    Снимают повышенную тревожность, укрепляют иммунитет

Положительное воздействие на вегетативную систему

Укрепляет иммунитет



«Животные  жарких стран. Джунгли»    Розмарин


Мускатник
Банан


Эвкалипт



Какао
Ананас    Устраняет стресс, укрепляет память, помогает сосредоточиться.

Повышает эмоциональную активность. Поднимают настроение

Укрепляет иммунитет, очищает  воздух  от бактериального загрязнения. Повышает работоспособность

Повышают индивидуальную работоспособность детей.


«Водоемы. Морской берег»    Йод


Арбуз


Туя


Розмарин    Успокаивающие положительное влияние на нервную систему


Поднимает настроение , эмоциональный фон

Тонизирует, способствует восстановлению сил, снятие усталости

Укрепляет память и помогает сосредоточиться. Помогает при умственном утомлении
«Зимние  забавы. Праздники»    Пихта


Апельсин


Мандарин
    Снимает повышенную тревожность, укрепляет иммунитет
Повышает работоспособность, поднимает  активность.



Оптимистическое «детское» масло, помогает индивидуальному виду творчества

« Овощи. Плоды осени»    Петрушка

Тмин
Базилик

Перец
    Тонизирует


Успокаивают перевозбужденную систему, снимают напряжение.

Антисептик. Снимает мышечное напряжение
    


Тактильные ощущения также играют немаловажную роль в стимулировании речевой деятельности. Услышав слово «шершавый» ребенок не всегда поймет его смысл, а если его пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной.
       В «оживлении» наглядных  картин  стараюсь использовать натуральные материалы: кожа, мех, травы, листья, цветы, элементы древесины, ракушки, песок, камни, вата, лен. Но при необходимости  заменяю и на предметы искусственного происхождения: пластик, искусственные ткани.
Конечно, использовать такие  живые  картины рекомендую на подгрупповых, или индивидуальных занятиях. Потому что каждый ребенок должен тактильно изучить все предметы и сопоставить их с лексическим значением.
При использовании данного приема детьми более эффективно усваивается словарь качественных прилагательных (мягкий, пушистый, нежный, гладкий, колючий, пупырчатый, шероховатый, неровный, жесткий, упругий т.д). Стараюсь  сформировать образ новых слов через тактильный  анализатор.
     И следующим немаловажным элементом является слуховое восприятие, для этого я собрала «Шкатулку живых звуков». Ориентируясь на лексические темы,  я записала аудиоматериал по основным  звуковым  направлениям, категориям: «Шум осеннего леса», «Звон посуды», «Звуки улицы», «Скрип снега, звон падающих сосулек», «Звуки работы строительными инструментами», «Звуки леса .Голоса птиц, животных», «Плеск воды, шум прибоя».
    Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка идет эффективное обогащение лексического словаря  и формирование грамматического стоя речи.
Также работа с «живыми» картинами позволяет детям:
- значительно повысить интерес к логопедическим занятиям,
- оптимизировать эмоциональный фон,
- развивать зрительно- пространственное восприятие,
- развивать слуховое и зрительное внимание, память,
- Развивать мышление, воображение.
- развивать мелкую моторику рук,
- сформировать целостный образ предмета,
- узнавать животное, предмет  по описанию,
- составлять описательный рассказ о предмете с опорой на наглядность,





















«Путешествие в джунгли»
/подгрупповое логопедическое занятие/
Цели
Образовательные:
- формировать представление о диких животных  жарких стран, внешний вид, характерные особенности;
- упражнять в словообразовании и употреблении сложных слов, притяжательных, относительных, качественных прилагательных, приставочных глаголов;
- упражнять в слоговом анализе и синтезе;
- закреплять использование в речи предлогов за, из, под, на, в.

Коррекционно- развивающие:
- развивать зрительно – пространственное, тактильное, обонятельное восприятие, усвоение пространственных ориентаций на плоскости;
- развивать слуховое, зрительное  внимание;
- развивать зрительный гнозис;
- развивать мелкую моторику рук; Фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;
- развивать мимическую мускулатуру лица, воображение, фантазию.

Воспитательные:
- воспитывать любовь к животным;
- создать детям радостное настроение, новые впечатления, эмоциональный всплеск.





Оборудование:
эфирные масла (розмарин, мускатник, банан), фонограмма «Звуки джунглей», наглядное пособие «живая» картина «Джунгли», шнурки – «лианы», мягкая игрушка «попугай», звуковая дорожка «змея», схемы слов /2 , 3, 4 слога/


Организационный момент
         Дети, послушайте и догадайтесь, где мы с вами сегодня будем путешествовать на сегодняшнем занятии. /Речь параллельно с включенной фонограммой «Звуки  джунглей»/
Где – то в джунглях, на лианах.
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.
Где – то в речке серебристой
Бегемоты сладко спят,
Разрисованные птицы
Цветом радуги летят.
Сказочные страны,
Жаркий небосвод,
Сладкие бананы,
Лето круглый год!
Попугаев много, много,
Самый главный – какаду.
Я вас дети ненадолго
В джунгли заведу!

Развитие речевого дыхания, элемент аромотерапии.

Ребята, приглашаю вас в джунгли, а воздух здесь особенный. Давайте подышим правильно:
Носом  вдох, а выдох ртом(2 раза)
Дышим глубоко, легко.
Повторим еще разок
И пойдем гулять в лесок.

Артикуляционная гимнастика

ОЙ, посмотрите, кто это? Обезьянка кривляется. И мы тоже так сможем работать язычком, правда, ребята.

«Обезьянка жует банан» Поочередно упирать кончик языка в правую, левую щеки.

«Обезьянки» Рот  открыт. Губы в улыбке. Широкий  кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого неба и отчасти твердого неба, то опускается  вниз. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

«Сигнал опасности у обезьянок» Щелкать языком, изменяя форму рта (улыбка, хоботок). Издавать высокие и низкие звуки – щелчки.

Основная часть

Давайте посмотрим на обезьянку, потрогаем ее пальчиками, и скажем какая она?

/шустрая, пушистая, веселая, хитрая, умная, смешная, мягкая/.
У обезьянки длинный хвост  - длиннохвостая.
Как передвигается обезьянка по деревьям, по земле?
/лазает, прыгает, перепрыгивает,  раскачивается/

Речевая зарядка

К обезьянкам подошли
Посмеялись от души

Греют спинки на лужайке
Черепашки и тигрята
Светит солнце ярко
Весело ребяткам

Кто же там на ветке?
Яркая конфетка?
Это дети попугай,
НУ, попрыгай-ка, поймай!

Не поймали веселого попугая, вы можете его получше рассмотреть на нашей картине.
Попугай, какой? / яркий, хвостатый, смешной, умный/.
Перья разного цвета /разноцветный/,  у него большой клюв /большеклювый/,  много разговаривает  /разговорчивый/, попугай как радуга /радужный/.
Попугаи предложили поиграть в их любимую игру .

Игра «Повтори как попугай!»
/повторить за логопедом слово по слогам и подобрать к слову слоговую схему /2, 3, 4 слога/

Ли-а-ны,
фла-мин-го,
ба-на-ны,
маар-тыш-ка,
джунг – ли,
шим-пан-зе,
ал-ли-га-тор,
го-рил-ла,
пи-тон
ле-ни-вец

А, посмотрите, кто там, в   нижнем  правом  углу нашей картины. Верно, крокодил. Какой он? /длинный, зубастый, шершавый, пупырчатый/.
У него длинный хвост / длиннохвостый/, короткие ноги /коротконогий/,  плавает в воде /водоплавающий/.
Как передвигается крокодил? /плавает, ходит/
Давайте покажем,  как медленно и широко открывает рот крокодил. /  элемент артикуляционной гимнастики/


Фонограмма «Звуки джунглей. Рычанье.»
Послушайте, что это  за тихое рычанье, кто это в пятнистой шкуре? Леопард.
Леопард, какой? /пятнистый, хвостатый, хищный, осторожный, мягкий, пушистый, красивый/
Он очень быстро бегает /быстробегающий/.
Как леопард передвигается?  /бегает, прыгает, крадется/

Пластический этюд «Леопард крадется»
Изобразить , как мягкой походкой крадется леопард за своей добычей, грозный взгляд.

Ребята, давайте с вами немного пошипим звуком Ш-Ш-Ш. Звуковая дорожка «змея».
Кто из жителей джунглей издает такой звук? Змея (питон).
Сейчас, мы посмотрим, какой он, потрогаем.
/длинный, гладкий, скользкий, извивающийся,  холодный, пятнистый/
Как передвигается питон?  /ползает/.
Нам с вами надо помочь питону забраться по скользкой лиане вверх.

Пальчиковая гимнастика «Лианы»
Завязываем на шнурке – «лиане» узелки.

Там, где с деревьев свисают лианы,
Разные в джунглях живут обезьяны:
Лазают там шимпанзе, павианы,
Есть и гориллы, орангутанги.



Ой, посмотрите, что там за камень внизу? Да, это же черепаха.
Черепаха прячет свою голову и лапы  под панцирь,  когда ей угрожает опасность.
Она очень медлительная, пугливая, миролюбивая, черепахи встречаются водные и те, которые живут на суше /сухопутные/ .  Панцирь у черепахи жесткий, выпуклый, твердый.
Как передвигается черепаха? /ползает, плавает/  


Итог занятия
Ребята,  вы сегодня познакомились с некоторыми животными, которые живут в жарких странах. Я надеюсь, что вы запомнили их. Спасибо, что  в нашем занимательном путешествии.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению