• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Беседы с логопедом, часть первая

Вот вопросы, которые задают родители малышей.
Мария, Саратов. У нас сын, ему 2 года, 8 месяцев. До недавнего времени это был спокойный ласковый, послушный ребенок. Проблем не было. Но в последнее время мы замечаем, что он стал капризным, все пытается сделать наоборот, а если что-то ему не нравится, то устраивает истерики. Мы прочитали в книгах о так называемом «кризисе трех лет», но ведь нашему сыну меньше. Что с ним происходит?
Мы начинаем публиковать фрагменты из книги Н. Г. Свободиной «Беседы с логопедом». Наталья Гениховна Свободина — логопед высшей категории, член Совета директоров Ассоциации дислексии, почетный работник образования России. В настоящее время тираж книги «Беседы с логопедом» распродан, вы сможете прочесть отдельные главы на страницах сайта. Редакция
Вот вопросы, которые задают родители малышей.
Мария, Саратов. У нас сын, ему 2 года, 8 месяцев. До недавнего времени это был спокойный ласковый, послушный ребенок. Проблем не было. Но в последнее время мы замечаем, что он стал капризным, все пытается сделать наоборот, а если что-то ему не нравится, то устраивает истерики. Мы прочитали в книгах о так называемом «кризисе трех лет», но ведь нашему сыну меньше. Что с ним происходит?
Если у ребенка все в порядке со здоровьем, если в вашем воспитании нет каких-то грубых просчетов, это скорее всего действительно кризис трех лет. Ведь календарный возраст человека далеко не всегда совпадает с его биологическим возрастом. И если вашему малышу 3 года исполняется через месяц, это не значит, что ожидаемые проблемы наступят через месяц. Они могут появиться как раньше, так и позже.
Чем же так знаменит этот кризис, хотя он не первый в жизни ребенка? У маленького человека начинает проявляться собственное «я», осознание себя как личности. Проявляются негативизм к словам и просьбам взрослых, упрямство, своеволие, иногда до резкого протеста. Ребенок часто возражает просто так, ради самого отрицания. Вот пример из жизни:
— Антошка, сегодня поедем к бабушке Оле.
— Нет!!! Не-е-ет ! Не сегодня не поедем не к бабушке не к Оле...

Во время кризисного периода ребенок в своем развитии переходит к качественно новому этапу. Меняется его личность, он часто находится в состоянии конфликта как внутреннего, так и внешнего, на фонеэмоциональной неустойчивости, глубоких переживаний могут появиться невротические реакции: неспокойный сон, страхи, энурез. Родителям надо быть очень внимательными и чуткими.

Особо надо сказать о развитии речи трехлетнего ребенка. Если она развивалась в соответствии с возрастными нормами, то к трем годам уже достаточно сформировалась в лексическом и грамматическом плане. Постепенно у малыша развивается слуховой контроль над своей речью, формируется фонематическое восприятие, сложнее становится связная речь. Даже если у ребенка были проблемы, к 3 годам, при условии отсутствия тяжелых патологий, его речь в своем развитии делает скачок. В это время также резко возрастает познавательная активность ребенка. Родителям важно не перегрузить малыша информацией. Телевизор, компьютер, постоянное чтение книг, не соответствующих возрасту в ущерб играм и беседам, на фоне негативных проявлений кризисного периода иногда приводят к возникновению заикания. Причем вначале это могут быть еле заметные запинки, повторение первых слов в предложении. Если вы заметили что-то подобное у своего малыша, обязательно обратитесь к психоневрологу или неврологу. Консультации только логопеда здесь недостаточно.

Галина, Москва. Моему ребенку 4 года, но он очень плохо говорит. Нам предлагают логопедический детский сад, но я не хочу, чтобы мой ребенок ходил в группу с ненормальными детьми. Как с ним надо заниматься?
Прежде всего следует учитывать, что сейчас во всем мире принята определенная лексика, касающаяся детей с какими-то серьезными нарушениями. Это люди с ограниченными возможностями здоровья.
В логопедические группы принимаются дети с нарушением речевого развития при сохранном интеллекте только по направлению логопеда детской поликлиники и прошедшие районную психолого-медико-педагогическую комиссию. Если в 4 года ребенок почти не говорит или говорит очень плохо, прислушайтесь к советам специалистов. В логопедической группе с детьми занимаются ежедневно в течение дня разные специалисты. Вы не сможете обеспечить ребенку дома такую коррекционную помощь (если только не наймете няню с логопедическим образованием и с опытом работы именно логопедом). В коррекционных программах главное внимание направлено на то, как говорит ребенок. Вы, конечно, можете заниматься с логопедом частным образом, но это будет 2—3 раза в неделю, и занятие, как правило, будет длиться не менее 30—40 мин. А в группе логопед занимается по 10—15 мин ежедневно, что для маленького ребенка является самым оптимальным вариантом. При решении логопедических проблем необходим комплексный подход, который гораздо реальнее осуществить в рамках детского учреждения. Если же вы решите не отдавать ребенка в детский сад, а заниматься с ним дома, наберитесь терпения. Самое сложное заниматься с ребенком систематически. Очень часто родители на первичной консультации на все согласны и с энтузиазмом берутся за дело, но выдерживают 2—3 недели, а потом занимаются все реже и реже. В любом случае без помощи специалиста вы обойтись не сможете.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению