• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Особенности работы учителя - логопеда в детском саду 4 вида для слабовидящих и слепых детей


учителя-логопеда МБДОУ"д\с№5" Сафиканова Л.Р. Сопова М.М. г. Стерлитамак Республика Башкортостан

Мы работаем в компенсирующем детском саду 4 вида «Хрусталик» - для  слабовидящих и слепых детей. Основной контингент детей данного вида учреждения – это дети ,страдающие амблиопией и косоглазием. У большинства этих детей нарушения зрения врожденные.
Всякий человек познает окружающий мир через зрение. Но в связи с тем, что у этих детей оно нарушено, то в полной мере знакомство с предметным миром ...
учителя-логопеда МБДОУ"д\с№5" Сафиканова Л.Р. Сопова М.М. г. Стерлитамак Республика Башкортостан

Мы работаем в компенсирующем детском саду 4 вида «Хрусталик» - для  слабовидящих и слепых детей. Основной контингент детей данного вида учреждения – это дети ,страдающие амблиопией и косоглазием. У большинства этих детей нарушения зрения врожденные.
Всякий человек познает окружающий мир через зрение. Но в связи с тем, что у этих детей оно нарушено, то в полной мере знакомство с предметным миром невозможно. Помимо этого нарушение зрения сказывается и на нервно – психическом развитии, снижается двигательная активность, что влияет на формирование общего развития.
При проведении нами диагностики были выявлены следующие нарушения, характерные для слабовидящих детей:
•    Бедные словарный запас;
•    Множественные нарушения фонетической стороны речи;
•    Не сформированы фонематические представления;
•    Возникают трудности в установлении смысловых  связей между объектами в классификации предметов, в анализе синтезе и обобщении;
•    Слабовидящий ребенок не может одновременно видеть и удерживать в сознании разные стороны и признаки одного и того же предмета, не может составить рассказ из полных развернутых предложений и  правильно    их грамматически сконструировать.
В силу этих специфических особенностей слабовидящих детей коррекционную работу помимо воспитателей и учителей - логопедов проводят и учителя - дефектологи, которые работают в каждой группе.
Основная логопедическая работа заключается в развитии речевого дыхания, орального праксиса, фонематических представлений, активного и пассивного словаря, лескико – грамматического строя речи; развитие координации движений и пространственной ориентировки; сенсорном развитии.
При проведении логопедических занятий нами учитывается тяжесть дефекта и особенностей этих детей:
- так, например, если ребенок страдает сходящимся косоглазием, то его сажают в центре; если у ребенка светобоязнь, то его сажают так, чтобы на его глаза не попадал яркий свет.
- расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
- темп занятий снижен. При проведении занятий необходимо обязательно выполнять гимнастику для глаз, физминутки для развития координации движений.
При организации также обязательно уделяется внимание наглядности. При выборе и создании дидактического материала необходимо учитывать его величину и окраску. Весь наглядный материал должен быть насыщенным и ярким. Необходимо учитывать и контрастность. Если на логопедических занятиях присутствуют слепые дети, то используются рельефные изображения. Помимо разнообразных картинок, нужно всегда иметь предметы реального мира по разным лексическим разделам – овощи, фрукты, ягоды и т.д. или муляжи, макеты.
Логопедическая работа со слабовидящими детьми проводится как индивидуально, так и в подгруппах в игровой деятельности, обязательно чередуя нагрузки – умственную, зрительную, двигательную, речевую.
В логопедическую работу также обязательно включают:
•    развитие зрительного восприятия: цветоощущение, цветовосприятие, цветоразличесние;
•    развитие мелкой  и общей моторики, координации движений. Здесь используются как шнуровки, прищепки, так и нанизывание бусинок, пуговиц, штриховка, обводка с обязательным использованием фломастеров.
•    для слабовидящих детей характерна двигательная расторможенность. Поэтому здесь мы используем логоритмику, физминутки, игры с мячом и т.д.
Для профилактики зрительного утомления на занятиях необходимо чередовать периоды зрительного восприятия и дальнем расстоянии  от глаз. Также мы используем следующие упражнения для глаз: отвести взгляд вправо – влево, не поворачивая головы; поднять глаза вверх, опустить вниз; крепко зажмурить глаза на 5 – 7 секунд, затем открыть; быстро поморгать глазами; смотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик носа; производить круговые движения по часовой стрелке на расстоянии 30 см от глаз, при этом следить за кончиком пальцев.
Для более интересного проведения логопедических занятий мы специально сделали приспособление: это облако, с которого в зависимости от времени года свисают капельки, зеленые листочки ( если это лето или весна), снежинки ( зима), желтые и красные листочки (осень);
солнышко с рядом летящими птицами ( оригами ).
Данное приспособление используется в следующих видах работы:
1.    для развития длительного речевого дыхания;
2.    логоритмика.

Тучка, тучка,                                            Мы работаем в компенсирующем детском саду 4 вида «Хрусталик» - для  слабовидящих и слепых детей. Основной контингент детей данного вида учреждения – это дети ,страдающие амблиопией и косоглазием. У большинства этих детей нарушения зрения врожденные.
Всякий человек познает окружающий мир через зрение. Но в связи с тем, что у этих детей оно нарушено, то в полной мере знакомство с предметным миром невозможно. Помимо этого нарушение зрения сказывается и на нервно – психическом развитии, снижается двигательная активность, что влияет на формирование общего развития.
При проведении нами диагностики были выявлены следующие нарушения, характерные для слабовидящих детей:
•    Бедные словарный запас;
•    Множественные нарушения фонетической стороны речи;
•    Не сформированы фонематические представления;
•    Возникают трудности в установлении смысловых  связей между объектами в классификации предметов, в анализе синтезе и обобщении;
•    Слабовидящий ребенок не может одновременно видеть и удерживать в сознании разные стороны и признаки одного и того же предмета, не может составить рассказ из полных развернутых предложений и  правильно    их грамматически сконструировать.
В силу этих специфических особенностей слабовидящих детей коррекционную работу помимо воспитателей и учителей - логопедов проводят и учителя - дефектологи, которые работают в каждой группе.
Основная логопедическая работа заключается в развитии речевого дыхания, орального праксиса, фонематических представлений, активного и пассивного словаря, лескико – грамматического строя речи; развитие координации движений и пространственной ориентировки; сенсорном развитии.
При проведении логопедических занятий нами учитывается тяжесть дефекта и особенностей этих детей:
- так, например, если ребенок страдает сходящимся косоглазием, то его сажают в центре; если у ребенка светобоязнь, то его сажают так, чтобы на его глаза не попадал яркий свет.
- расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
- темп занятий снижен. При проведении занятий необходимо обязательно выполнять гимнастику для глаз, физминутки для развития координации движений.
При организации также обязательно уделяется внимание наглядности. При выборе и создании дидактического материала необходимо учитывать его величину и окраску. Весь наглядный материал должен быть насыщенным и ярким. Необходимо учитывать и контрастность. Если на логопедических занятиях присутствуют слепые дети, то используются рельефные изображения. Помимо разнообразных картинок, нужно всегда иметь предметы реального мира по разным лексическим разделам – овощи, фрукты, ягоды и т.д. или муляжи, макеты.
Логопедическая работа со слабовидящими детьми проводится как индивидуально, так и в подгруппах в игровой деятельности, обязательно чередуя нагрузки – умственную, зрительную, двигательную, речевую.
В логопедическую работу также обязательно включают:
•    развитие зрительного восприятия: цветоощущение, цветовосприятие, цветоразличесние;
•    развитие мелкой  и общей моторики, координации движений. Здесь используются как шнуровки, прищепки, так и нанизывание бусинок, пуговиц, штриховка, обводка с обязательным использованием фломастеров.
•    для слабовидящих детей характерна двигательная расторможенность. Поэтому здесь мы используем логоритмику, физминутки, игры с мячом и т.д.
Для профилактики зрительного утомления на занятиях необходимо чередовать периоды зрительного восприятия и дальнем расстоянии  от глаз. Также мы используем следующие упражнения для глаз: отвести взгляд вправо – влево, не поворачивая головы; поднять глаза вверх, опустить вниз; крепко зажмурить глаза на 5 – 7 секунд, затем открыть; быстро поморгать глазами; смотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик носа; производить круговые движения по часовой стрелке на расстоянии 30 см от глаз, при этом следить за кончиком пальцев.
Для более интересного проведения логопедических занятий мы специально сделали приспособление: это облако, с которого в зависимости от времени года свисают капельки, зеленые листочки ( если это лето или весна), снежинки ( зима), желтые и красные листочки (осень);
солнышко с рядом летящими птицами ( оригами ).
Данное приспособление используется в следующих видах работы:
1.    для развития длительного речевого дыхания;
2.    логоритмика.

Тучка, тучка,
Что ты нам несешь?
Может быть в подарок                                                        
Теплый летний дождь.                                                          
Дождя мы не боимся,
И ручки поднимаем, (тянем руки к тучке )
Под дождиком мы быстро
С вами подрастаем. (встаем на носочки ).
Ветер листочки с деревьев срывает ( дети раскачиваются из стороны в сторону)
И высоко он их поднимает ( поднимают руки в вверх ,продолжая раскачиваться)
Ну, а мы с вами ветру поможем,
И на листочки подуем мы тоже.


Падают снежинки, ( дети вращают кистями )
Легкие, как вата.
А метель их кружит,
И несет куда – то. ( дети дуют на снежинки).

Солнышко светит лучами играя,
Деток к себе оно так зазывает.
Носиком воздух вздохнули поглубже,
И через ротик мы выдохнем дружно.
   В миг озарилось сияние света,
   Словно над нами промчалась комета.
   Мы повторяем, еще повторяем
Во как мы с солнышком нашим играем.
                                
                          
Солнышко нам светит,                                                                                              Лучики горят                                                                                                                                                                          
Деткам говорят.
Вы на нас подуйте,                                                                                                                          Воздух набираем,                                                                              
Плавно выдыхаем,
Солнышко с ребятами,                                                                                             Дружно мы спасаем.

                                                                  
Солнышку мы улыбнулись,                                                
К солнышку мы потянулись.
(тянем руки к солнышку)
Под солнышком мы покружились,
Солнышку мы поклонились.

Что ты нам несешь?
Может быть в подарок                                                        
Теплый летний дождь.                                                          
Дождя мы не боимся,
И ручки поднимаем, (тянем руки к тучке )
Под дождиком мы быстро
С вами подрастаем. (встаем на носочки ).
Ветер листочки с деревьев срывает ( дети раскачиваются из стороны в сторону)
И высоко он их поднимает ( поднимают руки в вверх ,продолжая раскачиваться)
Ну, а мы с вами ветру поможем,
И на листочки подуем мы тоже.


Падают снежинки, ( дети вращают кистями )
Легкие, как вата.
А метель их кружит,
И несет куда – то. ( дети дуют на снежинки).
Солнышко светит лучами играя,
Деток к себе оно так зазывает.
Носиком воздух вздохнули поглубже,
И через ротик мы выдохнем дружно.
В миг озарилось сияние света,
Словно над нами промчалась комета.
Мы повторяем, еще повторяем
Во как мы с солнышком нашим играем.
                                
                          
Солнышко нам     светит                                                                                              Лучики горят                                                                                                                                                                     Деткам говорят.
Вы на нас подуйте,                                                                                                   Воздух набираем,                                                                              
Плавно выдыхаем,
Солнышко с ребятами,                                                                                             Дружно мы спасаем.

Солнышку мы улыбнулись,                                                    
К солнышку мы потянулись.
(тянем руки к солнышку)
Под солнышком мы покружились,

Солнышку мы поклонились.

                            Литература:
1.    Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. Шматко Н.Д. М, 1997;
2.    Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, Л, 1982;
3.    Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. М, 2003
4.    Рудакова Л.И. Развитие зрительного восприятия, СП, 2003.





Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть