• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное дошко-льное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка



Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей -  является важ-нейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше время, когда слова «гражданин», «отечество» стали так мало значить для людей. ...
Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное дошко-льное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка



Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей -  является важ-нейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше время, когда слова «гражданин», «отечество» стали так мало значить для людей. Чтобы стать полноправным гражданином своей страны, нужно знать законы своей страны, права и обязанности. Так же необходимо помнить, что в процессе изучения прав, к детям нужно применять подходы, основанные на идеях миролюбия, то-лерантности. Ведь только такие методы помогут детям :
•    сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;
•    научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
•    научиться разрешать конфликты в повседневной жизни – правовыми спосо-бами.
    Прежде чем начать работу по формированию правосознания, мы изучили  и обсу-дили следующие документы, необходимые в нашей работе: «Семейный кодекс», «Декла-рация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании».
    Ребенок, как и взрослый человек должен знать свои права и  уметь ими пользовать-ся.
    Как познакомить дошкольника с таким серьезным документом, как «Конвенция о правах ребенка», как его заинтересовать? Прежде чем решать эти проблемы, мы опреде-лили задачи педагогов по формированию правосознания ребенка:
•    обеспечить детей знаниями, навыками по формированию правовой компетенции;
•    развивать я-сознание ребенка, свободу его самовыражения;
•    развивать навыки, способность чувствовать, понимать себя и других;
•    развивать навыки общения с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
•    развивать адекватную оценку к себе и другим людям;
•    приобщение к отечественным и национальным ценностям.
Чтобы было легче донести до детей информацию по содержанию этого документа, мы все статьи «Конвенции о правах ребенка», объединили в блоки, доступные и понятные детям.
У нас получилось три блока:
•    Охрана и укрепление здоровья (ст. 3, 6, 24)
•    Право на образование (ст. 13, 28. 29,32)
•    Право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст.2, 5, 6, 7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37. 38).
В работе по этим блокам нам помогает изданная по этой теме литература.
Эта проблема очень важна, поэтому необходимо привлечь к этой работе родителей.
В годовой план работы с родителями,  включен  большой раздел по этой теме, который  нужно освоить.  Будут  использоваться как традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, индивидуальная работа), так и нетрадиционные.
Выбрав одну из нетрадиционных форм работы, мы создали клуб «Правовое просвещение родителей».
Немного расскажу об этом. Прежде всего, мы провели анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы по воспитанию детей, и вопросы, которые помогли нам сориентироваться в дальнейшей работе.  Например: знакомы ли Вам, следующие доку-менты: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Закон об образовании»?
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что большая часть родителей незнакома с этими документами. Чтобы заинтересовать их в изучении  документов, мы провели «День открытых дверей», показали  занятие. Казалось бы, обычное занятие по русским народ-ным сказкам, но когда в контексте этих сказок мы стали говорить о правах, и их наруше-ниях, родители были очень удивлены и заинтересованы. После этого у них не возникало возражений по изучению этих документов.
Следующим этапом нашей работы стало создание для родителей библиотечки, в кото-рую вошли данные документы.
Так же мы планируем организовать совместную  выставку рисунков  «Большие права – маленьким детям», конкурс на лучшее письмо  «Мой малыш самый, самый!»
В конце года будет проведена викторина с участием семейных команд «Знатоки». В этой викторине примут участие  дети театральной студии нашего детского сада, они покажут мини-сценки «Имею право».    
Привлекая родителей группы, мы создали иллюстрированный альбом «Права – детям, это серьезно!». Планируем в течение учебного года вместе с детьми, по мере изучения ма-териала, составить словарик « Правовая азбука малыша», куда включим такие понятия: право, долг, достоинство, ответственность и так далее.
Так же мы используем наглядно-педагогическую пропаганду: информационные стен-ды, памятки для родителей.
Считаем, что такая работа поможет детям лучше усвоить данный материал, а родите-лям – понять и оценить серьезность и важность данной работы.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм, нравствен-ные и этические качества. Иными словами нужно воспитывать будущего гражданина сво-ей страны.  
    
       Тема заня-тия,
            задачи.    Организованные занятия         Работа вне за-нятий    Трудовая          деятельность    Работа с роди-телями.

1.    «Права и обя-занно-сти».

Цель: дать детям поня-тия – права и обязанности; их единство. Воспитывать чувство взаимоува-жения, ува-жение к дру-гим людям. Развивать умение рас-суждать, со-поставлять, делать вы-воды.















      



Рассказ воспита-теля «Знакомст-во с понятиями: права и обязан-ности», «Един-ство прав и обя-занностей».

Беседа

Обсуждение проблемных си-туаций.

и/у «Я начну, вы продолжите», например: «Ре-бенок имеет право на ……»
      



Рассматривание тематических плакатов «Имею право!»

Создание собст-венного альбома «Маленьким де-тям – большие права!»

Изготовление вместе с детьми картинок-символов.    



Мастерская «Добрых дел» - изго-товление по-дарков для малышей.    



Участие в кон-курсе рисунков «Маленьким де-тям – большие права!»

Чтение с детьми сказок «Три по-росенка», «Ко-лобок», «Гуси-лебеди», «За-юшкина избуш-ка», «Золушка» и другие.

2.    «Семь я – это все моя се-мья!»

Цель: закре-пить пред-ставление о членах се-мьи, как о людях, кото-рые живут вместе, лю-бят друг друга, забо-тятся друг о друге. Фор-мировать уважитель-ное, забот-ливое отно-шение к близким, родным лю-дям. Воспи-тывать чув-ство гордо-сти за свою семью.     



Игровое упраж-нение «Узнай картинку-символ».

Рассказ воспита-теля.

Беседа «Без се-мьи нет сча-стья!»

Рассказы детей по фотоальбо-мам «Это все моя семья!»

Чтение, обсуж-дение рассказов:
«Два пирожных» Ю.Ермолаевой;
«Сыновья», «Печенье» В.Осеевой.

Пословицы о семье.    



Рассматривание семейных альбо-мов.

Обыгрывание си-туаций: «Мама устала», «Дедуш-ка болеет», «Бра-тик ушибся»

Рассматривание картин о
семье.

с/р. игра «Семья».

Игры пантомимы.

Игры-тренинги.    



Аппликация «Подарок близким лю-дям»

Рисование «Портрет любимой мамочки»

Рисование «Чем я
занимаюсь в свободное время»

Рисование «Наш семей-ный празд-ник»    



Рассказы роди-телей детям о бабушках, де-душках, их за-слугах.

Рассказы роди-телей о своей профессии.

Создание с по-мощью
родителей ге-неалогического древа.

Составление се-мейного альбо-ма «Мои родные люди»

Семейный праздник, по-священный дню матери.

Спортивный праздник «Ма-ма, папа, я - спортивная се-мья!»

Выпуск стенга-зеты «Наша дружная семья!»


3.    «Мое имя»

Цель: дать представле-ние о праве каждого че-ловека на имя; научить осознавать свою инди-видуаль-ность. Сти-мулировать положитель-ное отноше-ние к свер-стникам.





















    
Беседа «Кто я такой»

Рассказ воспита-теля «Человек и его имя»

Чтение и разу-чивание скоро-говорок и чисто-говорок, дразни-лок со звучани-ем имени чело-века.

Придумывание сказок о челове-ке с таким име-нем как у тебя, с опорой звучания имени.

Беседа «Я са-мый-самый!»

Правила обще-ния с другими людьми: близ-кими, сверстни-ками, взрослы-ми.    
Создание детьми альбома «Я и мое настроение»

Презентация ре-бенком книги «Здравствуйте, это я!» (совмест-ная работа с ро-дителями)

Создание группо-вой книги ласко-вых имен.

Разучивание сти-хов, где упомина-ется какое-либо имя:
«Вовка – добрая душа»,
«Мы с Тамарой ходим парой» А.Барто и др.



    
Творческая работа «Цвет моего име-ни»

Копилка до-брых по-ступков: мастерим поделки де-тям тезкам в младшей группе.




    
Создание вместе с родителями книги «Здравст-вуйте, это я!»

Конкурс на лучшее письмо мамы о своем ребенке «Мой малыш самый-самый!»







4.    «Право человека на соб-ственное жилье»

Цель: дать детям пред-ставление о том, что для нормальной жизни каж-дому чело-веку необ-ходимы хорошие ус-ловия – в первую очередь жи-лище, свой дом.
Познакомить детей с пра-вом жилье и его непри-косновен-ность.
Воспитывать уважение к людям, про-живающим рядом.












    
Чтение, расска-зывание, про-слушивание в грамзаписи ска-зок: «Волк и се-меро козлят», «Три медведя», «Заюшкина из-бушка», «Три поросенка».

Чтение С.Маршака «Кошкин дом», «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носова,  бесе-да по прочитан-ному.

Инсценировка стихотворения, чтение его в па-рах, тройках «Мама приходит с
работы» по-смотри автора.    
Дидактическая игра «Назови свой адрес»

Игровое упраж-нение «Сказоч-ные дома» (дома героев разных сказок)

Игровое упраж-нение «Фантазе-ры!»

Игра-убеждение «Приглашение в гости»

Прослушивание песен о доме, за-учивание, объяс-нение пословиц о доме.

Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»    
Аппликация «Город, где я живу»

Рисование «Мой дом»

Ручной труд «Разные до-ма» - бросо-вый матери-ал










    
Викторина «Мой дом – моя крепость!» (ро-дители и дети)

Участие в кон-курсе рисунков «Дом моей меч-ты»

Конкурс на лучшее сочине-ние «Я люблю свой дом»

Участие родите-лей в музее дет-ского сада угол-ка «Русская из-ба»













Тема: «Непосильное задание».     Старший дошкольный возраст.

Цель: закрепить знания о ранее изученных правах ребенка. Ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд»; «тяжелый физический труд»; формировать представ-ление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью. Развивать умение рассуждать, делать выводы.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость, состра-дание. Способствовать формированию убеждения: если совершил хороший поступок – значит, и сам стал чуточку лучше.

Предшествующая работа: чтение сказок «Мороз Иванович», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Баба Яга» - беседа по содержанию прочитанного, умение определять, ка-кие права нарушены или торжествуют в сказке. Рассматривание картины В.Перова «Трой-ка». Чтение отрывка А.П.Чехова «Ванька».

Оборудование:  иллюстрации к сказке «Крошечка-Хаврошечка», «Мороз Иванович», фишки черного и зеленого цвета. Мяч для игры «Да, нет, почему». Музыкальное сопро-вождение к упражнению «Согрей птичку». Презентация на мультимедиа по содержанию занятия. Кукла Незнайка или ребенок в костюме Незнайки.

Ход занятия.

1. Дети садятся на стульчики, раздается стук, в группу входит Незнайка, здоровается и спрашивает: «Чем это вы тут занимаетесь?». Воспитатель отвечает, что сегодня дети зна-комятся и изучают свои права, чтобы быть грамотными, уметь защитить себя и других.
Незнайка: «Фу, права! Да я их и без учебы знаю, и защитить себя сумею, у меня силы вот сколько!» (показывает).
Воспитатель: нет, Незнайка, ты не прав, послушай, как наши дети о правах расскажут.
Ребята, давайте расскажем нашему гостю, какие права есть у ребенка с момента его рож-дения. Дети перечисляют: право на имя, на гражданство, семью, питание, жилище.
(Когда дети назвали, появляется картинка на мультимедиа, и мы проверяем все ли права назвали дети). Ты знал эти права, Незнайка?
А какие права есть у детей в детском саду? Давайте попробуем их сформулировать все вместе:
-- играть;
-- отдыхать если устал;
-- высказывать свое мнение и с этим мнением взрослые должны считаться;
-- гулять;
-- получать полноценное питание.
Молодцы, ребята, вы знаете свои права. И надеюсь, что эти знания помогут оказать по-мощь другим людям, если это понадобиться.

2. А сейчас я вас приглашаю в гости в сказочную страну. А чтобы туда добраться, нам нужно слегка размяться.
Физминутка под музыку.

3. На экране появляется картинка из сказки «Мороз Иванович», дети называют сказку, воспитатель зачитывает отрывок.
Затем появляется иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка», так же называется сказ-ка и  зачитывается отрывок.
Ребята, какой была жизнь у героев этих сказок? У Крошечки-Хаврошечки, у Машеньки? Почему? Какие герои еще есть в этих сказках?
Ребята, я хочу предложить вам несложное задание: хотите посоревноваться с компьюте-ром? Нам нужны будут две команды.
В команды раздаются иллюстрации с героями сказок «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка» и фишки зеленого и черного цвета по количеству героев сказки. Детям предлагаю оценить героев (положительный – зеленая фишка, отрицательный – черная фишка). Проверяем задание, и сравниваем результат на экране, где есть заведомо непра-вильные ответы. Прошу детей дать правильный ответ и аргументировать его: «фишка сто-ит неправильно потому что……».
Молодцы, ребята! Оказывается вы умнее компьютера!
Пожалуйста, ребята, напомните мне еще раз кому в этих сказках жилось очень трудно. (Ответы детей). А почему им трудно жилось? Потому что они много трудились,  это был тяжелый физический труд, можно сказать непосильный. А как вы думаете, пользу или вред приносит такой труд? Какую пользу или вред (вред здоровью).

4. Приглашаю детей в круг, звучит тихая спокойная музыка. Ребята, давайте мы с вами поможем тем, кому в сказках очень тяжело и трудно жить. Хотите? Знаете, как это можно сделать? Упражнение называется «Согреем птичку»
Дети складывают ладошки, представляя, что держат в руках маленькую птичку. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают у груди, укачивают, отпускают, машут ей в след. Сейчас мы подарим свою любовь тем, кому плохо, помашем вслед нашей маленькой птичке. А теперь раскройте свои ладони, и почувствуйте, как любовь вернулась к нам об-ратно. Приложите ладошки к груди, вы ощущаете внутри тепло и доброту. Подарив лю-бовь, мы сами стали лучше и добрее.

5. Игра с мячом «Да, нет, почему».
Кидая ребенку мяч, называю действие, а он да или нет, и объясняет почему.
Саша, свари суп.  – Нет, потому что я еще ребенок, это не безопасно.
Маша, сходи, погуляй. – Да, потому что…..



6. На экране картинка «Каждый ребенок имеет право на защиту от непосильного труда».
Сегодня мы с вами познакомились с еще одним правом. Это статья…….

7. Рефлексия. Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, правильно отвечали. Незнай-ка: «И я много узнал нового.  Спасибо вам, ребята!»
А вам, ребята, занятие понравилось? Какую бы оценку вы поставили мне за это занятие? Почему?

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению